№12-244/2010
Р Е Ш Е Н И Е
07 мая 2010 г г. Ростов-на-Дону
Судья Кировского районного суда г. Ростова – на - Дону Миценко О.А.,
рассмотрев жалобу Соколовского П.М. на постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области № 175 от 29.03.2010г. о привлечении Соколовского П.М. к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов № 175 от 29.03.2010г. "место работы" Соколовский П.М. привлечен к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначен штраф в размере 4 000 рублей.
16.04.2010г. Соколовский П.М. обратился в Кировский районный суд г. Ростова – на –Дону с жалобой на постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов № 175 от 29.03.2010г., указав, что "место работы" осуществляет свою деятельность на основании подписанного с ОАО «Кондитер» договора подряда №2/04 01.04.2007г. По условиям указанного договора "место работы" выполняет все работы из основных и вспомогательных материалов, на оборудовании и в помещениях ОАО «Кондитер», который в свою очередь создает для этого необходимые условия, принимает результаты работ и оплачивает их, а также обязуется производить текущий и капитальные ремонты оборудования, на котором выполняются работы и его обслуживание. Кроме того, вся выпускаемая продукция имеет логотип ОАО «Кондитер», на всю продукцию сертификаты соответствия находятся в ОАО «Кондитер». Также указывает, что "место работы" не осуществляет ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования, также не производит замены светильников. "место работы" не приобретались материалы (светильники, протирочные ветоши, масло и другие компоненты для обслуживания и ремонта оборудования, на котором производится продукция, а также запасные части к указанному оборудованию) и не производились работы по обслуживанию и ремонту производственного оборудования. "место работы" не имеет собственного (либо арендованного) производственного оборудования. Все вопросы, связанные с охраной окружающей среды (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оплатой за негативное воздействие на окружающую среду) находятся в ведении ОАО «Кондитер», который является собственником здания кондитерской фабрики и всего оборудования, на котором производится продукция.
Соколовский П.М. просит отменить постановление комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области по делу №175 от 29.03.2010г., прекратить производство по делу.
29. 04.2010г. Ростоблкомприрода предоставил подлинник постановления №175 от 29.03.2010г., а также другие материалы дела об административном правонарушении.
Соколовский П.М. на рассмотрение жалобы явился, поддержал доводы жалобы, просит удовлетворить, дал пояснения, аналогичные изложенным в жалобе.
На рассмотрение жалобы явился представитель Ростоблкомприрода по доверенности Асташева А.А., просит в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период с 24.02.2010 по 26.02.2010г. Ростоблкомприрода проведена плановая выездная проверка деятельности "место работы" по выполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В результате проверки установлено, что руководителем "место работы" осуществляется деятельность с несоблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: выброс стационарными источниками (вентиляционные трубы от оборудования производственной линии; крышные вытяжки от оборудования карамельного цеха от источников выделения: машины для охлаждения уваренной массы; охлаждающие столы; баки для хранения кислот, эссенций в составе пищевых смесей; котлы для варки карамельной массы.) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие специального разрешения, что является нарушением п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По данному факту в отношении "место работы" Соколовского П.М. составлен протокол № 175 от 26.02.2010 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Постановлением комитета от 29.03.2010 по делу № 175 об административном правонарушении "место работы" Соколовский П.М. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 4000 руб.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Это означает, что всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду рассматривается законодательством как потенциально опасная, в связи с чем, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своей деятельности (еще на стадии планирования деятельности), в том числе путем разработки и получения в установленном порядке соответствующей природоохранной документации.
Согласно ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 25 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно п.1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха», утверждено Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют государственное управление в области охраны окружающей среды, а также осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
С целью совершенствования государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее Методическое пособие), согласно которого все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, к стационарным источникам выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относится любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 1,2 подраздела 1.2 раздела 1 Методического пособия к стационарным источникам выделения и выбросов в атмосферу с неорганизованным выбросом, в том числе, относятся: дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе, протоколом об административном правонарушении и иными документами.
Материалами дела, а именно протоколом от 26.02.2010 № 175 об административном правонарушении, актом проверки от 26.02.2010 № 71/08, договором подряда № 2/04 от 01.04.2007г. установлено, что основным видом деятельности заявителя является производство карамели, что не отрицалось Соколовским П.М. при рассмотрении его жалобы..
Также из материалов дела усматривается, что производственная деятельность общества осуществляется на 2 этаже здания ОАО «Кондитер» по адресу ..., где, в ходе проверки установлено наличие следующих стационарных источников (объектов) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатируемые заявителем: организованные источники загрязнения атмосферы: вентиляционные трубы от оборудования производственной линии; крышные вытяжки от оборудования карамельного цеха; источники выделения загрязняющих веществ - машины для охлаждения уваренной массы; охлаждающие столы; баки для хранения кислот, эссенций в составе сиропов; котлы для варки карамельной массы.
Указанные объекты дислоцируются и функционируют в границах производственного помещения, что в свою очередь, свидетельствует о стационарности указанных объектов. Кроме того, факт дислоцирования, то есть стационарного размещения указанных объектов на территории единого производственного помещения. Следовательно, указанные объекты являются стационарными, представляют собой источники вредного воздействия на атмосферную среду, а, значит, эксплуатация их возможна только при наличии специального разрешения, которое, в свою очередь, на момент проверки не было представлено.
При указанных обстоятельствах в действиях (бездействии) "место работы" Соколовского П.М., содержатся все признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Состав данного правонарушения является формальным, наступление ответственности не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в воздух, выброс веществ в атмосферный воздух требует обязательного разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно уставу общества единоличным исполнительным органом общества является директор, который руководит его текущей деятельностью и обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства.
В соответствии с приказом общества от 31.03.2009 № 48 на должность директора общества назначен Соколовский П.М.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия директора ФИО21 квалифицированы правильно по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об АП, оснований для отмены постановления Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов при Администрации Ростовской области № 175 от 29.03.2010г. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области № 175 от 29.03.2010г. о привлечении "место работы" Соколовского П.М. к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Соколовского П.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова н\Д в течение 10 дней.
Судья: О.А.Миценко