№12-484/2010
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2010г. г. Ростов-на-Дону
Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Миценко О.А., рассмотрев жалобу Чернышева В.Г. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области №Номер обезличен от Дата обезличена. о привлечении его к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Дата обезличенаг. Чернышев В.Г. обратился в Кировский районный суд г. Ростова – на – Дону с жалобой на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. (далее постановление) о привлечении его к административной ответственности по 14.31 Кодекса РФ об АП, указывая, что с данным постановлением не согласен, постановление является незаконным и необоснованным, поскольку ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» не является исполнителем коммуникационных услуг, а выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Заявителем также указано, что УФАС по РО не рассмотрело его ходатайство о применении ст. 2.9 Кодекса РФ об АП. Просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.
Дата обезличена года УФАС предоставило подлинник постановления, а также другие материалы дела об административном правонарушении.
Чернышев В.Г. на рассмотрение жалобы не явился, извещен. Дело рассмотрено в его отсутствии.
Представитель Чернышева В.Г. по доверенности Тарзанов А.А. в заседание явился, поддержал доводы жалобы, просит, дав пояснения в соответствии с доводами жалобы.
Представитель УФАС по РО Коробейников Н.А. в заседание явился, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Установлено, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Номер обезличен. о привлечении Чернышева В.Г. к административной ответственности вынесено от Дата обезличенаг., сведений о фактическом вручении. копии постановления материалы дела не содержат. Жалоба на постановление подана в суд 20.08..2010 г., таким образом, срок на обжалование постановления не пропущен.
Выслушав Чернышева В.Г., представителя УФАС по РО Коробейникова Н.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к выводу, что постановление УФАС о привлечении к административной ответственности Чернышева В.Г. по ст.14.31 Кодекса РФ об АП является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Дата обезличена между ООО «ДУК ЖКХ» и ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» заключен договор Номер обезличен, согласно которому ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» поставляет электрическую энергию для целей оказания коммунальной услуги в многоквартирные жилые дома.
Дата обезличенаг. в Ростовское УФАС России поступило обращение ООО «ДУК ЖКХ» о нарушении ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» антимонопольного законодательства, выразившегося в направлении уведомления о полном ограничении подачи электроэнергии с Дата обезличенаг., в связи с чем, Ростовским УФАС России Дата обезличенаг. было возбуждено дело Номер обезличен по признакам нарушения ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» ч.1 ст.10 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О защите конкуренции»
Решением от Дата обезличенаг. (исх.3137/02) ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» признано нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из материалов дела, ООО «ДУК ЖКХ» приобретает электрическую энергию по договору энергоснабжения Номер обезличен от Дата обезличенаг. для целей оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В п.3 Правил Номер обезличен, принятых во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Это могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Продажу коммунальных ресурсов исполнителю осуществляет ресурсоснабжающая организация (любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель). Граждане же, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Правилами Номер обезличен именуются потребителями.
Применительно к договору для ООО «ДУК ЖКХ» (исполнителя коммунальных услуг) ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п.8 Правил Номер обезличен, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п.89, 91 Правил Номер обезличен, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Таким образом, правоотношения ООО «ДУК ЖКХ» и ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» по снабжению электроэнергией жилых домов подпадают под действие Правил Номер обезличен, и не должны регулироваться положениями Правил Номер обезличен.
Судом установлено, что по состоянию на Дата обезличенаг. ООО «ДУК ЖКХ» имело задолженность перед ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» за потребленную электроэнергию за июль-ноябрь 2009г. – то есть задолженность не превышала 6 ежемесячных размеров платы.
Как достоверно установлено при рассмотрении дела, Дата обезличенаг. в ОАО «МРСК Юга» была направлена заявка о прекращении подачи электроэнергии Дата обезличенаг. ООО «ДУК ЖКХ», а Дата обезличенаг. ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» направило в ОАО «МРСК Юга» заявку об отмене введения ограничения подачи электроэнергии, т.е. после обращения (Дата обезличенаг.) ООО «ДУК ЖКХ» в Ростовское УФАС России.
Судья приходит к выводу, что ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» неправомерно направило заявку сетевой компании об ограничении режима потребления электроэнергии ООО «ДУК ЖКХ».
Так, согласно п.2 ст.546 ГК РФ, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с п.78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода. Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Однако положения, установленные Правилами Номер обезличен, не могут применяться в рассматриваемой ситуации, в том числе, по причине ограничений, установленных п.1 ст.548 ГК и п.8 Правил Номер обезличен.
Согласно п.п.«а» п.80 Правил Номер обезличен, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Таким образом, исполнитель не имеет правовой возможности ограничить и тем более приостановить электроснабжение потребителей, имеющих задолженность по оплате данного коммунального ресурса меньшую, чем 6 ежемесячных размеров соответствующим образом определенной платы.
Согласно решению от Дата обезличенаг. действия ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», выразившиеся в направлении уведомления о полном ограничении подачи электроэнергии с Дата обезличенаг. нарушают требования ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», т.е. ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» в установленном порядке признано злоупотребившим доминирующим положением. Чернышев В.Г. является директором ЦМО ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», т.е. является должностным лицом ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», действиями которого нарушена ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» - злоупотребление доминирующим положением.
Согласно ст.2.4 КРФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела от Дата обезличенаг. Номер обезличен следует, что должностным лицом ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» является Чернышев В.Г., которым допущено ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.31 КРФ об АП.
Кроме того, решением Арбитражного суда Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» к УФАС по РО о признании незаконным и отмене решения Ростовского УФАС России от Дата обезличенаг. по делу Номер обезличен.
При этом, оценивая соответствие действий ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» по отключению энергопринимающих устройств граждан от электрической энергии требованиям жилищного законодательства, Арбитражным судом указано, что подпункт «а» пункта 80 Правил Номер обезличен предполагает право исполнителя (которым в рассматриваемом случае является ООО «ДУК ЖКХ») приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг (в том числе электроснабжения) через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг. Согласно справки ООО «ДУК ЖКХ», жители многоквартирных домов, расположенных по адресу - ... не имеют задолженности за потребляемую электрическую энергию, а из всех жителей многоквартирных домов расположенных по адресам: ...; ... только 30 человек имеет задолженность. Более того, задолженность большинства указанных граждан не превышает по размеру задолженность, установленную подпунктом «а» пункта 80 Правил Номер обезличен, что означает невозможность применения к ним санкций, установленных разделом X Правил Номер обезличен в виде ограничения или прекращения электроснабжения.
Таким образом, ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» в лице должностного лица Чернышева В.Г. осуществило действия, направленные на прекращение поставки электроэнергии всем жителям указанных домов независимо от величины задолженности и вообще наличия таковой у потребителей электрической энергии. Отключение не было осуществлено не в связи с волей или желанием заявителя, а по причинам от его воли не зависящим. Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, закреплены в части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которому запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Суд считает, что действия должностного лица ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» Чернышева В.Г, направленные на ограничение и прекращение энергоснабжения многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «ДУК ЖКХ», правильно были квалифицированы Ростовским УФАС России как нарушающие положения части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 78 Правил Номер обезличен, пунктов 8 и 80 Правил Номер обезличен и ущемляющие (способными ущемить) интересы граждан, проживающих в указанных многоквартирных жилых домах.
В этой связи вывод Ростовского УФАС России о том, что действия Чернышева В.Г. нарушают антимонопольное законодательство, соответствуют положениям ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно статье 2.4. КоАП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судья считает, что действия Чернышева В.Г. правильно квалифицированы по ст. 14.31 КоАП, предусматривающей ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании исследованных доказательств, судья приходит к выводу, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Номер обезличенот Дата обезличенаг. является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении жалобы Чернышева В.Г. следует отказать.
Доводы жалобы Чернышева В.Г. судья считает несостоятельными, не заслуживающими внимания, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены постановления, которое соответствует требованиям закона.
Суд также считает несостоятельными доводы заявителя о применении с. 2.9 Кодекса РФ об АП, поскольку совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. о привлечении Чернышева В.Г. к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Чернышева В.Г. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней.
Судья