решение по жалобе на постановление



№12-109/2011

Р Е Ш Е Н И Е

01 февраля 2011 года.

Судья Кировского районного суда г. Ростова – на - Дону Миценко О.А.

рассмотрев протест Лиховского транспортного прокурора Приморско-Ахтарского района Краснодарского края на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.27 Кодекса РФ об АП в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Приморско-Ахтарского района Краснодарского края (далее прокурор) обратился в Кировский районный г. Ростова н/Д суд с протестом на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО (МРУ Росфинмониторинг по ЮФУ) № от ДД.ММ.ГГГГ (далее постановление) о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.27 Кодекса РФ об АП в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И.

В обоснование доводов протеста указано, что оспариваемое постановление подлежит отмене как вынесенное с нарушением действующего законодательства, поскольку у административного органа не было законных оснований для освобождения от административной ответственности по малозначительности генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И.

Прокурор просит отменить оспариваемое постановление, дело возвратить в МРУ Росфинмониторинг по ЮФУ на новое рассмотрение. ДД.ММ.ГГГГ МРУ Росфинмониторинг по ЮФУ представило подлинное постановление, а также другие материалы дела об административном правонарушении.

Прокурор в заседание не явился, надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствии, удовлетворить протест.

МРУ Росфинмониторинг по ЮФУ надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, не направило своего представителя на рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. Зимина И.В. в заседание явилась, просит суд отказать прокурору в удовлетворении протеста, просит оставить без изменения постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела, доводы протеста, возражения представителя генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И., суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса РФ об АП в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей формы вины административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя было и могло их предвидеть.

Судья приходит к выводу о том, что постановление о производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. по ст. 15.27 Кодекса РФ об АП подлежит отмене по следующим основаниям.

Судья считает, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. административным органом не были приняты мер по всестороннему, полному и объективному его рассмотрению, а основания прекращения производства по делу не основаны на требованиях закона.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в деятельности ООО «Квартирно-правовая служба», которое осуществляет деятельность по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. На основании ст. 7 Закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

- наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам. В соответствии с приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для работников организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, целевой инструктаж должен осуществляться организациями, аккредитованными Федеральной службой по финансовым рынкам на осуществление аттестации специалистов финансового рынка. Для работников иных организаций целевой инструктаж должен осуществляться организациями, учрежденными Федеральной службой по авансовому мониторингу, и другими организациями по программам л улавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу. В соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в нарушение вышеизложенных требований Закона № 115-ФЗ, в ООО «Квартирно-правовая служба» не разработаны правила внутреннего контроля и программы его осуществления, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не разработаны программы обучения, планы-графики обучения, не проведен инструктаж, не ведется учет прохождения работниками обучения в данной сфере правоотношений, а также не проверяется в установленном Законом № 115-ФЗ порядке причастность сторон по сделкам к экстремистской деятельности или терроризму. Таким образом, действия генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. правильно квалифицированы по ст. 15.27 КоАП РФ, как неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) ходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Из материалов дела усматривается, что постановлением МРУ Росфинмониторинг по ЮФУ № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. признан виновным по ст. 15.27 Кодекса РФ об АП и освобождено от административной ответственности по ст. 2.9 Кодекса РФ в связи с малозначительностью. Суд считает, что доводы протеста прокурора о незаконности вынесенного административного органа заслуживают внимания по следующим основаниям. Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание - такой метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия. Устное замечание может быть сделано лишь за малозначительное правонарушение. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности административных правонарушений. Очевидно, это такие административные правонарушения, которые не представляют большого общественного вреда и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным или общественным интересам либо непосредственно гражданам. Ст. 15.27 Кодекса РФ об АП не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение, в связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой. вершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п. Лишь в совокупности все установленные данные помогут ответить на вопрос, можно ли освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушении, они, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания. Согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности правового регулирования прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов темы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ не установлен конкретный срок, в течение которого организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных в законе правил и реализацию указанных программ, данное правонарушение является длящимся. Таким образом, выводы должностного лица административного органа при рассмотрении дела в отношении ООО «Квартирно-правовая служба» о том, что допущенные Обществом нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не носили умышленный характер, не повлекли затруднений в осуществлении внутреннего и государственного контроля в соответствующей сфере отношений, не сопряжены с действиями в ущерб охраняемым Законом правоотношений не обоснованны. В ООО «Квартирно-правовая служба» на протяжении длительного времени грубо нарушалось и игнорировалось законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, цели которого направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Таким образом, суд считает, что доводы протеста нашли свое полное подтверждение, а потому подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 30.10, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о направлении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об АП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

На основании изложенного, с учетом требований ст. 4.5 Кодекса РФ об АП, поскольку не истек срок привлечения виновного лица к административной ответственности, суд полагает необходимым постановление отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО

Административному органу необходимо принять меры для соблюдения требований Кодекса РФ об АП при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Протест Лиховского транспортного прокурора Приморско-Ахтарского района Краснодарского края на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.27 Кодекса РФ об АП в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. - удовлетворить,

Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.27 Кодекса РФ об АП в отношении генерального директора ООО «Квартирно- правовая служба» Чалый В.И. - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Кировский районный суд.

Судья