решение по жалобе на постановление



№12-395/2011

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2011г. г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова – на - Дону Миценко О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Милевского В.С. на постановление Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Милевский В.С. (далее заявитель) обратился в Азовский городской суд Ростовской области с жалобой об отмене постановления постановление Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об АП (далее постановление).

Определением Азовского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Милевского В.С. на постановление Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Милевского В.С. к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях передана по подведомственности в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Милевский В.С. указал, что Азовской межрайонной прокуратурой совместно с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области в отношении ООО «ФОРУМ» «. проводилась внеплановая проверка соблюдения законодательства в области природоохранного законодательства РФ. В результате проверки установлено, что ООО «ФОРУМ» осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, что подтверждается выданными Министерством промышленности, энергетики и инженерной инфраструктуры по Ростовской области лицензиями: В от «ДД.ММ.ГГГГ. , В от «29» декабря 2009г. . По результатам проверки Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от «ДД.ММ.ГГГГ. (далее по тексту - постановление), по которому Директор ООО «ФОРУМ» привлечен к ответственности по ст.8.1. КРФАП. Заявитель с указанным постановлением не согласен по следующим основаниям. При проведении проверки не был соблюден процессуальный порядок проведения проверки в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, ИП, юридическое лицо должно было быть уведомлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Заявитель указывает, что о проведении внеплановой проверки он надлежащим образом уведомлен не был, а нарушение срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением требования по проведению проверок. Проверка была проведена без соответствующего распоряжения/ приказа органа государственного контроля (надзора), что подтверждается предоставлением Заявителю только Поручения о проведении проверочных мероприятий от «ДД.ММ.ГГГГ. Копия распоряжения заявителю вручена не была. По результатам проверки должностными лицами, проводившими проверку, Акт о проведении проверки не был предоставлен для ознакомления и не был передан Заявителю.

Заявитель указывает, что не согласен с позицией Комитета, так как в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано о проведении осмотра территории площадок ООО «ФОРУМ», однако не указано, где конкретно находятся стационарные источники выбросов, а транспортные средства, находящиеся в период осуществления выездной проверки на территории арендуемой площадки, не принадлежат Заявителю на праве собственности и последним автомобильный транспорт не использовался, что подтверждается данным постановлением. В результате проверки не выявлены источники загрязнения атмосферы, а именно в постановлении не указано, какое именно оборудование является стационарным источником выбросов.

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области по делу об административном правонарушении от «ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении директора ООО «ФОРУМ» к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей, производство по делу прекратить.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет Ростоблкомприрода предоставил подлинник постановления, а также другие материалы дела об административном правонарушении.

Милевский В.С. на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом.

В силу ст. 25.1 Кодекса об АП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется административное производство, может быть рассмотрено в случае, если имеются данные о надлежащем извещении и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствии Милевского В.С. с участием представителя по доверенности Гринюк Н.Ю.

Представитель Милевского В.С. по доверенности Гринюк Н.Ю. в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы, просил удовлетворить жалобу.

На рассмотрение жалобы представитель Ростоблкомприрода по доверенности Асташева А.А. явилась, просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Судом установлено, что спорное постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, направлено Милевскому В.С. по почте ДД.ММ.ГГГГ, постановление получено ДД.ММ.ГГГГ, жалоба на постановление подана ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает, что срок на обращение с жалобой заявителем не пропущен.

При рассмотрении дела судом установлено, что Азовской межрайонной прокуратурой совместно с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов <адрес> в отношении ООО «ФОРУМ» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что площадка, расположенная по адресу: <адрес>, используется ООО «ФОРУМ» на праве аренды, в соответствии с договором аренды недвижимости, заключенном с ООО «МИНС» от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, предприятием не используется собственный автотранспорт, отопление бытовых помещений осуществляется электроприборами, освещение осуществляется люминесцентными лампами, на промышленных площадках предприятия используется привозная вода, водоотведение осуществляется в выгребные ямы.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения действующего законодательства, а именно:

1. Не предусмотрены и не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, что является нарушением п.1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ);

2. Не осуществляется производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, не предоставляется в соответствующий орган исполнительной власти информация о его результатах и об ответственных лицах, что является нарушением п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ;

3. В установленном порядке не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки, место работы ручного электроинструмента), не разработаны предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, что является нарушением п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ);

4. Выброс стационарными источниками (промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие специального разрешения, что является нарушением п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ.

Директором ООО “Форум” является Милевский В.С., назначенный на должность приказом от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения общего собрания участников ООО “Форум” от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением комитета от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении за указанные нарушения Милевский В.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, назначен штрафа в размере 2000 руб.

Санкция ст. 8.1 КоАП РФ содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной хозяйственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Наступления последствий не требуется. Данная правовая норма направлена на охрану окружающей среды и природопользование. Объектом данного административного правонарушения являются экологические отношения, в том числе в сфере эксплуатации объектов.

Следовательно, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических условий и требований, которые установлены непосредственно Законом № 7-ФЗ, а также специальными законодательно-нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований, на любом из перечисленных в норме этапов хозяйственной деятельности.

В данном случае действия (бездействие) Милевского В.С. выразились в том, что должностным лицом ООО «Форумм» не предусмотрены и не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, не осуществляется производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, не предоставляется в соответствующий орган исполнительной власти информация о его результатах и об ответственных лицах, в установленном порядке не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработаны предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, выброс стационарными источниками вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие специального разрешения.

Совершение указанного правонарушения, в соответствии со ст. 8.1 КРФАП, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от 2000 до 10000 рублей.

Данное правонарушение подтверждается постановлением Азовского межрайонного прокурора РО от ДД.ММ.ГГГГ

При эксплуатации производственной площади оказывается негативное воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ от стационарных источников). При этом мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности заявителем не предусмотрены и не проводятся. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов не осуществляется. Информация о результатах производственного экологического контроля и об ответственных лицах в комитет не предоставляется.

Также, подтверждено наличие у заявителя следующих источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки, место работы ручного электроинструмента. Таким образом, подтверждена обязанность заявителя по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также установлено отсутствие указанной природоохранной документации.

В соответствии с п.1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Исходя из смысла указанной выше нормы закона и правоприменительной практики, каждая организация, осуществляющая эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, обязано предусматривать в своей деятельности мероприятия по охране окружающей среды. При этом предусматриваются (другими словами – планируются) данные мероприятия на будущее (обычно на календарный год) и естественно подтверждать их планирование должен какой-то документ (обычно – это соответствующий план). Однако заявителем в ходе проверки и на момент привлечения к административной ответственности не были представлены доказательства, подтверждающие, что данные мероприятия у общества были предусмотрены (ни в соответствии с планом, ни с каким-либо другим документом).

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Каждый из перечисленных видов деятельности по обращению с отходами является самостоятельным видом деятельности в этой сфере.

При этом приведенные в Законе № 89-ФЗ определения и критерии не содержат дополнительных ограничительных условий, указывающих на то, что деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов должна быть основным (уставным) видом деятельности.

В соответствии с преамбулой и ст. 1 Закона № 89-ФЗ основным и единственным критерием, подтверждающим осуществление хозяйствующим субъектом деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов является установление того факта, что хозяйствующий субъект осуществляет временное складирование отходов (вне зависимости от их принадлежности) на срок не более чем шесть месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, исходя из принципа – недопущения и предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Из изложенного следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов даже в тех случаях, когда указанная деятельность не является для них основной (уставной).

Суд считает, что вина Милевского В.С. в совершении правонарушения доказана, а его действия правильно квалифицированы по ст. 8.1 Кодекса РФ об АП.

Согласно ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт наличия административного правонарушения, заключенный в том, что на момент проведения проверки и привлечения к административной ответственности, при эксплуатации обществом площадок по адресу: <адрес>, заявитель не соблюдает экологические требования, не предусмотрены и не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, не осуществляется производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, не предоставляется в соответствующий орган исполнительной власти информация о его результатах и об ответственных лицах, в установленном порядке не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки, место работы ручного электроинструмента), не разработаны предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, выброс стационарными источниками (промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие специального разрешения.

В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, это означает, что всякая планируемая и осуществляемая деятельность рассматривается законодательством как потенциально опасная. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность (еще на стадии планирования деятельности) возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своей деятельности, в том числе путем разработки и согласования в установленном законодательством порядке соответствующей природоохранной документации, а также выполнением других требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно уставу общества, единоличным исполнительным органом общества является директор, который руководит его текущей деятельностью и обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства.

Комитетом при производстве по данному делу об административном правонарушении процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены, исследованы все обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

Доводы жалобы заявителя не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы административного органа в постановлении№347 от ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому не могут служить основанием к его отмене.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия Милевского В.С. квалифицированы правильно по ст. 8.1 Кодекса РФ об АП, оснований для отмены постановления Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов при Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Милевского В.С. к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об АП - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней.

Судья: