решение по жалобе



№12-391/2011

Р Е Ш Е Н И Е

12 сентября 2011г. г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова- на- Дону Миценко О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Милевского В.С. на постановление Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Милевский В.С. (заявитель) обратился в Азовский городской суд Ростовской области с жалобой об отмене постановления постановление Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об АП (далее постановление).

Определением Азовского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Милевского В.С. на постановление Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Милевского В.С. к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях передана по подведомственности в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Милевский В.С. в жалобе указал, что нарушены его права и законные интересы, проверка проведена с нарушением требований закона, просит признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской, производство по делу прекратить.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет Ростоблкомприрода предоставил подлинник постановления а также другие материалы дела об административном правонарушении.

Милевский В.С. на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В силу ст. 25.1 Кодекса об АП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется административное производство, может быть рассмотрено в случае, если имеются данные о надлежащем извещении и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствии Милевского В.С. с участием представителя по доверенности Гринюк Н.Ю.

Представитель Милевского В.С. по доверенности Гринюк Н.Ю. в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы, просит удовлетворить жалобу.

На рассмотрение жалобы представитель Ростоблкомприрода по доверенности Асташева А.А. явилась, просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Судом установлено, что спорное постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, получено Милевскиму В.С. ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает, что срок на обращение с жалобой заявителем не пропущен.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст.26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, в ООО «Форум», директором которого является Милевский В.С., нарушены требования природоохранного законодательства, в связи с чем, Азовским межрайонным прокурором 23.03.2-011г. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела начальником управления госконтроля Комитета по охране окружающей среде и природных ресурсов внесено постановление о назначении Милевскому В.С административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4000 руб.

Постановляя решение, должностное лицо административного органа посчитало установленным событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, а также вину Милевского В.С. в его совершении.

На основании совокупности исследованных судьей доказательств, считаю, что выводы должностного лица административного органа являются правомерными по следующим основаниям.

В результате проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по заготовке, транспортировке и реализации лома черных и цветных металлов. В ходе проведения проверки выявлены нарушения действующего законодательства. Выброс стационарными источниками (промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие специального разрешения, что является нарушением п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Из материалов дела следует, что общество имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки.

Таким образом, факт выброса стационарными источниками (промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; посты газовой резки) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения подтвердился, в бездействии заявителя содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения, в связи с чем, разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную деятельность с использованием данного источника выбросов. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;- обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Это означает, что всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду рассматривается законодательством как потенциально опасная. В связи с чем, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своей деятельности (еще на стадии планирования деятельности), в том числе путем разработки и получения в установленном порядке соответствующей природоохранной документации. Согласно ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Частью 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе выбросы в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Статьей 25 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с Письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , которым введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее - Методическое пособие) все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данное Методическое пособие введено в действие в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации (указано в данном Методическом пособии). Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:- источники с организованным выбросом;- источники с неорганизованным выбросом. В соответствии с пунктами 1,2 подраздела 1.2 раздела 1 Методического пособия к стационарным источникам выделения и выбросов в атмосферу с организованным и неорганизованным выбросом, в том числе, относятся: - транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). Материалами дела установлено, что основным видом деятельности заявителя является деятельность по заготовке, транспортировке и реализации лома черных и цветных металлов. Деятельность заявителя осуществляется на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, арендованной заявителем на праве аренды в соответствии с заключенным договором с ООО «МИНС». В соответствии с Методическим пособием установлено наличие следующих неорганизованных стационарных источников (объектов) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатируемых заявителем: - промышленные площадки предприятия при движении по ним транспортной и специальной техники, а также прогреве двигателей; - посты газовой резки.

От указанных источников в атмосферу выделяются вредные (загрязняющие) вещества, в том числе: оксиды азота и углерода, сернистый ангидрит и бенз/а/пирен, диоксиды азота и серы, железа оксид, марганец и соединения, кремния оксид, титана диоксид, хрома оксида и т.д., что также подтверждается Методикой расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (по величинам удельных выделений), разработанной НИИ Атмосфера; Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). При этом указанные выше Методики внесены в Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который введен в действие Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Также согласно п. 6 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

А в соответствии с п. 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к Приказу Минприроды РФ (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 Порядка.

При этом в Перечне загрязняющих веществ, в том числе указаны следующие вредные (загрязняющие) вещества: азота диоксид, бенз(а)пирен, серы (диоксид), углерода (оксид), формальдегид, которые, как указано выше, выбрасываются в атмосферу стационарными источниками общества. Исходя из изложенного следует, что поскольку общество осуществляет хозяйственную деятельность, которая связана с негативным воздействием на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ), соответственно несет обязанность по получению в установленном порядке специального разрешения. Однако данные обязанности заявителем на момент проверки и привлечения к административной ответственности не выполнены.

При этом в соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ данные обязанности должны были быть выполнены обществом еще на стадии планирования своей деятельности, то есть до начала реализации данной деятельности.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность, как должностные лица.

Согласно уставу общества, единоличным исполнительным органом общества является директор, который руководит его текущей деятельностью и обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства. Директором общества является заявитель. При указанных обстоятельствах в бездействии заявителя содержатся все признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Состав данного правонарушения является формальным, наступление ответственности не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в воздух, выброс веществ в атмосферный воздух требует обязательного разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств. Факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов, расположенных на территории общества в отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух был установлен прокурором непосредственно в ходе проверки (зафиксирован в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, а также зафиксирован в справке должностного лица комитета) и не требует проведения специальной экспертизы. Доводы заявителя о том, что комитетом при проведении прокурорской проверки деятельности заявителя и вынесении постановления были нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются несостоятельными по следующим основаниям. Данная проверка была инициирована и проведена Азовской межрайонной прокуратурой <адрес> совместно с должностным лицом комитетом. При этом должностное лицо комитета было приглашено к участию в данной проверке в качестве специалиста, который может дать необходимые пояснения в части соблюдения заявителем при осуществлении деятельности обязательных требований в области охраны окружающей среды. Никакой самостоятельной проверки в отношении заявителя комитет не проводил. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ требования указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются, в том числе при осуществлении прокурорского надзора. Комитетом при производстве по данному делу об административном правонарушении процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

На основании совокупности исследованных суд приходит к выводу, что вина директора ООО «Форум» Милевского В.С. установлена, а его действия правильно квалифицированы по ст. 8.21 ч.1КоАП

Комитетом при производстве по данному делу процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены, при этом исследованы все обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

Доводы жалобы заявителя не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы административного органа в оспариваемом постановлении, а поэтому не могут служить основанием к его отмене.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия Милевского В.С. квалифицированы правильно по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об АП, оснований для отмены постановления Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов при Администрации Ростовской области не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Милевского В.С. к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об АП - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней.

Судья: