№ Р Е Ш Е Н И Е 28 ноября 2011 г г. Ростов-на-Дону Судья Кировского районного суда г. Ростова – на - Дону Сухомлинова Е.В., рассмотрев протест Межрайонного природоохранного прокурора на постановление Комитета по охране окружающей среда и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 05.09.2011г. по делу об административном правонарушении в отношении главного эколога ЗАО «Цимлянский судомеханический завод» Лебедевой В.Н. по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП, У С Т А Н О В И Л: Постановлением Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении главного эколога ЗАО “Цимлянский судомеханический завод” Лебедевой В.Н. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КРФ об АП. Межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Ростова – на –Дону с протестом на постановление заместителя председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области Павлова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного эколога ЗАО «Цимлянский судомеханический завод» Лебедевой В.Н., указав, что Ростовским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного эколога ЗАО «Цимлянский судомеханический завод» Лебедевой В.Н.. Постановлением заместителя председателя Ростоблкомприроды Савиной Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного эколога ЗАО«Цимлянский судомеханический завод» В.Н. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Прокурор считает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением закона в виду нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права, противоречит установленным фактическим обстоятельствам, необоснованно и немотивированно, в связи с чем подлежит отмене. ДД.ММ.ГГГГ Ростоблкомприрода предоставили подлинник постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также другие материалы дела об административном правонарушении. Старший помощник Межрайонного природоохранного прокурора Воропаев А.В. у<адрес> на рассмотрение протеста явился, поддержал доводы протеста, просил удовлетворить. Лебедева В.Н. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения протеста прокурора, пояснив что 12 декабря была проверка. В августе-сентябре 2009 года сделали инвентаризацию, просчитали будущие отходы. Паспорта по ранее действующему законодательству были, а новые паспорта находились в Росприроднадзоре. Их деятельность связана с образованием отходов. Отходы они транспортируют, используют, временно накапливают отходы. На рассмотрение жалобы представитель Ростоблкомприрода Григорчук А.Г. явился, просил в удовлетворении протеста прокурора отказать. Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему. При рассмотрении дела судом установлено, что Постановлением Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении главного эколога ЗАО “Цимлянский судомеханический завод” Лебедевой В.Н. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения. В соответствии с п. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Как следует из материалов дела, начальником управления государственного контроля комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области - заместителем главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы Павловым А.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о прекращении производства по делу № об административном правонарушении в отношении главного эколога ЗАО «Цимлянский судомеханический завод» (далее - ЗАО «ЦСМЗ») Лебедевой В.Н. по ст. 8.2 КоАП РФ. На данное постановление Ростовским межрайонным природоохранным прокурором советником юстиции Семенченко В.В. (далее - прокурор) принесен протест в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону. Решением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Миценко О.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № данное постановление комитета отменено, дело № возвращено на новое рассмотрение в комитет. В ходе нового рассмотрения дела № об административном правонарушении установлено следующее. Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ЗАО «ЦСМЗ». По результатам проверки в деятельности ЗАО «ЦСМЗ» выявлены нарушения-законодательства в сфере обращения с отходами, а именно: 1. ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия проекта нормативов образования отходов лимитов на их размещение. Деятельность предприятия осуществляется в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.ст. 11,18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). 2. ЗАО «ЦСМЗ» не разработаны и не согласованы в установленном порядке паспорта на отходы 3-4 класса опасности, а именно: масла индустриальные отработанные (3 класс опасности), керосин отработанный (3 класс опасности фильтры картонные, загрязненные нефтепродуктами (3 класс опасности), отходы ЛКМ (кисти малярные использованные) (4 класс опасности), медицинские отходы (-класс опасности), шлак металлургический (4 класс опасности), отработанные формовочные смеси (4 класс опасности), зоошлаки от сжигания углей (4 класс опасности), что является нарушением ст. 14 Закона № 89-ФЗ. 3. ЗАО «ЦСМЗ» заключен договор с ООО «ЭКО-Чистый город» на прием в целях захоронения отходов производства и потребления на свалке, расположенной по адресу г. Цимлянск, ул. Некрасова, на 1,25 км севернее ул. Красноармейской, в т.ч. посредством самовывоза, а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (4 класс), малярные кисти (4 класс), резиноасбестовые отходы (4 класс опасности), тормозные наладки отработанные (4 класс опасности), у ООО «ЭКО-Чистый город» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности, что является нарушением ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 Закона № 89-ФЗ. Согласно должностной инструкции главного эколога ЗАО «ЦСМЗ», утвержденной генеральным директором предприятия, указанного сотрудник возглавляет работу по управлению качеством окружающей среды и экологической безопасности завода - систему экологического менеджмент осуществляет контроль за соблюдением в подразделениях предприятия" действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников, осуществляет производственный (экологический) контроль на предприятии. По фактам указанных нарушений прокурором в отношении главного эколога ЗАО «ЦСМЗ» Лебедевой В.Н. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ б/н о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. Данное постановление направлено прокурором в комитет для рассмотрения по существу. В ходе рассмотрения дела установлено. Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) нарушающие требования экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении любого из видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, перечисленных в данной статье КоАП РФ. Основным видом деятельности ЗАО «ЦСМЗ» является выпуск земснарядов, машин и оборудования гидромеханизации и запчастей к ним, металлоконструкций различного назначения, производство стального и чугунного литья, проведение гидромеханизированных работ. Данная производственная деятельность ЗАО «ЦСМЗ» осуществляется по адресу: <адрес> <адрес>. Юридический и фактический адрес предприятия совпадают. Из постановления прокурора и материалов, приложенных к нему, следует, что ЗАО «ЦСМЗ» вменены нарушения ст.ст. 14,18 Закона № 89-ФЗ, согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт; паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности; порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации; в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Следовательно, данные нарушения допущены ЗАО «ЦСМЗ» в процессе деятельности, связанной с образованием отходов I - IV класса опасности при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Согласно новой редакции статьи 1 Закона № 89-ФЗ, введенной подпунктом «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в статью 16 Закона № 89-ФЗ», под обращением с отходами понимаются следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, транспортированию отходов, размещению отходов. Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы. Следовательно, с указанной даты законодатель фактически вывел лиц, не осуществляющих деятельность по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Возможность привлечения предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в том числе при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ. Следовательно, главный эколог ЗАО «ЦСМЗ» Лебедева В.Н. не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в части указанных выше нарушений законодательства. Данная правовая позиция подтверждаются существующей судебной практикой: Определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-699/11 по делу № А12-4094/2010; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2010 по делу № А12-4094/2010 Арбитражного суда Волгоградской области. Кроме того, установлено, что предприятием проводились работы по паспортизации образующихся в процессе деятельности ЗАО «ЦСМЗ» отходов, а именно: - масла индустриальные отработанные (3 класс опасности) - паспорт разработан и согласован в установленном порядке в 2004 году; - керосин отработанный (3 класс опасности) - паспорт разработан и передан на согласование в Департамент Росприродназора по ЮФО (вх. № 21869 от 26.11.2010). Департаментом Росприродназора по ЮФО в адрес ЗАО «ЦСМЗ» направлено письмо (исх. № 01-15/-/1/-38 от 20.12.2010) о перенесении срок согласования материалов по паспортизации вышеназванных видов отходов на неопределенный срок в связи с отсутствием процедуры согласования указанных материалов по паспортизации отходов, не зарегистрированных в ФККО, - фильтры картонные, загрязненные нефтепродуктами (3 класс опасности), паспорт разработан и передан на согласование в Департамент Росприродназора по ЮФО (вх. № 21869 от 26.11.2010). Департаментом Росприродназора ЮФО в адрес ЗАО «ЦСМЗ» направлено письмо (исх. № 01-15/-/1/-38 от 20.12.2010) о перенесении срока согласования материалов по паспортизации вышеназванных видов отходов на неопределенный срок в связи с отсутствием процедуры согласования указанных материалов по паспортизации отходов, не зарегистрированных в ФККО, - отходы ЛКМ (кисти малярные использованные) (4 класс опасности), паспорт разработан и передан на согласование в Департамент Росприродназора по ЮФО (вх.№ 21869 от 26.11.2010). Департаментом Росприродназора по ЮФО в адрес ЗАО «ЦСМЗ» направлено письмо (исх. № 01-15/-/1/-38 от 20.12.2010) о перенесении срока согласования материалов по паспортизации вышеназванных видов отходов на неопределенный срок в связи с отсутствием процедуры согласования указанных материалов по паспортизации отходов, не зарегистрированных в ФККО, - медицинские отходы (4 класс опасности), паспорт разработан и передан на согласование в в Департамент Росприродназора по ЮФО; - зоошлаки от сжигания углей (4 класс опасности), паспорт разработан и передан на согласование в Департамент Росприродназора по ЮФО (заявление на выдачу свидетельств с согласованием паспортов (вх. № 16255 от 04.03.2010); - шлак металлургический относится к отходам 5 класса опасности, на который не требуется разработка паспорта, что подтверждено свидетельством о классе опасности отхода для окружающей среды от 30.08.2007; - отработанные формовочные смеси относится к отходам 5 класса опасности, на который не требуется разработка паспорта, что подтверждено свидетельством о классе опасности отхода для окружающей среды от 30.08.2007. Предприятием составлены паспорта на 12 видов отходов, класс опасности 4 наименований отходов подтвержден свидетельствами. В дополнение предприятием проведена паспортизация отходов: мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), тормозных накладок отработанных (4 класс опасности), смета с территории. Составленные паспорта переданы для согласования в Департамент Росприроднадзора по ЮФО (исх. № 287 от 25.11.2010, вх. № 21869 от 26.11.2010). Письмом № 01-15/-/1/-38 от 20.12.2010 Департамент Росприродназора по ЮФО проинформировал ЗАО «ЦСМЗ» о перенесении срока согласования представленных материалов на неопределенный срок в связи с отсутствием процедуры согласования паспортов, не зарегистрированных в ФККО. Также необходимо отметить, что ЗАО «ЦСМЗ» ведется работа, направленная на получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ещё до истечения действия ПНООЛР - 30.09.2009), а именно: по заявке предприятия ООО «Циклон» по договору от 16.04.2009 № 69/04-д разработан проект ПНООЛР и 29.12.2010 (вх. № 1583) ещё до вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении передан на согласование и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Департамент Росприродназора по ЮФО. В связи с необходимостью устранения недостатков ПНООЛР был возвращен ЗАО «ЦСМЗ». После устранения этих недостатков ЗАО «ЦСМЗ» 20.04.2011 (вх. № 2334) вновь передало ПНООЛР на согласование и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Департамент Росприродназора по ЮФО. Кроме того, в ходе рассмотрения материалов дела было установлено, что ЗАО «ЦСМЗ» на основании действующей лицензии № ОТ 29 000306 от 08.09.2008 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов самостоятельно вывозит с собственной территории отходы производства и потребления, образовавшиеся в процессе его работы (то есть осуществляет деятельность по транспортированию отходов - является одним из видом по обращению с отходами) и в нарушение ст. 4 Закона № 96-ФЗ передает данные отходы ООО «ЭКО-Чистый город» (по договору от 01.09.2009 № 31) для размещения их на городском полигоне, при этом у ООО «ЭКО-Чистый город» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что организацией осуществляющей прием отходов от организаций для их дальнейшего размещения на единственном полигоне в городе, где размещаются отходы всех предприятий и населения, является ООО «ЭКО-Чистый город». Следовательно, предприятие поставлено в условия, когда заключение договора на размещение отходов с предприятием (ООО «ЭКО-Чистый город»), не имеющим лицензии на указанный вид деятельности, является единственным приемлемым условием, при этом большую часть отходов составляют отходы 5 класса опасности. В связи с чем, вины ЗАО «ЦСМЗ», а также главного эколога Лебедевой В.Н. (как должностного лица предприятия) в совершении данного правонарушения не имеется. Никаких доказательств, опровергающих данный вывод, прокурором в материалы дела не представлено. Исходя из изложенного, вина главного эколога ЗАО «ЦСМЗ» Лебедевой В.Н. в совершении административного правонарушения, которое предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ прокурором не доказана, а, следовательно, в его действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ. Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении протеста Межрайонного природоохранного прокурора на постановление Комитета по охране окружающей среда и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 05.09.2011г. по делу об административном правонарушении в отношении главного эколога ЗАО «Цимлянский судомеханический завод» Лебедевой В.Н. по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП – отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 суток. Судья: Е.В. Сухомлинова