Дело № 2-32/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский26 января 2011 г.
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Комова Д.Г.,
при секретаре Никитенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГЛУШКО Натальи Юрьевны к Министерству Обороны Российской Федерации и Федеральному Государственному Учреждению «Шмаковский Военный Санаторий Дальневосточного Округа» Минобороны России о взыскании невыплаченной компенсации льгот за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Глушко Н.Ю. работает в ФГУ «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны России с 2004 года в должности медицинской сестры.
Согласно ст. 63 Закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года, медицинские работники соответствующих категорий государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением с 01.01.2005 года отменены. Однако, в соответствии с данным законом установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Указанным законом определено, что вновь установленные размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплат пособий и иных видов социальных выплат, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплат пособий и иных видов социальных выплат, гарантий, компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Льготы ей, как работнику «Шмаковского военного санатория» предоставлялись до 01 января 2005 года. Денежные средства перечислялись работодателем на оплату коммунальных платежей, выделяемыми на эти цели Министерством обороны РФ из Федерального бюджета.
Не включение ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России в перечень специализированных организаций здравоохранения, утвержденный Постановлением правительства РФ № 872 от 29.12.2004 г., не может служить основанием к отказу в ежемесячной денежной выплате, поскольку до введения в действие ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. она пользовалась вышеуказанной льготой.
За период с 01 января 2008 года по 30 ноября 2010 года ею оплачены коммунальные платежи за отопление, за содержание и текущий ремонт жилья и освещение в размере <данные изъяты>, что подтверждается соответствующей выпиской из лицевого счёта.
Истица Глушко Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, указав о том, что заявленные исковые требования она поддерживает полностью.
Представитель ответчика – ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения на исковые требования, указав о том, что ФГУ «ШВС ДВО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком, так как оно финансируется Министерством обороны Российской Федерации, которое является его учредителем и фондодержателем средств. Денежные средства на оплату коммунальных услуг работников санатория ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ от Министерства обороны Российской Федерации не получал.
Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения на исковые требования, указав о том, что истец утратил своё право на указанные льготы, так как согласно ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением, освещением отменены. В соответствии со ст. 63 данного закона меры социальной поддержки устанавливаются Правительством РФ, в связи с чем, законодатель передал Правительству РФ полномочия по принятию нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01.01.2005 г. мер социальной поддержки только той части государственной системы здравоохранения, организации которых входят в перечень федеральных специализированных организаций. При этом, ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России в данный перечень включено не было, в связи с чем, истец не имеет возможности пользоваться данными мерами социальной поддержки, поскольку с 01.01.2005 г. и до настоящего времени Министерством финансов РФ Министерству обороны РФ денежные средства на компенсацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работников медицинских учреждений, проживающих в сельской местности не выделяются. В связи с чем, считает, что в данном споре Министерство обороны России является ненадлежащим ответчиком.
Изучив материалы дела, доводы письменных возражений представителя ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ, а также Министерства обороны Российской Федерации на заявленные истцом исковые требования, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с 2004 года истец Глушко Н.Ю. работает в ФГУ «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны России медицинской сестрой. До 2005 года медицинские работники данной категории пользовались льготами по оплате коммунальных услуг в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, установленными ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
С 01.01.2005 г. на основании ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам изменился. При этом, в соответствии с Преамбулой к ФЗ № 122, такие изменение не отменили у данной категории граждан право на получение мер социальной поддержки, а изменили порядок их получения, поскольку, как следует из Преамбулы к ФЗ, данный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
В этом Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В соответствии со ст. 63 ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки работников медицины и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Однако, Шмаковский военный санаторий в перечень специализированных организаций здравоохранения не был включен, что и послужило основанием к отказу в предоставлении указанных мер поддержки. Вместе с тем, Законом Приморского края № 206-КЗ от 29.12.2004 г. «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», а также постановлением администрации Приморского края № 8 ПА от 17.01.2005 г. и постановлением администрации Приморского края № 14-пг от 08.02.2006 г., утвердившими Положение о порядке назначения ежемесячной выплаты на территории Приморского края для медицинских специалистов, работников культуры установлены выплаты специалистам, в том числе врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам финансируемых учреждений за счёт бюджетов районов и Приморского края.
Данные Законы не предусматривают денежные выплаты работникам культуры федеральных учреждений здравоохранения, в том числе и ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Минобороны России, что фактически ущемляет их права по отношению к такой же категории работников, работающих в учреждениях, финансируемых из средств субъекта РФ и муниципальных образований. Таким образом, имеет место ничем не обоснованная дифференциация предоставления мер социальной защиты работникам учреждений здравоохранения, расположенных в посёлках в зависимости от того, являются эти учреждения федеральными, или относятся к ведению субъекта РФ.
Однако, такое положение является нарушением принципа равенства, установленного ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ защиту от всех форм дискриминации, содержит запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, поскольку субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении.
В соответствии со ст. 63 Закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1992 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работники культуры, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, до вступления в законную силу Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. имели право на льготы в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
Федеральным законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. определено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Этим же законом определено, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных выплат социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, данная льгота медицинским работникам и работникам культуры государственных учреждений не заменена мерами социальной поддержки.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что истица Глушко Н.Ю. имеет право на льготы, поскольку она работала в санатории до 01.01.2005 г., а выплата компенсации установлена не конкретным лицам, а установлена для определенных категорий работников учреждений здравоохранения, к которым относится и истица Глушко Н.Ю.
Суд так же принимает во внимание, что ни федеральными законами, ни законами субъекта РФ право на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимости от того, пользовалось ли лицо льготами на момент вступления в силу ФЗ № 122, поскольку указанный закон льготы не отменил, а изменил только порядок их предоставления.
Истицей Глушко Н.Ю. суду предоставлены документы, подтверждающие факт её работы в ФГУ «Шмаковском военном санатории ДВО» Министерства обороны РФ и факт проживания её в сельской местности (посёлке), сведения о размере занимаемой ею квартиры, а так же предоставлены квитанции и документы, подтверждающие размер и факт произведённой оплаты за потреблённые услуги по отоплению и содержанию жилья.
Таким образом, истицей Глушко Н.Ю. обоснованно заявлены исковые требования о взыскании расходов за отопление, за содержание и текущий ремонт жилого помещения и за освещение в общей сумме <данные изъяты> за период с 01.01.2008 г. по 30.11.2010 г.
Согласно справкам филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Уссури» истицей Глушко Н.Ю. за период с 01.01.2008 г. по 30.11.2010 г. затрачено на оплату отопления <данные изъяты> и за содержание и текущий ремонт жилья <данные изъяты>.
Кроме того, согласно представленному истицей Глушко Н.Ю. расчёту и квитанциям за этот же период ею оплачено за потреблённую электроэнергию <данные изъяты>.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы Глушко Н.Ю. денежная сумма в размере: <данные изъяты>.
Суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ его учредителем является Министерство обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Министерства обороны РФ имущество военного санатория является собственностью Министерства обороны РФ, военный санаторий является самостоятельной хозяйствующей организацией и осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является Министерство обороны РФ. ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ финансируется за счёт средств Министерства обороны РФ, использует бюджетные средства только в соответствии со сметой, утверждённой распорядителем бюджетных средств (Министерством обороны РФ), следовательно, он не может являться надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку ему не выделялись учредителем средства на эти цели.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ГЛУШКО Натальи Юрьевны – удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ГЛУШКО Натальи Юрьевны, <данные изъяты>, невыплаченную компенсацию льготы по оплате за отопление, за содержание и текущий ремонт жилого помещения и за освещение за период с января 2008 года по ноябрь 2010 года включительно в размере <данные изъяты>.
В иске к Федеральному Государственному Учреждению «Шмаковский Военный Санаторий Дальневосточного Округа» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий:Д.Г. Комов