решение по делу 2-68/2011



Дело № 2-68-2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Кировский07 февраля 2011 года

Судья Кировского районного суда Приморского края Грицай И.С.,

при секретаре Коморном С.П.,

с участием истца Горожиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ГОРОЖИНОЙ ЛЮБОВИ ВИКТОРОВНЫ к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РФ, ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ШМАКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ САНАТОРИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА» МО РФ о взыскании денежных средств, потраченных на оплату коммунальных платежей,

у с т а н о в и л:

Горожина Л.В. работает в ФГУ «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны России с 1986 года в должности заведующей лабораторным отделением.

Согласно ст. 63 Закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года, медицинские работники соответствующих категорий государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 года льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением отменены. Однако в соответствии с данным законом установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Указанным законом определено, что вновь установленные размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплат пособий и иных видов социальных выплат, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплат пособий и иных видов социальных выплат, гарантий, компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Льготы ей, как работнику «Шмаковского военного санатория» предоставлялись до 01 января 2005 года. Денежные средства перечислялись работодателем на оплату коммунальных платежей, выделяемыми на эти цели Министерством обороны РФ из Федерального бюджета.

Не включение ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России в перечень специализированных организаций здравоохранения, утвержденный Постановлением правительства РФ № 872 от 29.12.2004 г., не может служить основанием к отказу в ежемесячной денежной выплате, поскольку до введения в действие ФЗ № 122 от 22.08.2004г. он пользовался вышеуказанной льготой.

За период с апреля 2009 года по декабрь 2010 года ею оплачены коммунальные платежи за отопление, освещение в размере <данные изъяты>., что подтверждается соответствующими квитанциями.

В судебном заседании истец Горожина Л.В. исковые требования подтвердила и дополнила, что размер исковых требований заявлен ею с учетом того, что она с апреля 2010 года пользуется мерами социальной поддержки. Та сумма, которую она получает в качестве мер социальной поддержки, уже исключена из суммы исковых требований, что подтверждается справкой КГУП «Примтеплоэнерго».

Представитель ответчика ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Минобороны России – Себрятко Ю.В. в судебное заседание не явилась, представила письменное возражение на исковые требования, в котором указала, что ФГУ «ШВС ДВО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком, так как на указанные цели фондодержателем – Министерством обороны, денежные средства не выделялись.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ Себрятко Ю.В. в судебное заседание не явилась, представила письменное возражение на исковое заявление, в котором указала, что истец утратил свое право на льготы в связи с изданием ФЗ № 122 от 22.08.2004 года. Министерство финансов РФ денежные средства на указанные цели Министерству обороны РФ не направляло.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что с 1986 года истец Горожина Л.В. работает в Шмаковском военном санатории заведующей лабораторным отделением. До 2005 года медицинские работники данной категории пользовались льготами по оплате коммунальных услуг в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, которые были установлены ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

С 01.01.2005 года на основании ФЗ № 122 от 22.08.2004 года порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам изменился. При этом, в соответствии с Преамбулой к ФЗ № 122, такие изменение не отменили у данной категории граждан право на получение мер социальной поддержки, а изменили порядок их получения, поскольку, как следует из Преамбулы к ФЗ, данный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Однако Шмаковский военный санаторий в перечень специализированных организаций здравоохранения не был включен, что и послужило основанием к отказу в предоставлении указанных мер поддержки.

Вместе с тем, Законом Приморского края № 206-КЗ от 29.12.2004 г. «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», а также постановлением администрации Приморского края № 8ПА от 17.01.2005 года, и постановлением администрации Приморского края № 14-пг от 08.02.2006 года, утвердившими Положение о порядке назначения ежемесячной выплаты, на территории Приморского края для данной категории медицинских специалистов установлены выплаты специалистам, в том числе врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам финансируемых учреждений за счет бюджетов районов и Приморского края. Данные Законы не предусматривают денежные выплаты медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения, в том числе и ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Минобороны России, что фактически ущемляет их права по отношению к медицинским работникам, работающих в учреждениях, финансируемых из средств субъекта РФ и муниципальных образований. Таким образом, имеет место ничем не обоснованная дифференциация предоставления мер социальной защиты работникам учреждений здравоохранения, расположенных в поселках в зависимости от того, являются эти учреждения федеральными, или относятся к ведению субъекта РФ. Такое положение является нарушением принципа равенства, предусмотренного ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ защиту от всех форм дискриминации, содержит запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, поскольку субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении.

В соответствии со ст. 63 Закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1992 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, до вступления в законную силу Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. имели право на льготы в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Федеральным законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. определено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Этим же законом определено, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных выплат социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом данная льгота медицинским работникам государственных учреждений не заменена мерами социальной поддержки.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что истец имеет право на льготы, поскольку она работала в санатории до 01.01.2005 года, а выплата компенсации установлена не конкретным лицам, установлена для определенных категорий работников учреждений здравоохранения, к которым относится и истец Горожина Л.В. Суд так же принимает во внимание, что законами – ни федеральными, ни законами субъекта право на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимости от того, пользовалось ли лицо льготами на момент вступления в силу ФЗ № 122, что логично, поскольку указанный закон льготы не отменил, а изменил порядок их предоставления.

Истцом Горожиной Л.В. суду предоставлены документы, подтверждающие факт её работы в ФГУ «ШВС ДВО» Министерства обороны РФ, факт проживания в сельской местности (поселке), сведения о размере занимаемой ею квартиры, а так же предоставлены справки, квитанции, подтверждающие размер и факт произведенной оплаты за потребленные услуги по отоплению и содержанию жилья, электроэнергии. Истцом заявлены требования о взыскании расходов по отоплению и оплате за содержание и текущий ремонт жилья в общей сумме <данные изъяты>.

Таким образом, истцом представлены доказательства о понесенных ею расходах на сумму <данные изъяты>. Доказательств понесенных ею расходов на сумму <данные изъяты>, составляющих разницу между суммой заявленных требований и размером понесенных расходов, доказанных в судебном заседании, истцом не представлено и в удовлетворении исковых требований на сумму <данные изъяты>. надлежит отказать.

Истцом обоснованно заявлены требования о взыскании с ответчика расходов, связанных с оплатой за отопление, за содержание и текущий ремонт жилья.

Таким образом, всего подлежит взысканию в пользу истца Горожиной Л.В. денежная сумма равная <данные изъяты>.

Суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны РФ, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» его учредителем является Министерство обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Министерства обороны РФ, имущество военного санатория является собственностью Министерства обороны РФ, военный санаторий является самостоятельной хозяйствующей организацией и осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является Министерство обороны. ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» финансируется за счет средств Министерства обороны РФ, использует бюджетные средства только в соответствии со сметой, утвержденной распорядителем бюджетных средств (Министерством обороны РФ) следовательно, он не может являться надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку ему не выделялись учредителем средства на эти цели.

Довод представителя ответчика МО РФ о том, что Правительство РФ не урегулировало меры по социальной поддержке работников военных санаториев и на этом основании оно само должно нести ответственность по предоставлению льгот, судом принят быть не может, так как обеспечение социальной защиты гражданского персонала ВС относится к компетенции Министерства обороны РФ на основании Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082 (далее Положение). В порядке ст. 8 Положения в целях реализации своих полномочий Министр обороны РФ имеет право издавать нормативные акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. Министерство обороны РФ входит в состав Правительства РФ и самостоятельно реализует в пределах своей компетенции меры по социальной поддержке медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горожиной Любови Викторовны удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Горожиной Любови Викторовны сумму задолженности в счёт льготы по оплате отопления, содержания и текущего ремонта жилья, освещения, в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Горожиной Любови Викторовны к Министерства обороны Российской Федерации в сумме <данные изъяты> отказать.

В иске к Федеральному государственному учреждению «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» МО РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня провозглашения с подачей жалобы через Кировский районный суд.

Председательствующий:И.С. Грицай