Дело № 2-34/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Кировский20 января 2011 года
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Чайковской М.А.,
при секретаре Сокур М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободенюк Светланы Геннадьевны к Министерству Обороны Российской Федерации и Федеральному Государственному Учреждению «Шмаковский Военный Санаторий Дальневосточного военного округа» Минобороны России о взыскании невыплаченной компенсации льгот за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Слободенюк С.Г. работает в ФГУ «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны России с 1992 года в должности старшей медицинской сестры.
Согласно ст. 63 Закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года, медицинские работники соответствующих категорий государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением с 01.01.2005 года отменены. Однако в соответствии с данным законом установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Указанным законом определено, что вновь установленные размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплат пособий и иных видов социальных выплат, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплат пособий и иных видов социальных выплат, гарантий, компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Денежные средства перечислялись работодателем на оплату коммунальных платежей, выделяемыми на эти цели Министерством обороны РФ из Федерального бюджета.
Не включение ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России в перечень специализированных организаций здравоохранения, утвержденный Постановлением правительства РФ № 872 от 29.12.2004 г., не может служить основанием к отказу в ежемесячной денежной выплате.
За период с января 2010 года по декабрь 2010 года ею оплачены за отопление, освещение, коммунальные платежи в размере <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими квитанциями.
Истец Слободенюк С.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика – ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ Себрятко Ю.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В своем возражении на исковое заявление Слободенюк С.Г., ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ указал, что с иском не согласен по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации и Уставу учредителем ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России является Министерство обороны РФ. В соответствии с Уставом санаторий осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является также Министерство обороны РФ.
Необходимо отметить, что ранее, при предоставлении льгот истцу, то есть до 01.01.2005 года, денежные средства на оплату коммунальных услуг выделяло Министерство обороны из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 122 от 22.08.2004 года и Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 года №872. Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете» не предусматривал выделение денежных средств на меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам Министерства обороны РФ, в связи с чем санаторий не получал денежные средства от Министерства обороны РФ на оплату коммунальных услуг работников.
Полагает, что в данном споре ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, поскольку не установлена и не доказана его вина в не предоставлении истцу мер социальной поддержки, заменяющих ранее установленные льготы.
На основании изложенного, полагает, что исковые требования истца к ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России заявлены не обоснованно, в связи с чем, просит суд в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации Себрятко Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлёна надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В своем возражении на исковое заявление Слободенюк С.Г., указала следующее. С заявленными требованиями Министерство обороны РФ не согласно по следующим основаниям.
Истец утратил свое право на указанные льготы, так как согласно ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением отменены.
В соответствии со ст. 63 данного ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. меры соц.подцержки устанавливаются Правительством РФ, в связи с чем, законодатель передал Правительству РФ полномочия по принятию нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01.01.2005 г. мер соц.подцержки только той части государственной системы здравоохранения, организации которых входят в перечень федеральных специализированных организаций. При этом ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России в указанный перечень включено не было, в связи с чем истец не имеет возможности пользоваться данными мерами соц.подцержки, поскольку Правительством спорные льготы не установлены и порядок их применения отсутствует.
В соответствии с положениями ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Вместе с тем с 01.01.2005 г. и до настоящего времени Министерством финансов РФ Министерству обороны РФ на компенсацию мер соц.подцержки по оплате жилья и коммунальных услуг работников мед.учреждений, проживающих в сельской местности денежные средства не выделяются.
Полагает, что в данном споре Министерство обороны России является ненадлежащим ответчиком, поскольку органы гос.власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, предусмотренных вышеуказанными нормативно-правовыми актами и федеральными законами РФ.
На основании изложенного, полагает, что исковые требования истца к ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России заявлены не обоснованно, в связи с чем, просит суд в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, доводы представителя ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» и Министерства обороны Российской Федерации на заявленные истцом исковые требования, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с 1992 года истец Слободенюк С.Г. работает в ФГУ «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны России в должности старшей медицинской сестры. До 2005 года медицинские работники данной категории пользовались льготами по оплате коммунальных услуг в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, которые были установлены ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
С 01.01.2005 г. на основании ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам изменился. При этом, в соответствии с Преамбулой к ФЗ № 122, такие изменение не отменили у данной категории граждан право на получение мер социальной поддержки, а изменили порядок их получения, поскольку, как следует из Преамбулы к ФЗ, данный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В соответствии со ст. 63 ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Однако, Шмаковский военный санаторий в перечень специализированных организаций здравоохранения не был включен, что и послужило основанием к отказу в предоставлении указанных мер поддержки.
Вместе с тем, Законом Приморского края № 206-КЗ от 29.12.2004 г. «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», а также постановлением администрации Приморского края № 8 ПА от 17.01.2005 г., и постановлением администрации Приморского края № 14-пг от 08.02.2006 г., утвердившими Положение о порядке назначения ежемесячной выплаты на территории Приморского края для данной категории медицинских специалистов установлены выплаты специалистам, в том числе врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам финансируемых учреждений за счёт бюджетов районов и Приморского края. Данные Законы не предусматривают денежные выплаты медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения, в том числе и ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Минобороны России, что фактически ущемляет их права по отношению к медицинским работникам, работающих в учреждениях, финансируемых из средств субъекта РФ и муниципальных образований. Таким образом, имеет место ничем не обоснованная дифференциация предоставления мер социальной защиты работникам учреждений здравоохранения, расположенных в посёлках в зависимости от того, являются эти учреждения федеральными, или относятся к ведению субъекта РФ.
Однако, такое положение является нарушением принципа равенства, установленного ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ защиту от всех форм дискриминации, содержит запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, поскольку субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении.
В соответствии со ст. 63 Закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1992 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, до вступления в законную силу Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. имели право на льготы в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
Федеральным законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. определено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Этим же законом определено, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных выплат социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, данная льгота медицинским работникам государственных учреждений не заменена мерами социальной поддержки.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что истец Слободенюк С.Г. имеет право на льготы, поскольку она работает в санатории с 1992 года, а выплата компенсации установлена не конкретным лицам, а установлена для определенных категорий работников учреждений здравоохранения, к которым относится и истец Слободенюк С.Г.
Суд так же принимает во внимание, что ни федеральными законами, ни законами субъекта РФ право на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимости от того, пользовалось ли лицо льготами на момент вступления в силу ФЗ № 122, поскольку указанный закон льготы не отменил, а изменил только порядок их предоставления.
Истцом Слободенюк С.Г. суду предоставлены документы, подтверждающие факт ее работы в ФГУ «Шмаковском военном санатории ДВО» Министерства обороны РФ и факт проживания ее в сельской местности (посёлке), сведения о размере занимаемой ею квартиры, а так же предоставлены квитанции и документы, подтверждающие размер и факт произведённой оплаты за потреблённые услуги по отоплению и содержанию жилья.
Таким образом, истцом Слободенюк С.Г. обоснованно заявлены исковые требования о взыскании расходов за отопление, за содержание и текущий ремонт жилого помещения в общей сумме <данные изъяты> за период с января 2010 года по декабрь 2010 года. Из них согласно расчётам истца и справкам ОАО «ДЭК», филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Уссури» истцом Слободенюк С.Г. за период с января 2010 года по декабрь 2010 года затрачено на оплату отопления <данные изъяты>.
Суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ его учредителем является Министерство обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Министерства обороны РФ имущество военного санатория является собственностью Министерства обороны РФ, военный санаторий является самостоятельной хозяйствующей организацией и осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является Министерство обороны РФ. ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» МО РФ финансируется за счёт средств Министерства обороны РФ, использует бюджетные средства только в соответствии со сметой, утверждённой распорядителем бюджетных средств (Министерством обороны РФ), следовательно, он не может являться надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку ему не выделялись учредителем средства на эти цели.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Слободенюк Светланы Геннадьевны - удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Слободенюк Светланы Геннадьевны невыплаченную компенсацию льготы по оплате за отопление, за содержание и текущий ремонт жилого помещения и за освещение в размере <данные изъяты>.
В иске к Федеральному Государственному Учреждению «Шмаковский Военный Санаторий Дальневосточного Военного Округа» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Кировский районный суд Приморского края в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья:М.А. Чайковская