Дело № 2-398/2011
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 08 августа 2011 г.
Судья Кировского районного суда Приморского края Грицай И.С.,
при секретаре Коморном С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОСМОНОВОЙ Елены Алексеевны к Министерству Обороны Российской Федерации, Санаторно-курортному комплексу «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации, Филиалу «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной компенсации льгот за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Осмонова Е.А.. работает в Филиале «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации с 1999 года в должности старшей медицинской сестры отделения.
Согласно ст. 63 Закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года, медицинские работники соответствующих категорий государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением с 01.01.2005 года отменены. Однако в соответствии с данным законом установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Указанным законом определено, что вновь установленные размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплат пособий и иных видов социальных выплат, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплат пособий и иных видов социальных выплат, гарантий, компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Денежные средства перечислялись работодателем на оплату коммунальных платежей, выделяемыми на эти цели Министерством обороны РФ из Федерального бюджета.
Не включение Филиала «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации в перечень специализированных организаций здравоохранения, утвержденный Постановлением правительства РФ № 872 от 29.12.2004 г., не может служить основанием к отказу в ежемесячной денежной выплате.
За период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, ею оплачены коммунальные платежи за отопление, содержание жилищного фонда в размере <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими квитанциями.
Истец Осмонова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, дело рассматривается в порядке заочного производства.
В судебном заседании установлено, что с 1999 года истец Осмонова Е.А. работает в Филиале «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации в должности старшей медицинской сестры отделения. До 2005 года медицинские работники данной категории пользовались льготами по оплате коммунальных услуг в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, которые были установлены ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
С 01.01.2005 г. на основании ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам изменился. При этом, в соответствии с Преамбулой к ФЗ № 122, такие изменение не отменили у данной категории граждан право на получение мер социальной поддержки, а изменили порядок их получения, поскольку, как следует из Преамбулы к ФЗ, данный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В соответствии со ст. 63 ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Однако, Филиал «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации в перечень специализированных организаций здравоохранения не был включен, что и послужило основанием к отказу в предоставлении указанных мер поддержки.
Вместе с тем, Законом Приморского края № 206-КЗ от 29.12.2004 г. «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», а также постановлением администрации Приморского края № 8 ПА от 17.01.2005 г., и постановлением администрации Приморского края № 14-пг от 08.02.2006 г., утвердившими Положение о порядке назначения ежемесячной выплаты на территории Приморского края для данной категории медицинских специалистов установлены выплаты специалистам, в том числе врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам финансируемых учреждений за счёт бюджетов районов и Приморского края. Данные Законы не предусматривают денежные выплаты медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения, в том числе и Филиал «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации, что фактически ущемляет их права по отношению к медицинским работникам, работающих в учреждениях, финансируемых из средств субъекта РФ и муниципальных образований. Таким образом, имеет место ничем не обоснованная дифференциация предоставления мер социальной защиты работникам учреждений здравоохранения, расположенных в посёлках в зависимости от того, являются эти учреждения федеральными, или относятся к ведению субъекта РФ.
Однако, такое положение является нарушением принципа равенства, установленного ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ защиту от всех форм дискриминации, содержит запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, поскольку субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении.
В соответствии со ст. 63 Закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1992 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, до вступления в законную силу Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. имели право на льготы в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
Федеральным законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. определено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Этим же законом определено, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных выплат социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, данная льгота медицинским работникам государственных учреждений не заменена мерами социальной поддержки.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что истец Осмонова Е.А. имеет право на льготы, поскольку она работает в санатории с 1999 года, а выплата компенсации установлена не конкретным лицам, а установлена для определенных категорий работников учреждений здравоохранения, к которым относится и истец Осмонова Е.А.
Суд так же принимает во внимание, что ни федеральными законами, ни законами субъекта РФ право на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимости от того, пользовалось ли лицо льготами на момент вступления в силу ФЗ № 122, поскольку указанный закон льготы не отменил, а изменил только порядок их предоставления.
Истцом Осмоновой Е.А. суду предоставлены документы, подтверждающие факт ее работы в Филиале «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации и факт проживания ее в сельской местности (посёлке), сведения о размере занимаемой ею квартиры, а так же предоставлены квитанции и документы, подтверждающие размер и факт произведённой оплаты за потреблённые услуги по отоплению и содержанию жилья.
Таким образом, истцом Осмоновой Е.А. обоснованно заявлены исковые требования о взыскании расходов за отопление, и за содержание и текущий ремонт жилого помещения в общей сумме <данные изъяты>.
Суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации Филиал «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации и Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства обороны Российской Федерации его учредителем является Министерство обороны РФ. В соответствии с Уставом Филиала «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации и Санаторно-курортного комплекса «Дальневосточный» Министерства обороны Российской Федерации имущество военного санатория является собственностью Министерства обороны РФ, военный санаторий является самостоятельной хозяйствующей организацией и осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является Министерство обороны РФ. Филиал «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации и Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства обороны Российской Федерации финансируется за счёт средств Министерства обороны РФ, использует бюджетные средства только в соответствии со сметой, утверждённой распорядителем бюджетных средств (Министерством обороны РФ), следовательно, он не может являться надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку ему не выделялись учредителем средства на эти цели.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ОСМОНОВОЙ Елены Алексеевны удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОСМОНОВОЙ Елены Алексеевны невыплаченную компенсацию льготы по оплате за отопление и за содержание и текущий ремонт жилья в размере <данные изъяты>.
В иске к Филиалу «Санаторий «Шмаковский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации и Санаторно-курортному комплексу «Дальневосточный» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Кировский районный суд.
Председательствующий: И.С. Грицай