Дело № 2-160-2012 год
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Кировский 09 апреля 2012 года
Судья Кировского районного суда Приморского края Грицай И.С.,
при секретаре Коморном С.П.,
с участием истца Шталтовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шталтовой Татьяны Анатольевны к Министерству Обороны Российской Федерации, Санаторно-курортному комплексу «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной компенсации льгот за коммунальные услуги,
у с т а н о в и л:
Шталтовая Т.А. работает в ФГУ «Шмаковский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны России с 1994 года заведующей библиотекой, а с 24.04.2011 года заведующей клубом.
Согласно ст. 63 Закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года, медицинские работники соответствующих категорий государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года льготы по оплате коммунальных услуг с отоплением и освещением отменены. Однако в соответствии с данным законом установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Указанным законом определено, что вновь установленные размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплат пособий и иных видов социальных выплат, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплат пособий и иных видов социальных выплат, гарантий, компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Льготы ей, как работнику «Шмаковского военного санатория» предоставлялись до 01 января 2005 года. Денежные средства перечислялись работодателем на оплату коммунальных платежей, выделяемыми на эти цели Министерством обороны РФ из Федерального бюджета.
Не включение ФГУ «ШВС ДВО» Минобороны России в перечень специализированных организаций здравоохранения, утвержденный Постановлением правительства РФ № 872 от 29.12.2004 г., не может служить основанием к отказу в ежемесячной денежной выплате, поскольку до введения в действие ФЗ № 122 от 22.08.2004г. он пользовался вышеуказанной льготой.
За период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года ею оплачены коммунальные платежи за отопление, освещение в размере <данные изъяты>., что подтверждается соответствующими справками. Просит взыскать с ответчиков понесенные ею расходы по оплате отопления, коммунальных услуг и освещения, так как положенная по оплате указанных расходов льгота ей фактически предоставлена не была.
Представителем Министерства обороны РФ подан отзыв, в котором указано, что фактически плательщиком была не истица, а Шталтовой О.М., отсутствуют доказательства наличия у Шталтового О.М. права на льготы.
Истец утратила право на льготу в связи с изданием ФЗ № 122 от 22.08.2004 года. Министерства обороны РФ не является надлежащим ответчиком в связи с отсутствием финансирования на оплату льгот. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании истец Шталтовая Т.А. просит взыскать с ответчиков расходы на оплату коммунальных услуг, освещение, исключив ошибочно заявленные расходы на оплату горячего водоснабжения.
Представители ответчиков ФБУ СКК «Дальневосточный» МО РФ, МО РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении не ходатайствовали, дело слушается в порядке заочного производства.
В судебном заседании установлено, что с 1994 года истец Шталтовая Т.А. работает в Шмаковском военном санатории заведующей библиотекой, а с 24.04.2011 года заведующей клубом.
Данной категории специалистов было предоставлено право на бесплатное жилье с отоплением и освещением в соответствии с постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (п. 10), Инструкцией от 17 августа 1931 года N 49 "О применении постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. о льготах квалифицированным работникам сельский местностей и рабочих поселков" (п. 2), постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1977 года N 981 "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания населения" (п. 13), Основ законодательства Российской Федерации о культуре (ч. 6 ст. 55), законом "О социальном развитии села" (ст. 24).
В соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 г. N 3612-1 (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ), специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
В силу ст. ст. 8, 24 Закона РСФСР от 21.12.1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села" на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания.
Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" специалисты, работающие и проживающие в сельской местности вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Статья 5 ФЗ от 06.05.2003 г. № 52 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» признаны утратившими силу Постановления ВЦИК и СНК СРФСР от 14.05.1928 года «Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках» и от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», а статьей 6 данного ФЗ предусмотрено, что положения указанных в его статье 2 законодательных актов (в том числе Закона РСФСР от 21.12.1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села") об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 01.01.2005 г.
С 01.01.2005 года на основании ФЗ № 122 от 22.08.2004 года порядок предоставления мер социальной поддержки работникам культуры изменился. При этом, в соответствии с Преамбулой к ФЗ № 122, такие изменение не отменили у данной категории граждан право на получение мер социальной поддержки, а изменили порядок их получения, поскольку, как следует из Преамбулы к ФЗ, данный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Законом Приморского края № 206-КЗ от 29.12.2004 г. «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», а также постановлением администрации Приморского края № 8ПА от 17.01.2005 года, и постановлением администрации Приморского края № 14-пг от 08.02.2006 года, утвердившими Положение о порядке назначения ежемесячной выплаты, на территории Приморского края для данной категории медицинских специалистов установлены выплаты специалистам, в том числе работникам культуры финансируемых учреждений за счет бюджетов районов и Приморского края. Данные Законы не предусматривают денежные выплаты работникам культуры федеральных учреждений здравоохранения, в том числе и ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Минобороны России, что фактически ущемляет их права по отношению к работникам культуры, работающих в учреждениях, финансируемых из средств субъекта РФ и муниципальных образований. Таким образом, имеет место ничем не обоснованная дифференциация предоставления мер социальной защиты работникам культуры, расположенных в поселках в зависимости от того, являются эти учреждения федеральными, или относятся к ведению субъекта РФ. Такое положение является нарушением принципа равенства, предусмотренного ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ защиту от всех форм дискриминации, содержит запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, поскольку субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении.
В соответствие со ст. 153 ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. (в ред. от 08.12.2011 г.), при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что истец имеет право на льготы, поскольку она работала в качестве работника культуры в санатории до 01.01.2005 года, а выплата компенсации установлена не конкретным лицам, установлена для определенных категорий работников культуры, к которым относится и истец Шталтовая Т.А. Суд так же принимает во внимание, что законами – ни федеральными, ни законами субъекта право на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимости от того, пользовалось ли лицо льготами на момент вступления в силу ФЗ № 122, что логично, поскольку указанный закон льготы не отменил, и а изменил порядок их предоставления.
Установленный в настоящее время постановлением Правительства № 839 от 17.10.2011 г. порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях, не может быть распространен на Шталтовую Т.А., так как она относится к иной категории работников – работник культуры, оснований для применения аналогии закона суд не усматривает.
Истцом Шталтовой Т.А. суду предоставлены документы, подтверждающие факт её работы в ФГУ «ШВС ДВО» Министерства обороны РФ, факт проживания в сельской местности (поселке), сведения о размере занимаемой ею квартиры, а так же предоставлены квитанции, подтверждающие размер и факт произведенной оплаты за потребленные услуги по отоплению и содержанию жилья, освещение. Истцом заявлены требования о взыскании расходов по отоплению и оплате за содержание и текущий ремонт жилья, освещению в общей сумме <данные изъяты>. за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. Из них, согласно квитанций на оплату услуг по предоставлению отопления, горячего водоснабжения Филиалом Горноключевской КГУП «Примтеплоэнерго», Шталтовой Т.А. затрачено <данные изъяты>
Истцом обоснованно заявлены требования о взыскании с ответчика расходов, связанных с оплатой за отопление, освещение, коммунальные услуги.
Исковые требования в части оплаты горячего водоснабжения в сумме удовлетворению не подлежат, так как указанная льгота не предусмотрена законодательством.
Таким образом, всего подлежит взысканию в пользу истца Шталтовой Т.А. денежная сумма равная <данные изъяты>.
Суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны РФ, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» его учредителем является Министерство обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» Министерства обороны РФ, имущество военного санатория является собственностью Министерства обороны РФ, военный санаторий является самостоятельной хозяйствующей организацией и осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является Министерство обороны. ФГУ «Шмаковский военный санаторий ДВО» финансируется за счет средств Министерства обороны РФ, использует бюджетные средства только в соответствии со сметой, утвержденной распорядителем бюджетных средств (Министерством обороны РФ) следовательно, он не может являться надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку ему не выделялись учредителем средства на эти цели.
Довод представителя МО РФ о том, что плательщиком коммунальных услуг являлась не истец и поэтому она не имеет права на возмещение расходов, суд считает не обоснованным, так как из копии свидетельства о заключении брака следует, что истец и плательщик Шталтовой О. М. -супруги.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шталтовой Татьяны Анатольевны удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шталтовой Татьяны Анатольевны сумму задолженности в счёт льготы по оплате отопления, содержания и текущего ремонта жилья, освещения в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований Шталтовой Татьяны Анатольевны к Санаторно-курортному комплексу «Дальневосточный» Министерства Обороны Российской Федерации, ОТКАЗАТЬ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: И.С. Грица