Дело № 2-148/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 28 марта 2012 года.
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Комова Д.Г.,
при секретаре Черевань Е.А.,
с участием истца Чепуркина Владимира Вячеславовича,
представителя ответчика – Администрации Кировского муниципального района Саенко Е.В.,
представителя ответчика – Администрации Кировского городского поселения Рычковой Е.С.
третьих лиц на стороне истца: Чепуркиной Ларисы Геннадьевны, Чепуркина Николая Владимировича и Чепуркиной Анастасии Владимировны,
представителя территориального органа опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Кировскому муниципальному району Шикуновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЧЕПУРКИНА Владимира Вячеславовича к Администрации Кировского муниципального района и Администрации Кировского городского поселения о возложении обязанности предоставления жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Чепуркин В.В. обратился в Кировский районный суд Приморского края с иском к Администрации Кировского муниципального района и Администрации Кировского городского поселения о возложении обязанности предоставления жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, указав следующее.
С 1984 года его семья в составе из четырёх человек, проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
На протяжении более 9 лет он обращался в органы местного самоуправления Кировского района, в администрацию Приморского края, в администрацию Президента РФ с просьбой решить вопрос о предоставлении ему соответствующего жилищным нормам и условиям жилого помещения, в связи с невозможностью проживать с детьми в аварийном и непригодном для проживания доме.
Согласно постановлению главы муниципального образования Кировский район от 04.04.2003 г. № 163 его семье должны предоставить жильё при появлении первой возможности.
В соответствии с актами обследования от 28.03.2002 г., 24.03.2006 г., 24.03.2010 г. указанный жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания, а жилищные условия не соответствующими СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», в связи с чем, ответом Администрации Кировского муниципального района № 152 от 27.03.2006 г. сделан вывод о том, что спорный дом отнесен к категории ветхого жилья и будет включён в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья».
Согласно ответу департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации Приморского края № 1230-68 от 27.05.2003 г. спорный дом включён в муниципальную программу «Переселение граждан муниципального образования Кировский район из ветхого и аварийного жилищного фонда на период с 2002 по 2010 годы», и по оперативной информации расселение их дома предусмотрено на первом этапе реализации программы, то есть с 2003 по 2005 годы.
Во исполнение вышеуказанной программы, а также в связи с очередным обращением, администрация Кировского района письменно сообщила (исх. № 1873 от 19.07.2005 г.), что его семье будет предоставлена двухкомнатная квартира в реконструированном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>
Однако, в последующем ответе (исх. № 2757 от ДД.ММ.ГГГГ) администрация Кировского муниципального района противоречит своим же ранее данным письменным доводам. А именно сообщено о том, что его дом не признан в установленном порядке непригодным для проживания, и что обещанная квартира по адресу: <адрес> уже предусмотрена для реализации другой программы, а также о том, что программа «Переселение из ветхого и аварийного жилья» не была реализована, в связи с отсутствием денежных средств, и что в очереди по программе он не состоит.
В настоящее время, согласно акту обследования жилья от 2010 года с аналогичными выводами о его непригодности для проживания он вновь принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании постановления администрации Кировского городского поселения от 19.03.2010 г. № 46, и ему вновь дан ответ № 4412 от 28.10.2011 г., что он не обращался в соответствующие органы для решения вопроса с обещанием предоставить жильё по мере возможности.
При этом, ему были предложены жилые помещения (не изолированная квартира, а две комнаты в общежитии по <адрес>), которые по жилищным и санитарным нормам и условиям не приемлемы для использования его семьёй, в том числе, и с учётом разнополых детей. Никакого иного жилья официально предложено не было.
Истец считает, что бездействием администрации Кировского муниципального района и администрации городского поселения по осуществлению своих обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, нарушены его жилищные права.
В связи с чем, истец просит обязать ответчиков предоставить ему соответствующее жилищным и санитарным нормам и условиям жилое помещение либо предоставить денежную компенсацию для приобретения жилья.
Истец Чепуркин В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и дополнительно пояснил, что администрацией Кировского муниципального района его семье предлагалось поселиться в доме по адресу: <адрес>. Однако, при осмотре этого дома было установлено, что он мало, чем отличается от того жилого помещения, в котором его семья проживает в настоящее время, поскольку являлся непригодным для проживания. К тому же представитель администрации сообщил, что сначала нужно было найти предыдущего нанимателя этого жилого помещения. Кроме того, его семье предлагалось жилое помещение по адресу: <адрес>. Но в предлагаемых комнатах имелась батарея центрального отопления с дефектами, в самих комнатах был «грибок», к тому же обе комнаты не были смежными, а были разделены коридором. После перехода жилого фонда от Кировского муниципального района в собственность Кировского городского поселения его семье другие приемлемые жилые помещения не предлагались. В то же время его семье предлагалось временное жилое помещение по адресу: <адрес>, с условием, что его семья не будет снята с учёта, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, однако, он от такого варианта отказался, так как предлагаемое жилое помещение имело жилую площадь всего 17 кв/м, а, кроме того, он не верит, что потом ему предоставят другое жилое помещение, которое будет отвечать нормам площади на каждого члена его семьи. В настоящее время его семья проживает в аварийном доме без коммунальных услуг.
Третье лицо на стороне истца Чепуркина Л.Г. в судебном заседании поддержала заявленные истцом Чепуркиным В.В. исковые требования и по существу иска пояснила, что её муж на протяжении нескольких лет обращался с просьбами выделить нормальное жилое помещение их семье, но все предлагаемые жилые помещения были неприемлемыми для проживания. Она считает, что если их семью поселят во временное жилье площадью 17 кв/м, им уже никогда не предоставят жилое помещение, соответствующее по площади их семье.
Третье лицо на стороне истца Чепуркин Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные истцом Чепуркиным В.В. исковые требования и по существу иска пояснил, что он уже 20 лет проживает вместе с родителями в доме, указанном в исковом заявлении. Истец неоднократно обращался с заявлениями об улучшении жилищных условий их семьи, но до настоящего времени этот вопрос органами местного самоуправления так и не был решён.
Третье лицо на стороне истца – несовершеннолетняя Чепуркина А.В. в судебном заседании заявленные истцом Чепуркиным В.В. полностью поддержала исковые требования.
Представитель ответчика – Администрации Кировского муниципального района – Саенко Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, по существу дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на исковые требования, о том, что согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, жилыми помещениями должна Администрация Кировского городского поселения. До принятия закона о разграничении собственности между Кировским муниципальным районом и Кировским городским поселением семье Чепуркина В.В. неоднократно предлагались жилые помещения для переселения, а именно: жилое помещение специализированного жилого фонда по адресу: <адрес>; комнаты в общежитии в <адрес>; жилые помещения муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> (общей площадью 23,2 кв/м); жилое помещение муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> (общей площадью 50,4 кв/м). Администрацией Кировского муниципального района велась работа по участию семьи Чепуркина В.В. в краевой целевой программе «Переселение из ветхого, аварийного жилого фонда в <адрес>» на 2004 – 2010 годы. Однако, данная программа на территории <адрес> так и не была реализована, денежные средства на мероприятия по переселению из ветхого и аварийного жилья не выделялись. Актом № 37 от 24.03.2010 г. обследования жилого многоквартирного дома, составленным межведомственной комиссией Кировского городского поселения, подтверждается, что жилой дом <адрес>, в котором проживает семья Чепуркина В.В., признан аварийным и непригодным для проживания. В настоящее время согласно принятому <адрес> «О внесении изменений в <адрес> «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Кировским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Кировского муниципального района» от 06.10.2011 г. № 822-КЗ движимое и не движимое имущество, находящееся в собственности Кировского муниципального района, передано в собственность Кировского городского поселения. Поэтому обязанность по выделению жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признана в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, лежит на Кировском городском поселении.
Представитель ответчика – Администрации Кировского городского поселения – Рычкова Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, по существу дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на исковые требования, о том, что ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Кировского городского поселения только ставит на учёт малоимущих граждан и нуждающихся в улучшении жилищных условий в границах Кировского городского поселения. Чепуркин В.В. поставлен на учёт на улучшение жилищных условий постановлением администрации Кировского городского поселения от 19.03.2010 г. № 46. С принятием Закона Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Кировским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Кировского муниципального района» от 06.10.2011 г. № 822-КЗ, вступившим в силу 21.10.2011 г., вопросы управления муниципальным жилым фондом осуществляются администрацией Кировского городского поселения. В настоящее время проходит ревизия жилого фонда, переданного из муниципальной собственности Кировского муниципального района в муниципальную собственность Кировского городского поселения. В ходе ревизии в настоящий момент выявлено жилое помещение общей площадью 17,40 кв/м по адресу: <адрес> Администрация Кировского городского поселения готова предложить данное жилое помещение Чепуркину В.В. и его семье без снятия с учёта как семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ранее в 2008 году администрацией Кировского городского поселения Чепуркину В.В. предлагалось жилое помещение по адресу: <адрес>, от которого он отказался.
Представитель органа опеки и попечительства Шикунова Н.А. в судебном заседании пояснила, что территориальный отдел опеки и попечительства в интересах несовершеннолетней дочери истца Чепуркина В.В. – Чепуркиной А.В. поддерживает заявленные истцом исковые требования, указав о том, что предложенный администрацией Кировского городского поселения вариант временного предоставления семье истца жилого помещения по адресу: <адрес>, без снятия с учёта в качестве семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, считает в сложившейся ситуации приемлемым и отвечающим интересам несовершеннолетней Чепуркиной А.В.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым установлен Порядок признания жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании установлено, что истец Чепуркин В.В. и его супруга Чепуркина Л.Г. как наниматели спорного жилого помещения неоднократно обращались с такими заявлениями в Администрацию Кировского муниципального района (27.02.2006 г. вход. № 152, ответ № 1873 от 19.07.2005 г.), в Администрацию Кировского городского поселения (вход. № 20-ж от 03.03.2010 г.), в Департамент по ЖКХ и топливным ресурсам Администрации Приморского края (ответ № 1230-68 от 27.05.2003 г.).
На основании постановления главы Администрации Кировского городского поселения от 19.03.2010 г. № 46 семья истца Чепуркина В.В. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий граждан, признанных малоимущими в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма на территории Кировского городского поселения.
Согласно составленному Межведомственной комиссией Акту обследования № 37 от 24.03.2010 г. квартира № 3 жилого дома <адрес> признана аварийным и непригодным для проживания в соответствии с п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ истец и его семья как граждане, жилое помещения которых в установленном порядке признано непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащее, имеют право на внеочередное предоставление жилого помещение по договору социального найма.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное получение, свидетельствует о том, что жильё данной категории граждан должно быть предоставлено немедленно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 2 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов, а учётная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в размере, который не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В судебном заседании установлено, что решением главы администрации Кировского городского поселения от 08.06.2007 г. № 193 утверждены учётная норма и норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кировского городского поселения, согласно которому учётная норма площади жилого помещения на территории Кировского городского поселения в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается в размере не более 12 кв/м, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кировского городского поселения устанавливается в размере не менее 13 кв/м.
Таким образом, с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также вышеуказанных требований закона, заявленные истцом Чепуркиным В.В. исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставления жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам нормам, подлежат удовлетворению.
При этом, суд учитывает то, что согласно Закону Приморского края от 06.10.2011 г. № 822-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Кировским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Кировского муниципального района» движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Кировского муниципального района, передано в собственность Кировского городского поселения.
Следовательно, в связи с вступлением в силу Закона Приморского края от 06.10.2011 г. № 822-КЗ, именно администрация Кировского городского поселения обязана предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма, поэтому такую обязанность следует возложить на администрацию Кировского городского поселения.
По этой причине в удовлетворении заявленных исковых требований к ответчику – Администрации Кировского муниципального района следует отказать.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом Чепуркиным В.В. исковые требования в части возложения на ответчика обязанности предоставления ему денежной компенсации для приобретения им самостоятельно жилого помещения, удовлетворению не подлежат, поскольку действующим законодательством РФ такая обязанность ответчика прямо не установлена. Выделение денежных средств на цели приобретения жилых помещений возможно в рамках проводимых целевых федеральных программ, однако, в судебном заседании установлено, что в настоящее время такие программы на территории всего Кировского муниципального района не реализовываются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ЧЕПУРКИНА Владимира Вячеславовича к Администрации Кировского муниципального района и Администрации Кировского городского поселения о возложении обязанности предоставления жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Кировского городского поселения предоставить семье ЧЕПУРКИНА Владимира Вячеславовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В удовлетворении заявленных ЧЕПУРКИНЫМ Владимиром Вячеславовичем исковых требований о возложении обязанности предоставления денежной компенсации для приобретения жилого помещения – отказать.
В иске к Администрации Кировского муниципального района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: Д.Г. Комов