Дело ....
Поступило в суд 24.12.2009 года
Р Е Ш Е Н И Е
20.01.2010 года г. Новосибирск
Кировский районный суд города Новосибирска в составе:
судьи Власовой О.В.
при секретаре Томской А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Курановой Ларисы Юрьевны - Савина Дмитрия Геннадьевича на постановление мирового судьи 4-го судебного участка Кировского района города Новосибирска от 10.12.2009 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10.3 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Кировского района г. Новосибирска от 10.12.2009 года Куранова Лариса Юрьевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.3 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» и подвергнута штрафу в размере .....
С постановлением не согласен защитник Савин Д.Г. по тем основаниям, что протокол .... об административном правонарушении от .... года составлен в отсутствии Курановой Л.Ю., чем нарушены ее права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Она была
лишена возможности знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, воспользоваться юридической помощью защитника.
Лица, указанные в протоколе .... от .... года в качестве свидетелей, являются должностными лицами .... являются заинтересованными лицами. Кроме того, протокол составлен в нарушение срока, предусмотренного ч. 2 ст. 28.5 КРФобАП.
Нет сведений о направлении протокола Курановой Л.Ю., что является нарушением процедуры составления протокола. Фотокопии, представленные в дело, не могут служить доказательством, т.к. неизвестно, где, когда и при каких обстоятельствах они были сделаны. На представленных фотографиях не видно, что автобус находится на остановке пассажирского транспорта, и в нем есть пассажиры, либо осуществляются посадка или высадка пассажиров. Трафарет на автобусе без номера «частный». На фотокопии путевого листа ИП Курановой Л.Ю. указано - коммерческий заказ ...
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления пассажирских перевозок, в т.ч. осуществления посадки и высадки пассажиров, поскольку факт нахождения автобуса у дома .... по ... не может служить бесспорным доказательством осуществления пассажирских перевозок.
Куранова Л.Ю. является индивидуальным предпринимателем, имеет лицензию на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Право на осуществление перевозок пассажиров возникает у индивидуальных предпринимателей с момента получения лицензии и не может быть ограничено областным законом. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает возможность любому перевозчику, получившему лицензию на этот вид деятельности, самостоятельно организовывать перевозки. Согласно части 1 стать 8 Конституции РФ гарантируется свобода экономической деятельности, свобода договора. Перевозчики, которые не заключили договор об организации пассажирских перевозок с уполномоченными органами, осуществляющими перевозки пассажиров по самостоятельно организованным маршрутам, имеют право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г., Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ 09.03.1995 г. № 27).
Определение понятия «муниципального маршрута регулярного сообщения», указанное в статье 4 Закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» 112-ОЗ от 07.06.2007 г. следует рассматривать в неразрывной связи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Закона Новосибирской области, в соответствии с которым муниципальные маршруты регулярного сообщения формируются (открываются, закрываются, изменяются) уполномоченными органами местного самоуправления, и с пунктом 1 статьи 20 Закона Новосибирской области, где уполномоченные органы при организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения обосновывают объемы финансирования, необходимые для выполнения пассажирских перевозок. Из анализа данных положений Закона следует, что к муниципальным маршрутам регулярного сообщения относятся не любые проходящие в границах города маршруты, а только те, которые формируются, регистрируются уполномоченными органами местного самоуправления, определяющими объемы финансирования, необходимые для содержания данных маршрутов. Организация мер по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством заключения договоров с перевозчиками на оказание услуг по безопасной перевозке граждан на маршрутах регулярного сообщения. При этом заключение договора победителями конкурса не создает препятствий для иных лиц, осуществляющих перевозку пассажиров по самостоятельно разработанным маршрутам. Кроме того, действующее законодательство РФ не возлагает на Куранову Л.Ю., как перевозчика, обязанности заключать с органами местного самоуправления договор на осуществление пассажирских перевозок. Конкурсное привлечение перевозчиков к осуществлению перевозок не требуется. Куранова Л.Ю. осуществляет перевозки пассажиров по маршруту, который не входит в Реестр маршрутов общественного пассажирского транспорта г. Новосибирска. Следовательно, если маршрут отсутствует в Реестре, значит, он не является маршрутом регулярного сообщения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Куранова Л.Ю осуществляла пассажирские перевозки по маршруту именно регулярного сообщения. Часть 1 статьи 10.3 Закона Новосибирской области распространяется только на юридических и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские перевозки по зарегистрированным в установленном порядке маршрутам, на которые утверждены графики и расписание, составлен паспорт маршрута.
Кроме того, орган местного самоуправления не может запретить ездить перевозчику по муниципальным дорогам (за исключением случаев, установленных ФЗ «О безопасности дорожного движения»), поскольку в соответствии с пунктом 1 части З статьи 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 8 статьи 28 ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества», пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса автомобильные дороги являются территорией общественного пользования, соответственно, любой владелец транспортного средства вправе ими пользоваться, в том числе и перевозчик пассажиров.
Куранова Л.Ю. систематически оплачивает налоги (транспортный налог, единый налог, на вмененный доход), ее деятельность контролируют федеральные службы: транспортная инспекция, налоговая инспекция, ГИБДД.
Индивидуальные предприниматели оказывают услуги, непосредственно связанные с перемещением пассажиров с использованием автотранспорта, заключают договоры перевозки с пассажирами, а органы, уполномоченные в сфере организации транспортного обслуживания, оказывают услуги, не связанные с перемещением пассажиров и использованием автотранспорта, т.е. оказывают услуги по организации транспортного обслуживания (оборудование автомобильных дорог, остановочные площадки, освещение и т.д.). Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут менять установленный федеральным законодательством порядок либо вводить иной порядок осуществления пассажирских перевозок, они полномочны только организовывать транспортное обслуживание маршрутов регулярного сообщения, сформированных уполномоченными органами.
Порядок организации частных коммерческих маршрутов определен нормами Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 г.
В силу абз. 3 ч. 1 ст. 2, ст. 18, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ ограничения по допуску предпринимателей к коммерческим перевозкам не могут быть введены органом местного самоуправления, поэтому необходимо руководствоваться нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу - Гражданским кодексом РФ.
Деятельность Курановой Л.Ю. по осуществлению пассажирских перевозок является коммерческой, и такие перевозки могут иметь место по маршрутам, организованным как по заказу администрации области или уполномоченного органа местного самоуправления на конкурсной основе, так и разработанным индивидуальным предпринимателем самостоятельно, в соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.
Кроме того, отдельно отмечено, что протокол .... от .... г. не может являться доказательством по данному делу, т.к. составлен неуполномоченным лицом.
Так, 26.08.2009 Новосибирским областным судом по делу .... принято решение, которым признаны недействующими со дня принятия положения Закона Новосибирской области от 14.02.2003 г. № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», в частности, подпункт 6 пункта 2 статьи 15.3 Закона № 99-ОЗ в части, предоставляющей право составления протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.3 Закона 99-ОЗ, должностным лицам органа местного самоуправления и пункт 3 статьи 15.3 в части, предоставляющей органам местного самоуправления право устанавливать перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 2 статьи 15.3 Закона 99-ОЗ.
Таким образом, указанное обстоятельство является исключающим производство по делу об административном правонарушении, т.к. согласно ст. 26.2 КРФобАП доказательства по административному делу устанавливаются протоколом об административном правонарушении. Учитывая, что протокол .... от .... составлен неуполномоченным лицом, подлежит применению ст. 50 Конституции РФ, согласно которой при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
На основании вышеизложенного просит отменить постановление от 10.12.2009 года, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Курановой Ларисы Юрьевны.
В судебное заседание индивидуальный предприниматель Куранова Л.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы была извещена лично под роспись, о причинах неявки не сообщила.
В судебном заседании защитник Савин Д.Г. доводы жалобы поддержал, дополнив указанием на то, что решение Новосибирского областного суда от 26.08.2009г. вступило в законную силу 12.09.2009г., а, значит, протокол об административном правонарушении .... от ....г. в отношении ФИО2 составлен неуполномоченным лицом. Просил жалобу удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления пассажирских перевозок Мэрии г.Новосибирска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил.
Суд, выслушав защитника Савина Д.Г., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно акту .... .... года в 10 час. 35 мин. на остановочном пункте ... владелец ФИО7 под управлением водителя ФИО4, осуществляющий пассажирские перевозки, в том числе высадку и посадку пассажиров за оплату по тарифу 16 рублей с трафаретом .... ... без договора с органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.3 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». л.д. 6).
Лицензионная карточка на автотранспортное средство серия КА ...., регистрационный номер ....
Водитель ФИО4 с актом ознакомлен, от подписи отказался. ФИО4 выдана повестка на имя ... л.д. 6).
Согласно протоколу об административном правонарушении от .... года .... .... года в 10 час. 35 мин. на остановочном пункте ... под управлением водителя ФИО4, осуществляющий пассажирские перевозки, в том числе высадку и посадку пассажиров за оплату по тарифу 16 рублей с трафаретом .... ... без договора с органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, ответственность за которое предусмотрена 10.3 ч.1 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». л.д. 3).
Телеграммой .... Курановой Л.Ю. по адресу проживания доставлено извещение о времени и месте подписания протокола, телеграмма вручена матери ФИО8 ....г. Однако согласно справке ведущего специалиста ОП УПП ФИО5, ФИО2 на подписание протокола не явилась л.д. 8, 11). При таких обстоятельствах суд считает, что должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, требования ч.4 ст.28.2 КРФобАП были выполнены, а доводы жалобы защитника о нарушении прав Курановой Л.Ю. на выражение своей позиции по поводу составленного протокола несостоятельными.
Суд не может согласить с доводами защитника о том, что указанные в протоколе по факту административного правонарушения свидетели являются должностными лицами Мэрии г.Новосибирска, а потому заинтересованы в исходе дела, поскольку в ходе рассмотрения административного дела мировым судьей они в качестве таковых не допрашивались, их показания в основу принятого мировым судьей постановления положены не были, и состоят они в служебных отношениях с другими органами и учреждениями.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами жалобы в той части, что доказательства, очевидно свидетельствующие об осуществлении Курановой Л.Ю. перевозок по маршруту регулярного сообщения, отсутствуют, оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности не имелось.
При этом суд исходит из следующего.
Протокол об административной ответственности в отношении Курановой Л.Ю. составлен ....г. ведущим специалистом отдела перевозок Управления пассажирских перевозок Мэрии ... ФИО5 Но решением Новосибирского областного суда от 26.08.2009г. положения Закона Новосибирской области ....ОЗ от 14.02.2003г. (в редакции Закона Новосибирской области от ....г. №368-ОЗ) «Об административных правонарушениях в Новосибирской области: подпункт 6 пункта 2 статьи 15.3 в части слов «органа местного самоуправления», п.3 ст.15.3 в части слов «органами местного самоуправления», предоставляющие право органам местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в т.ч. ст.10.3 Закона НСО ....ОЗ, признаны недействующими со дня принятия. Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении Курановой Л.Ю. был составлен неуполномоченным лицом.
Согласно ст.28.2 КРФобАП о совершении административного правонарушения составляется протокол
В силу ст. 26.2 КРФобАП протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Однако использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Кроме того, из имеющихся в материалах административного дела других доказательств, на основании которых мировой судья пришел к выводу о доказанности вины Курановой Л.Ю. в совершении административного правонарушения, следует, что Курановой Л.Ю. осуществлялись перевозки по маршруту, не совпадающему по схеме движения с маршрутом регулярного сообщения ...., включенным в Реестр маршрутов регулярного сообщения муниципальной маршрутной сети г.Новосибирска.
В соответствии с п.6 ст. 72 Федерального Закона «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991 г, ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 12 Закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания на территории. Новосибирской области» от 07.06.2007г. органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, при этом привлекают перевозчиков на договорной основе.
Согласно Закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания на территории Новосибирской области» только орган местного самоуправления открывает, закрывает, изменяет муниципальные маршруты регулярного сообщения, формирует, ведет реестр маршрутов регулярного сообщения, в т.ч. муниципальных маршрутов регулярного сообщения. Маршрут регулярного сообщения- это зарегистрированный в установленном порядке, организованный и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры маршрут, по которому перевозка пассажиров осуществляется в соответствии с расписанием движения, с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных остановочных пунктах. Муниципальный маршрут регулярного сообщения - маршрут, проходящий в границах муниципального образования: поселения, муниципального района, городского округа. Закон Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания на территории Новосибирской области» предусматривает маршрутные таксомоторные перевозки, заказные и служебные перевозки. Других видов перевозок Законом не предусмотрено. Указанные виды перевозок организовываются по маршрутам регулярного сообщения путем заключения договора с уполномоченным органом, указание маршрута является существенным условием договора. Порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в г.Новосибирске утвержден Постановлением мэра г. Новосибирска от 16.06.2008г. № 452 и предусматривает участие перевозчика в конкурсе на заключение договора в установленном порядке.
Согласно сообщения начальника Сибирского управления государственного автодорожного надзора Куранова Л.Ю. значится в числе перевозчиков, имеющих лицензию л.д. 17).
Согласно выданному путевому листу водителю ФИО4 в указанный в протоколе об административном правонарушении день водитель осуществлял перевозку пассажиров по маршруту ...
Согласно справке директора МУ .... по состоянию на .... года автобус марки .... в перевозках на маршруте .... ... г. Новосибирска по договору об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения с департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска не участвует. л.д. 13).
Маршрут .... значится в числе маршрутов регулярного сообщения муниципальной маршрутной сети .... Маршрут следования - ...
С учетом вышеизложенного, суд считает, что обстоятельства, на основании которых мировым судьей было вынесено постановление о привлечении Курановой Л.Ю. к административной ответственности, в установленном законом порядке недоказаны.
В соответствии со ст.30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7 КРФоАП, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи 4 судебного участка Кировского района г. Новосибирска от 10.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» Курановой Ларисы Юрьевны отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья:
Копия верна
Судья: