Дело № 2-1420 23 декабря 2010 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Кировский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Цибульской О.В., при секретаре судебного заседания Ероховой О.А., с участием старшего помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области Капсамун И.С., представителя ответчика – заместителя главы администрации МО Н-ское сельское поселение Е., действующего на основании доверенности от хх октября 2010 года №хх, выданной главой администрации И. сроком на один год, представителя 3-го лица – администрации МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области Иванова В.В., действующего на основании доверенности от хх марта 2010 года №хх, выданной главой администрации Е., сроком на три года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского городского прокурора Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию дорог, У С Т А Н О В И Л: Кировский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском к администрации МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию дорог, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район ЛО выявлены нарушения действующего законодательства. В силу положений ст. 10 Областного закона № 28 «Об автомобильных дорогах Ленинградской области», принятого Законодательным собранием Ленинградской области 08 июля 1997 года, к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований (за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения). В соответствии с п. 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2). Элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы (п. 1.3). В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального значения), согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к вопросам местного значения поселения. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 5 ст. 4 Устава МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с изложенным просит обязать администрацию МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области произвести паспортизацию дороги, проходящей по <адрес изъят> в соответствии с требованиями Областного закона, принятого 08 июля 1997 года, № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. Минавтодором РСФСР). Кировский городской прокурор Ленинградской области обратился с аналогичными требованиями к администрации МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию: <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> Определением суда дела по указанным искам объединены в одно производство (л.д. 100 т. 45). В ходе судебного разбирательства Кировский городской прокурор Ленинградской области от требований к администрации МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию: автодороги, проходящей по <адрес изъят>, отказался, отказ был принят судом, производство по делу в этой части прекращено (л.д. 102 т. 45). Кроме того, Кировский городской прокурор Ленинградской области уточнил исковые требования: просил обязать администрацию МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области произвести паспортизацию вышеуказанных дорог в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 103 т. 45). В судебном заседании старший помощник Кировского городского прокурора Ленинградской области Капсамун И.С. просила иск удовлетворить. Представитель ответчика – Егоров А.П., иск не признал. В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве 3-го лица привлечена администрация МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области. Ее представитель – Иванов В.В., считал, что иск удовлетворению не подлежит. Суд, заслушав объяснения старшего помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области Капсамун И.С., представителей ответчика, 3-го лица, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с п. 8 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08 ноября 2007 года к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу п. 9 ст. 5 вышеуказанного Закона РФ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В соответствии со ст. 2 Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области», принятого Законодательным собранием Ленинградской области 8 июля 1997 года (далее Закон), владельцами автомобильных дорог являются дорожные органы, иные юридические лица и граждане, осуществляющие управление имуществом автомобильных дорог на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или являющиеся его собственниками. Согласно ст. 4 Закона автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями и формой собственности подразделяются на автомобильные дороги общего пользования (автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального значения, муниципальные автомобильные дороги), ведомственные и частные. Согласно ст. 7 Закона автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает: составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги; балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги; ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. В силу положений ст. 10 Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований (за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения). В соответствии с п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2). Элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы (п. 1.3). В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07 августа 2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 4 Устава МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области (новая редакция) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 33 т. 1). Согласно перечню автомобильных дорог местного значения, представленному администрацией МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области, все вышеперечисленные в исках прокурора дороги Кировского района Ленинградской области, относятся к автомобильным дорогам местного значения в границах населенных пунктов Н-ского сельского поселения (л.д. 6-9 т. 1). В связи с изложенным суд считает, что обязанности по паспортизации дорог в соответствии с нормами действующего законодательства должны быть возложены на администрацию МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области. Согласно письму главы администрации МО Н-ское сельское поселение И. от хх сентября 2010 года технические паспорта на все вышеназванные дороги в администрации МО Н-ское сельское поселение отсутствуют (л.д. 5 т. 1), чем нарушаются условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах поселения. По мнению суда, поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно, Кировский городской прокурор обоснованно обратился в суд с исками. Тот факт, что отсутствуют решения государственных и муниципальных органов власти о передаче дорог в собственность поселений, не означает, что указанные дороги не являются муниципальной собственностью, поскольку они являются таковой в силу закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08 ноября 2007 года. Отсутствие надлежащего финансирования так же не освобождает ответчика от обязанности выполнения возложенных на него функций, в том числе по паспортизации дорог. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов, ответчиков, в связи с чем государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию МО Н-ское сельское поселение МО Н-ский муниципальный район Ленинградской области произвести паспортизацию: <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят> в соответствии с требованиями Областного закона, принятого Законодательным собранием Ленинградской области 08 июля 1997 года, № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, кассационной жалобы, прокурором – принесения кассационного представления через Кировский городской суд. Судья О.В. Цибульская