Дело № 2-275 12 марта 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Кировский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Невской Н.С., при секретаре судебного заседания Грачевой Е.Ю., с участием представителя заявителя – старшего помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области Капсамун И.С., представителя ОМВД по Кировскому району Ленинградской области – Шеногиной С.А., представителя ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – Иванова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кировского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по приведению изолятора временного содержания в надлежащее состояние и приостановлении деятельности изолятора временного содержания, У С Т А Н О В И Л: Кировский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по приведению изолятора временного содержания в надлежащее состояние и приостановлении деятельности изолятора временного содержания, указывая на то, что вступившим в законную силу решением Кировского городского суда от 07.12.2010 на ОВД по Кировскому району Ленинградской области и ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность привести изолятор временного содержания при ОВД Кировского района Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и указан ряд мероприятий, которые необходимо выполнить. 21.11.2011 была проведена комиссионная проверка изолятора временного содержания на предмет соответствия условий содержания задержанных и заключенных под стражу требованиям действующего законодательства. В ходе данной проверки было установлено, что часть нарушений, на которые указано в решении суда, были устранены, однако, многие нарушения не устранены до настоящего времени, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по неисполнению выявленных нарушений и приостановить деятельность изолятора временного содержания до устранения указанных нарушений (л.д. 1-6). В ходе судебного разбирательства старший помощник Кировского городского прокурора Ленинградской области Капсамун И.С. уточнила требования, исключив нарушения, которые были устранены, а именно, не обеспечение спецконтингента, содержащего в изоляторе, матрацами, спальными принадлежностями и постельным бельем; а также отсутствие плана эвакуации в соответствии с ГОСТ. Р 12.4.026-2001, ГОСТ. Р 12.2.143-2002 (л.д. 80-81). В судебном заседании старший помощник Кировского городского прокурора Ленинградской области Капсамун И.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Представитель ОМВД по Кировскому району Ленинградской области Шеногина С.А. иск не признала, поскольку вышеназванное решение суда частично исполнено, а, кроме того, на реконструкцию изолятора выделены денежные средства в размере 9000000 руб. 00 коп., за счет которых возможно будет устранить все имеющиеся нарушения (л.д. 77об., 212). Представитель ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Иванов А.А. возражал против удовлетворения требования прокурора, поскольку считает, что выявленные в изоляторе нарушения имеют место не по причине бездействия органов внутренних дел, а в связи с отсутствием необходимых денежных средств, которые не были предоставлены соответствующим финансовым органом. Указал на то, что оснований для приостановлении деятельности изолятора не имеется (л.д. 100, 212). Определением суда от 24.02.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ленинградской области, поскольку здание изолятора, являясь федеральной собственностью, находится в ведении указанного государственного органа (л.д. 97, 99 об.). Представитель данного заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен (л.д. 183, 206-210). Определением суда от 05.03.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ленинградской области, поскольку финансирование органов внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета (л.д. 181об.). Представитель данного заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 184, 205). В письменном отзыве представитель Управления федерального казначейства указал, что ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязаны привести изолятор в надлежащее состояние, поскольку ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет распределение денежных средств, поступающих из бюджета, в том числе на ремонт и содержание изоляторов (л.д. 206-210). Суд, заслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, мнение специалистов, показания свидетелей, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № 19642/11/26/47, материалы гражданского дела № 2-1169/2010, приходит к следующему. В силу п. 1 ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. На основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 07.12.2010 по делу № 2-1169/2010, на ОМВД по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность привести изолятор временного содержания при ОВД Кировского района Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а именно: - в течение первых суток вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых проводить санитарную обработку (лиц, имеющих признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере; - предоставлять подозреваемым и обвиняемым, прошедшим санитарную обработку постельные принадлежности; - не реже одного раза в неделю подозреваемым и обвиняемым проводить санитарную обработку, предоставлять им возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Осуществлять смену постельного белья еженедельно после помывки в душе; - создать подозреваемым, обвиняемым бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной гигиены, обеспечивать ежедневно бесплатным 3-х разовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ, (перед отправкой за пределы ИВС подозреваемые и обвиняемые должны получать горячее питание по установленным нормам, при невозможности указанные лица обеспечиваются сухим пайком); - оборудовать камеры ИВС индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейкой по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, постельными принадлежностями, постельным бельем, полотенцем и т.д., вещами, которые выдаются бесплатно во временное пользование; - на охраняемой территории ИВС оборудовать специальные прогулочные дворы, количество которых определяется с учетом необходимости обеспечить прогулкой в течение светового дня всех содержащихся в изоляторе временного содержания; - предоставлять подозреваемым и обвиняемым ежедневную прогулку продолжительностью не менее 1 часа на территории прогулочных дворов, оборудованных скамейками для сидения и навесами от дождя; - оборудовать специальную комнату для свиданий в ИВС; - оборудовать комнатой для производства обыска; - распределять подозреваемых и обвиняемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров; - разграничить в камерах ИВС санузел и зону отдыха спецконтингента перегородками, чтобы обеспечить условия приватности; - оборудовать ИВС медицинским изолятором и укомплектовать медицинскую аптечку необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими средствами для оказания первой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым; - установить в ИВС автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре; - подготовить технический отчет по замерам сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; - в коридоре в месте расположения камер №№ 1 и 2, а также в следственных комнатах светильники подключить надлежащим способом в соответствии с Правилами устройства электроустановок; - разработать план эвакуации в соответствии с ГОСТ. Р 12.4.026-2001, ГОСТ. Р 12.2.143-2002 (л.д. 7-15). Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 19.01.2011 данное решение оставлено без изменения (л.д. 16-18). В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Согласно указанному решению суда, обязанности по приведению изолятора временного содержания при ОМВД Кировского района Ленинградской области в соответствии с нормами действующего законодательства возложены на ОМВД по Кировскому району Ленинградской области и на ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, при этом отсутствие надлежащего финансирования не освобождает указанные органы от обязанности выполнения возложенных на них функций по приведению изолятора временного содержания в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (л.д. 13). 21 ноября 2011 года комиссия в составе представителей Кировской городской прокуратуры Ленинградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области и изолятора временного содержания ОМВД России по Кировскому району составила акт по результатам осмотра изолятора и установила, что ряд нарушений действующего законодательства, выявленных судом, не был устранен после вынесения указанного судебного решения (л.д. 21-29). В ходе судебного разбирательства 21.02.2012 повторно было произведено комиссионное обследование изолятора и выявлены нарушения действующего законодательства, не устраненные после вынесения указанного решения суда, а именно: - в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не проходят санитарную обработку (лиц, имеющих признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) не обрабатываются в дезинфекционной камере; - не реже одного раза в неделю подозреваемым и обвиняемым не проводится санитарная обработка, им не предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут; - не созданы подозреваемым и обвиняемым бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной гигиены (в камерах № 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 отсутствуют столы, во всех камерах отсутствуют скамейки по лимиту мест в камере, во всех камерах отсутствуют шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; во всех камерах отсутствуют краны с водопроводной горячей водой; нет радиоприемников для вещания общегосударственных программ, отсутствуют светильники ночного освещения); - камеры № 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, вешалками для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, полотенцем; - на охраняемой территории изолятора не оборудованы специальные прогулочные дворы для ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; - не оборудована специальная комната для свиданий; - не оборудована комната для производства обыска; - распределение подозреваемых и обвиняемых по камерам осуществляется без учета нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров; - в камерах № 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 не разграничены санузел и зона отдыха спецконтингента перегородками, чтобы обеспечить условия приватности; - изолятор не оборудован медицинским изолятором; - не сдана в эксплуатацию автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре; - не подготовлен технический отчет по замерам сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования (л.д. 82-90). Акт, составленный по результатам проверки изолятора 21.02.2012, в ходе судебного разбирательства участниками процесса не оспаривался. Как усматривается из материалов дела, 20.08.2011 сдана в эксплуатацию охранно-пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре установленная подрядной организацией ООО «Лема», имеющим соответствующую лицензию и аккредитацию (л.д. 160, 194-204). 09 декабря 2011 года электротехнической лабораторией ООО «Исток» в помещении изолятора временного содержания произведены измерения и испытания электроустановок и составлен технический отчет по проведению испытаний и измерений электросетей и электрооборудования (л.д. 161-171). По результатам данного технического отчета произведена замена автоматических выключателей на автоматические выключатели с меньшим номиналом (л.д. 190-191). В вышеуказанном решении суда не указано на необходимость оборудовать камеры изолятора кранами с водопроводной горячей водой и светильниками ночного освещения, что также не предусмотрено Правилам внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД от 22.11.2005 № 950. Следовательно, суд не может согласиться с тем, что в изоляторе не сдана в эксплуатацию автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре; не подготовлен технический отчет по замерам сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования, а камеры изолятора необходимо оборудовать кранами с водопроводной горячей водой и светильниками ночного освещения. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, не смотря на наличие у ОМВД по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанностей по приведению изолятора временного содержания при ОМВД Кировского района Ленинградской области в соответствии с нормами действующего законодательства, указанные органы бездействуют в части невыполнения следующих мероприятий: в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые должны проходить санитарную обработку (лиц, имеющих признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере; не реже одного раза в неделю подозреваемым и обвиняемым должна проводиться санитарная обработка, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут; должны быть созданы подозреваемым и обвиняемым бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной гигиены (в камерах № 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 должны быть установлены столы, во всех камерах должны иметься скамейки по лимиту мест в камере, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; радиоприемники для вещания общегосударственных программ); камеры № 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 должны быть оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, вешалками для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, полотенцами; на охраняемой территории изолятора должен быть оборудован специальный прогулочный двор для ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; а также специальная комната для свиданий; комната для производства обыска; распределение подозреваемых и обвиняемых по камерам должно осуществляться с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров; в камерах № 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 должен быть разграничен санузел и зона отдыха спецконтингента перегородками, чтобы обеспечить условия приватности; изолятор должен быть оборудован медицинским изолятором. Поскольку данное бездействие по выполнению указанных мероприятий нарушает права содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, такое бездействие ОМВД по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области должно быть признано незаконным. В силу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку вопрос об устранении выявленных в изоляторе временного содержания нарушений уже был разрешен судом при вынесении решения по делу № 2-1169/2010, дополнительного решения обязывающего соответствующие органы устранить эти нарушения не требуется. При разрешении вопроса о приостановлении деятельности изолятора временного содержания суд принимает во внимание следующие обстоятельства: 03 марта 2012 года в изоляторе временного содержания при ОМВД Кировского района Ленинградской области проводилась проверка инспекционной группы общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, данная проверка указала на ряд недостатков, однако, соблюдение прав обвиняемых и подозреваемых, содержащихся в изоляторе, признано удовлетворительным (л.д. 185-189). В 2012 году на проведение капитального ремонта изолятора выделены денежные средства из бюджета в размере 9650000 руб. 00 коп. (л.д. 91). ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области заключило ряд договоров на 2012 год с обслуживающими организациями, а именно, на стирку белья, на организацию трехразового горячего питания, на профилактическую дезинфекцию (л.д. 94-96, 151-156, 157-160). Для изолятора приобретаются необходимые медикаменты (л.д. 109-119). В ходе судебного разбирательства свидетели З (штатный фельдшер изолятора) и Г (начальник ИВС) показали, что при поступлении подозреваемых и обвиняемых в изолятор проводится их профилактический медицинский осмотр штатным фельдшером изолятора, в аптечке изолятора имеются все необходимые медикаменты для оказания первой помощи, заболевшие инфекционными заболеваниями помещаются в отдельную камеру, экстренная медицинская помощь лицам, содержащимся в изоляторе, оказывается бригадой скорой медицинской помощи городской больницы, а в случае необходимости данные лица помещаются в стационар больницы, обработка камер производится ежедневно с помощью бытового хлора и моющих средств, которые в целях безопасности в камерах не хранятся (л.д. 180-181, 192, 193). Те нарушения, которые по мнению специалиста ГУ МЧС России по Ленинградской области Драчева М.В., касались пожарной безопасности в изоляторе, в ходе судебного разбирательства были устранены (л.д. 160, 161-171, 172, 173, 174, 179, 190-191, 194-204). При таких обстоятельствах суд не находит оснований для приостановления деятельности изолятора временного содержания при ОМВД Кировского района Ленинградской области. Имеющиеся в изоляторе нарушения бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых не угрожают жизни и здоровью лиц, содержащихся в изоляторе. Тем более, что имеющиеся несоответствия требованиям действующего законодательства в ближайшее время будут устранены, поскольку на это выделены значительные денежные средства. Кроме того, закрытие изолятора временного содержания в г.Кировске может повлечь неудобства для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, поскольку их этапирование из другого города на следственные действия, в судебные заседания в г.Кировск, а затем этапирование этих лиц обратно в другой город в течение одного дня лишит их возможности нормально подготовиться к следственным действиям, судебным заседаниям, полноценно отдохнуть, а также они не смогут получить бесплатное горячее трехразовое питание. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие ОМВД по Кировскому району Ленинградской области и ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по приведению изолятора временного содержания при ОМВД по Кировскому району Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. В удовлетворении требований Кировского городского прокурора Ленинградской области о приостановлении деятельности изолятора временного содержания при ОМВД по Кировскому району Ленинградской области отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области. Судья: подпись. Копия верна. Судья Н.С. Невская