2-854/2012 по иску Кировского городского прокурора Ло в защитеу интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Отрадненское городское поселение Кировского мунипального района ЛО, ЖСК `Петрушинское поле` об обязании произвести паспортизацию дороги



Дело № 2 - 854 03 июля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский городской суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Даниловой А.Н.,

при секретаре судебного заседания Дрямовой И.Н.,

с участием помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области Барановской Л.А.,

представителя ответчика - администрации МО Отрадненское городское поселение МО Кировский район Ленинградской области – Цивилевой Л.В.,

представителя ответчика жилищно -строительного кооператива «Петрушинское поле» - Ахмерова О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, жилищно -строительному кооперативу «Петрушинское поле» об обязании произвести паспортизацию дорог,

У С Т А Н О В И Л:

Кировский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию дороги по ул. <данные изъяты>

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО Отрадненское городское поселение МО Кировский район Ленинградской области выявлено, что по данной автодороге не произведена паспортизация. В соответствии со ст. 2 Областного Закона № 28 «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» принятого законодательным собранием Ленинградской области 08 июля 1997 года в редакции от 08 августа 2005 года (далее Областного Закона) владельцами автомобильных дорог являются дорожные органы, иные юридическим лица и граждане, осуществляющие управление имуществом автомобильных дорог на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или являющиеся его собственниками. Автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями и формой собственности подразделяются на государственные автомобильные дороги общего пользования, муниципальные, ведомственные и частные (ст. 4 Областного Закона). В силу ст. 7 Областного Закона автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Правительством Ленинградской области.

Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает: составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги; балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги; ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состояния дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. В соответствии со ст. 10 Областного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

В соответствии с частью 9 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08 ноября 2007 года № 257 в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон) дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п. 8 ст. 6 Закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1 – 83).

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального значения) согласно п.5 ч. 1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения. Технический паспорт дороги является единственным документам технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.

Просит обязать администрации МО Отрадненское городское поселение произвести паспортизацию дороги по ул. <данные изъяты> в гор. <данные изъяты> Кировского района Ленинградской области (л.д. 1 - 4).

В ходе судебного разбирательства судом в качестве соответчика привлечено ЖСК «Петрушинское поле».

С аналогичными требованиями Кировский городской прокурор обратился об обязании произвести паспортизацию следующих дорог: по <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, <данные изъяты>», расположенных в гор. <данные изъяты> Кировского района Ленинградской области.

Определением суда, в протокольной форме, дела по указанным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник Кировского городского прокурора Барановская Л.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – администрации МО Отрадненское городское поселение МО Кировский район Ленинградской области – Цивилева Л.В. исковые требования не признала, указав, что данные дороги расположены в гор. <данные изъяты> в границах <данные изъяты> являются автомобильными дорогами общего пользования, и проходят по территории земельного участка, находящегося на основании распоряжения администрации МО «Кировский район» Ленинградской области от <данные изъяты> года № <данные изъяты>, в аренде у ЖСК «Петрушинское поле», согласно справки КУМИ МО «Кировский район Ленинградской области» от <данные изъяты> года договор аренды продлен на неопределенный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Паспортизация дорог входит в работы по их содержанию и потому ЖСК «Петрушинское поле» должно произвести паспортизацию дорог.

Представитель ЖСК «Петрушинское поле» - Ахмеров О.Р., исковые требования не признал, ссылаясь на то, что земельный участок согласно договору аренды предоставлен для индивидуального жилищного строительства, ЖСК построил спорные дороги, но собственником дорог не является и не должен их содержать, проезд по дороге не ограничивается и плата не взимается.

Представитель администрации МО Кировский район Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав помощника Кировского городского прокурора Ленинградской области Барановскую Л.А., представителей ответчиков, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08 ноября 2007 года № 257 в редакции от 28 ноября 2011 года (далее Закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

Согласно ст. 2 ФЗ « О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 с изменениями от 14 июня 2012 года безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения указанных прав граждан.

В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п. 8 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Спорные автомобильные дороги по <данные изъяты>, ул. <данные изъяты> ул. <данные изъяты> ул. <данные изъяты> переулку <данные изъяты> (ЖСК «Петрушинское поле»), расположены в гор. <данные изъяты> в границах <данные изъяты> <данные изъяты>, являются автомобильными дорогами общего пользования, что не оспаривалось представителями ответчиков.

Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.1)

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1 – 83).

Из материалов дела следует, что паспортизация указанных автомобильных дорог не проводилась, технический паспорт на эти дороги в администрации муниципального образования Отрадненское городское поселение МО Кировский район Ленинградской области отсутствует.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.5 ст. 3 Устава муниципального образования Отрадненское городское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский район Ленинградской области относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования Из анализа данных норм права суд приходит к выводу, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией Отрадненского городского поселения, в административных границах которого расположены автомобильные дороги местного значения.

Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.

С учетом изложенного доводы представителя администрации МО Отрадненское городское поселение МО Кировский район Ленинградской области, что арендатор несет расходы по содержанию имущества не могут быть приняты судом во внимание, ввиду их несостоятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию <данные изъяты> Отрадненское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильных местного значения по улице <данные изъяты>, по переулку <данные изъяты>, по улице <данные изъяты>, по улице <данные изъяты>, по улице <данные изъяты> по переулку <данные изъяты> (ЖСК «Петрушинское поле»), расположенных в границах <данные изъяты> (<данные изъяты> Кировский район Ленинградская область в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

В иске к ЖСК «Петрушинское поле» отказать.

Решение может быть обжаловано посредством подачи апелляционной жалобы, прокурором - апелляционного представления, в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский городской суд.

Судья А.Н. Данилова