Решение по делу о признании права собственности на гараж



Дело № 2-751-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего: Наплавковой Е.А., при секретаре Клоповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово28 октября 2010 года гражданское дело по иску Газизова О.Х. к администрации г. Кемерово о признании права собственности на гараж,

УСТАНОВИЛ:

Газизов О.Х. обратился в суд с иском к администрации г. Кемерово о признании права собственности на гараж. Свои требования мотивирует тем, что на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, потребительскому кооперативу «...» предоставлен земельный участок площадью 0,7413 га. <адрес> для размещения одноэтажных индивидуальных капитальных гаражей.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является членом потребительского гаражного кооператива «...». ПГК «...» выделил и предоставил ему земельный участок для строительства гаража.

В ДД.ММ.ГГГГ истцом был выстроен гараж размером 3,91х7,72 м., площадью 30,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ПК «...» по <адрес> №, бокс №.

Истец полностью внёс паевой взнос за гараж в ПК «...», оплачивает аренду земельного участка.

В соответствии с градостроительным обоснованием МП «Центр ГЗ» № от ДД.ММ.ГГГГ «О возможности эксплуатации и размещения на земельном участке ранее возведенного нежилого строения» и градостроительным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ «О возможности эксплуатации и размещения на земельном участке ранее возведенного нежилого строения» управление архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово считает возможным эксплуатацию ранее возведенного нежилого строения и его размещение на земельном участке в кооперативе капитальных гаражей ГСК «...», в виде одноэтажного капитального гаража размером 7,72х3,91 м., застроенной площадью 30,2 кв.м., полезной площадью 27,2 кв.м.

Просит признать право собственности на капитальный гараж №, размером 7,72х3,91 м., застроенной площадью 30,2 кв.м., полезной площадью 27,2 кв.м., расположенный в ПК «...» по адресу: <адрес>.

Истец Газизов О.Х. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объёме. Суду пояснил, что спорный гараж выстроен без получения необходимых разрешений, поэтому в силу ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, однако земельный участок предоставлен ему на законных основаниях и гараж выстроен с соблюдением норм и правил, на отведенном для этих целей земельном участке, кроме того, он является членом ПК «...» и полностью оплатил паевые взносы.

Представитель ответчика – администрации г. Кемерово, Азовцева И.В., действующая на основании доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, своевременно и надлежащим образом была извещена о дне, времени и месте слушания дела, направила в адрес суда отзыв, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, а также указанием на то, что администрация г. Кемерово не возражает против признания за Газизовым О.Х. права собственности на спорный гараж. Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители третьих лиц, привлеченных к участию в деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ – ПК «...», представитель КУГИ Кемеровской области, в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом были извещёны о дне, времени и месте слушания дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения п. 3 ст. 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ (в редакции действующей на момент подачи искового заявления в суд) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу п. 2 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения и в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В силу ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ образован ПК «...», что подтверждается уставом, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ за № распоряжением администрации <адрес>, приобщенным председателем кооператива ФИО1 к материалам дела, а также свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту регистрации местоположения (л.д.17) ПГК «...» имеет следующее описание местоположения: <адрес>.

На основании распоряжения за № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ПК «...» по <адрес> для размещения капитальных гаражей» ПК «...» был предоставлен земельный участок в аренду сроком на два года, площадью 0,7413 га. <адрес> для размещения одноэтажных индивидуальных капитальных гаражей.

Согласно п. 2.1. и п. 2.3. указанного выше распоряжения, администрация г. Кемерово обязала управление инженерно-геодезического обеспечения и землеустройства произвести отвод земельного участка в натуре, а также оформить договор аренды земельного участка.

Из акта отвода земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что муниципальным предприятием «Вектор» при УИГОиЗ произведен отвод земельного участка ПК «...» для размещения одноэтажных индивидуальных капитальных гаражей на срок два года. Земельный участок общей площадью 0,7413 расположен в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> за № ПК «...» вновь был предоставлен в аренду земельный участок <адрес> площадью 7413 кв.м. для строительства индивидуальных капитальных гаражей сроком на два года.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Кемерово и ПК «...» был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 7413 кв.м., из них 2818 кв.м. – для капитальных гаражей, 4595 кв.м. – территории, прилегающей к гаражам согласно утвержденной градостроительной документации для строительства индивидуальных капитальных гаражей <адрес>. Согласно п. 1.2. указанного договора, договор аренды заключается сроком на два года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения о возможности оформления договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что УАиГ считает возможным продлить договор аренды земельного участка, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого необходимо: выполнить исполнительную съемку земельного участка; получить свидетельства о гос. регистрации права на все гаражи; поставить кооператив на учет в налоговом органе; выполнить и согласовать проект границ земельного участка; выполнить землеустроительное дело. Срок заключения договора до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ПК «...» были выполнены все выше изложенные требования, что подтверждается письменными материалами дела на л.д.13,15.

В соответствии со статьей 7 ФЗ от 02.01.2000 года «О государственном земельном кадастре» государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Статьей 14 вышеназванного Закона устанавливаются необходимые идентификационные признаки земельного участка как объекта права, в том числе, кадастровый номер, местоположение, площадь и т.д.

Указанные идентификационные признаки земельного участка приведены в кадастровой выписке о земельном участке на л.д.14, из которой следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, ПГК «...», <адрес>, ранее значившийся под кадастровым номером ..., имеет кадастровый номер ... равнозначен кадастровому номеру ..., площадь указана 6069 кв.м., вид разрешенного использования земельного участка, расположенного под ПГК «...» - частные гаражи.

Истец являясь членом ПК «...» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания кооператива ПК «...» от ДД.ММ.ГГГГ и справкой, заверенной председателем кооператива ФИО1 (л.д.9), в ДД.ММ.ГГГГ выстроил, на выделенном ему земельном участке, одноэтажный капитальный гараж №, размером 7,72х3,91 м., застроенной площадью 30,2 кв.м., полезной площадью 27,2 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на л.д.6-8.

Согласно градостроительной ситуации на л.д.10, МП «Центр ГЗ», считает возможным выдачу положительного заключения на эксплуатацию ранее возведенного нежилого строения (гаража №), с отступлением от проекта (по размерам) и его размещения на земельном участке, в том числе: основное строение – одноэтажный, капитальный гараж: размером: 7,72х3,91 м.; полезная площадь: 27,2 кв.м.; площадь застройки: 30,2 кв.м.; вспомогательных строений нет.

Согласно градостроительному заключению о возможности эксплуатации и размещения на земельном участке ранее возведенного нежилого строения (гаража №) УАиГ считает возможным эксплуатацию ранее возведенного нежилого строения (гаража №) с отступлением от проекта (по размерам) и его размещение на земельном участке в кооперативе капитальных гаражей ГСК «...», <адрес>, со следующими техническими характеристиками: основное строение – одноэтажный, капитальный гараж: размером: 7,72х3,91 м.; полезная площадь: 27,2 кв.м.; площадь застройки: 30,2 кв.м.; вспомогательных строений нет.

Учитывая установленные выше обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, истцом Газизовым О.Х. предпринимались меры к легализации самовольно возведенного одноэтажного капитального гаража в ПК «...» и в силу выше изложенных правовых норм, согласно которым арендатор вправе осуществлять строительство на предоставленном ему на длительный срок для строительства земельном участке с учетом разрешенного использования земельного участка, при этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (п.2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ), наличие у самовольного застройщика арендного права на землю (а не собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования) само по себе не является препятствием для признания за ним права собственности на самовольную постройку.

Кроме того, суд также учитывает, что право на объект недвижимого имущества неразрывно связано с правом на землю в силу ст. 271 ГК РФ и ст. 36 ЗК РФ и приходит к выводу о том, что поскольку возведенное строение соответствует строительным нормам и правилам, то признание за истцом права собственности на одноэтажный капитальный гараж № КК 9437, размером 7,72*3,91 м., полезной площадью – 27,2 кв.м., площадью застройки – 30,2 кв.м., расположенный в <адрес> не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Газизовым О.Х. право собственности на нежилое строение – одноэтажный капитальный гараж №, размером 7,72*3,91 м., полезная площадь – 27,2 кв.м., площадь застройки – 30,2 кв.м., расположенный в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: