о понуждении к совершению действий



Дело № 2-748-10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кировский районный суд г.Кемерово

в составе: председательствующего Наплавковой Е.А.

при секретаре Клоповой Е.А.

с участием прокурора Талаловой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

02 декабря 2010 г.

дело по иску прокурора Кировского района г. Кемерово в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 74», администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г. Кемерово, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к МОУ «СОШ № 74», Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что МОУ «СОШ №74» расположено по адресу: <адрес>.

МОУ «СОШ № 74» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого и утвержденного в установленном законом порядке.

Согласно п.3.1 Устава МОУ «СОШ №74» учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим свою финансово-хозяйственную деятельность.

Учреждение находится в ведении управления образования администрации г. Кемерово и входит в муниципальную систему образования, действующую на территории <адрес>.

Согласно п.3.2 Устава учредителем является Администрация г. Кемерово в лице КУМИ г. Кемерово (далее учредитель).

В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ч. 3 ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод воспитанников, обучающихся во время образовательного процесса.

В ходе проведения прокуратурой района проверки в МОУ «СОШ №74» соблюдения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования, выявлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей:

Представленная однолинейная схема электрических соединений школы не соответствует требованиям ГОСТ 21.613-88 п. 2.5. А именно: на однолинейной схеме нет технических данных электрооборудований, марки, сечения и длины кабелей и проводов. Схема не утверждена ответственным за электрохозяйство. (ПТЭЭП п. 1.5.18.)

Не представлен проект реконструкции электрических сетей освещений, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ. Реконструированная электроустановку не была принята Энергонадзором. (ПТЭЭП п.п. 1.3.1., 1.3.2, 1.8.1.)

Отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест. (ПУЭ, 7 изд., п. 6.1.22; СНиП 23-05-95 п. 7.74; СП 31-110-2003 п. 4.3.)

По выявленным нарушениям Ростехнадзором внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МОУ «СОШ № 74» необходимо устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ и направить руководителю Ростехнадзора уведомление об исполнении предписания. Однако, до настоящего времени предписания не выполнены.

В соответствии с п. 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.

Несоблюдение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей - МОУ «СОШ № 74» нарушает права учащихся образовательных учреждений на охрану здоровья.

Кроме того, МОУ «СОШ № 74» нарушены требования п. 1, 7 ст. 51 указанного Закона о том, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Прокурор просил обязать МОУ «СОШ № 74» выполнить следующие мероприятия: на однолинейной схеме указать технические данные электрооборудований, марку, сечение и длину кабелей и проводов, утвердить схему ответственным за электрохозяйство; представить проект реконструкции электрических сетей освещений, проведенной в 2007 году, в Электронадзор; установить аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест. Обязать Администрацию г. Кемерово совершить определенные действия по финансированию расходов МОУ «СОШ №74» на совершение вышеперечисленных действий в той части, в которой собственных денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения недостаточно. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Талалова К.А. заявила об уточнении исковых требований, а именно, сечения проводов и кабелей должны быть выбраны в соответствии с п. 1.3 Правил устройства электроустановок по условию нагрева длительным расчетным током в нормальном и послеаварийном режимах и проверены по потере напряжения, соответствию току выбранного аппарата защиты, условиям окружающей среды.

Согласно п. 1.3.1 ПТЭЭП новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном ПТЭЭП и других нормативных документах.

В соответствии с п. 1.3.2. ПТЭЭП до начала монтажа необходимо: получить технические условия в энергосберегающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергосберегающей организацией, выдавшей технические условия и органом государственного энергетического надзора.

Согласно п. 1.3.4 ПТЭЭП, приемосдаточные испытания оборудования и пусконаналадочные испытания отдельных систем должны проводиться по проектным схемам подрядчиком.

В соответствии с п. 1.3.11 ПТЭЭП, подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение и между Потребителем и энергосберегающей организацией.

У каждого потребителя должна быть утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями, акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию - установить аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест.

Согласно п. 6.1.22 правил устройства электроустановок 7 изд., светильник и световые указатели эвакуационного освещения в производственных зданиях с естественным освещением и в общественных и жилых зданиях должны быть присоединены к сети, не связанной с сетью рабочего освещения, начиная от щита подстанции или, при наличии только одного ввода, начиная от вводного распределительного устройства.

В соответствии с п. 7.74 строительных норм и правил 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», эвакуационное освещение в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует рассматривать: в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек; в помещениях общественных и вспомогательных зданий промышленных предприятий, если в помещениях могут одновременно находиться более 100 человек.

В судебном заседании помощник прокурора Талалова К.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и просила суд обязать ответчика указать на однолинейной схеме технические данные электрооборудований, марку, сечение и длину кабелей и проводов, утвердить схему ответственным за электрохозяйство, представить проект реконструкции электрических сетей освещений, проведенной в 2007 году, в Электронадзор, установить аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест.

В случае недостаточности денежных средств у МОУ «СОШ № 74» обязать администрацию г. Кемерово профинансировать совершение указанных действий.

Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице представителя Щегловой С.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен отзыв на исковое заявление, в котором поддерживает требования прокурора в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ «СОШ № 74» Трипутина И.В. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Крючкова М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александрович В.Б., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании считала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.31 ФЗ «Об образовании» к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ч.3 ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод воспитанников, обучающихся во время образовательного процесса.

Согласно п.1.7 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.41 КРФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Судом установлено следующее.

МОУ «СОШ № 74» является юридическим лицом, находится по адресу: <адрес>.

Согласно п.3.2 Устава МОУ «СОШ № 74» учредителем Учреждения является Администрация г. Кемерово в лице КУМИ г. Кемерово (л.д. 11-17).

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении МОУ «СОШ № 74», по результатам выявленных нарушений вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

инструктаж по присвоению персоналу 1 группы по электробезопасности проведен с нарушением ПТЭЭП п. 1.4.4

не оформлен журнал учета и содержания средств защиты. Диэлектрические перчатки не испытаны в срок. ИПиИСЗ прил. 1,8

Нет однолинейной схемы электрических соединений школы ПТЭЭП п. 1.5.18

Не представлен проект реконструкции электрических сетей освещения, проведенной в №. Реконструированная электроустановка не была принята Энергонадзором. ПТЭЭП п.п. 1.3.1, 1.3.2, 1.8.1.

Отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест ПУЭ, 7 изд. п.6.1.22. СНиП 23-05-95 п.7.74, СП 31-110-2003 п.4.3

Во ВРУ отсутствует светильник аварийного(безопасного) освещения, на рукоятках управления отсутствуют надписи «Включать», «Отключать», не указаны номинальные токи плавких вставок предохранителей, СП 31-110-2003, п.4.2., ПТЭЭП п.п. 2.2.14, 2.12.5.

В силовых сборках: столярной и слесарной мастерских; столовой; вентсистем (в подвале) на рукоятках управления отсутствуют надписи «Включать», «Отключать», не указаны номинальные токи плавких вставок предохранителей. ПТЭЭП п.п.2.2.14, 2.12.5

Силовые сборки кухни; столярной и слесарной мастерских; вентсистем не имеют замков, препятствующих доступу в них работников неэлектротехнического персонала. ПТЭЭЭП п.п. 2.2.4, ПОР Р М п.1.3.11. В сборках не проведены регламентные работы по графику ППР (запыленность токоведущих частей). ПТЭЭП п. 2.2.40

С внутренней стороны на дверцах осветительных щитков отстутствуют надписи с указанием значения номинального тока автоматических выключателей ПТЭЭП п. 2.12.5

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении МОУ «СОШ № 74». В ходе проверки выявлено: предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ было предписано к выполнению 9 пунктов, полностью выполнены 4 пункта (№№ 1,2,8,9), частично выполнены 2 пункта (№№ 6,7), не выполнено 3 пункта (№№ 3,4,5). По результатам повторно выявленных нарушений вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ «СОШ № 74». В ходе проверки выявлено: предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ было предписано к выполнению 4 пункта, на день проверки выполнен 1 пункт, не выполнены 3 пункта. По результатам выявленных нарушений вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, выявлено повторно: представленная однолинейная схема электрических соединений школы не соответствует требованиям ГОСТ 21.613-88 п. 2.5. А именно: на однолинейной схеме нет технических данных электрооборудования, марки, сечения и длины кабелей и проводов. Схема не утверждена ответственным за электрохозяйство. ПТЭЭП п. 1.5.18; не представлен проект реконструкции электрических сетей освещения, проведенной в 2007 году. реконструированная электроустановка не была принята Энергонадзором. ПТЭЭП п.п. 1.3.1, 1.3.2, 1.8.1; отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест. ПУЭ, 7 изд., п. 6.1.22; СНиП 23-05-95* п.7.74; СП 31-110-2003 п. 4.3; выявлено вновь: в столовой проводится реконструкция электрических сетей освещения и силового электрооборудования без проекта и согласования с энергоснабжающей организацией – ОАО «Кемеровская горэлектросеть». ПТЭЭП п. 1.3.2 Срок для устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ. По настоящее время нарушения не устранены.

В соответствии с п. 5.12 Приказа Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности" (вместе с "ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений")) эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.

При этом п. 6.1.26. ("Правила устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2" (утв. Минтопэнерго РФ 06.10.1999)) для помещений, в которых постоянно находятся люди или которые предназначены для постоянного прохода персонала или посторонних лиц и в которых требуется освещение безопасности или эвакуационное освещение, должна быть обеспечена возможность включения указанных видов освещения в течение всего времени, когда включено рабочее освещение, или освещение безопасности и эвакуационное освещение должны включаться автоматически при аварийном погасании рабочего освещения.

Из объяснения представителя Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александрович В.Б., следует, что отсутствие аварийное (эвакуационное) освещение в школе на 500 мест, нарушает ПУЭ, 7 изд., п. 6.1.22; СНиП 23-05-95* п.7.74; СП 31-110-2003 п. 4.3; что влечет угрозу пожарной безопасности обучающихся и персонала школы.

Статья 84 ч.1 п.4) Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008)), одним из требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях указано включение эвакуационного (аварийного) освещения.

Согласно ст. 38 ФЗ « О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что МОУ «СОШ № 74» нарушены требования правил пожарной безопасности к электроустановкам зданий, и соответствующее предписание Ростехнадзора по установлению аварийного (эвакуационного) освещения в школе на 500 мест, не выполнено. Следовательно, заявленные требования в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с абз.3 ч.2 ст.120 ГК РФ, частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Таким образом, при недостаточности денежных средств МОУ «СОШ № 74» для выполнения требований Управления Роспотребнадзора по КО, субсидиарную ответственность должна нести Администрация г. Кемерово.

Суд считает, что исковые требования прокурора Кировского района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ № 74», Администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий, следует удовлетворить частично, при этом срок для выполнения обязанности следует установить до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда он является достаточным.

В тоже время суд полагает, что не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании МОУ «СОШ № 74» выполнить следующие мероприятия: на однолинейной схеме указать технические данные электрооборудований, марку, сечение и длину кабелей и проводов, утвердить схему ответственным за электрохозяйство; представить проект реконструкции электрических сетей освещений, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, в Электронадзор.

Ответчики не отрицали в судебном заседании о наличии нарушений, по которым вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, так как выявлены повторно, что представленная однолинейная схема электрических соединений школы не соответствует требованиям ГОСТ 21.613-88 п. 2.5. А именно: на однолинейной схеме нет технических данных электрооборудования, марки, сечения и длины кабелей и проводов. Схема не утверждена ответственным за электрохозяйство. ПТЭЭП п. 1.5.18; не представлен проект реконструкции электрических сетей освещения, проведенной в 2007 году, реконструированная электроустановка не была принята Энергонадзором. ПТЭЭП п.п. 1.3.1, 1.3.2, 1.8.1.

На основании ст. 30 п.10 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (принят ГД ФС РФ 23.12.2009)) для предотвращения поражения людей электрическим током проектные решения должны предусматривать меры по обеспечению безопасности электроустановок.

Положениями п. 1.2.1. (гл. 1.2, Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей") предусматривается, что эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя( п.1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей").

Согласно приказа начальника управления образования Администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным за электрохозяйство учреждений образования назначен ФИО1( л.д. 90), который обязан организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет)( п.1.2.6).

Следовательно, МОУ «СОШ № 74» не является Потребителем при эксплуатации электроустановок, как то понимается Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Соответственно, в силу положений п. 1.2.9. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей МОУ «СОШ № 74» за нарушения в работе электроустановок персональную ответственность не несет за невыполнение требований, предусмотренных Правилами и должностными инструкциями.

Поскольку ответственность в данном случае за выявленные в МОУ «СОШ № 74» нарушения возлагаются на руководителей и специалистов технологических служб - за нарушения в эксплуатации электротехнологического оборудования (п. 1.2.9. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).

Соответственно, суд не вправе возложить на ответчика МОУ «СОШ № 74» обязанности по указанию на однолинейной схеме технических данных электрооборудования, марки, сечения и длины кабелей и проводов. Схема не утверждена ответственным за электрохозяйство, либо представить проект реконструкции электрических сетей освещения, проведенной в 2007 году в Энергонадзор, поскольку указанные обязанности возлагаются на ответственного за электрохозяйство иной организации, не МОУ «СОШ № 74», как юридического лица.

Иные требования в отношении ответчиков прокурором не заявлены, не являлись предметом рассмотрения, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям( ст. 196 ч.3 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 74» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения требований электротехнической безопасности:

- установить аварийное( эвакуационное) освещение в школе на 500 мест (ПЭУ изд.7, п.6.1.22; СНиП 23-05-95* п.7.74; СП 31-110-2003 п.4.3).

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 74» обязать администрацию г.Кемерово профинансировать совершение указанных действий.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 09.12.2010 г.