о признании права собственности на квартиру, включении доли квартиры в наследственную массу



Дело № 2-899-10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кировский районный суд г.Кемерово

в составе председательствующего Бондаренко Н. А.,

при секретаре Зверинских Л. П.,

рассмотрев в открытом судебном в г.Кемерово

28 декабря 2010 года

дело по иску Куликовой О. А. к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на долю квартиры и включении имущества в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л:

Куликова О. А. обратилась в суд с иском Администрации г.Кемерово о признании права собственности на долю квартиры и включении имущества в наследственную массу.

Требования мотивировала следующим. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать заявителя – ФИО1. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по день смерти проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Кемерово и Куликовой О. А., ФИО1, ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на передачу вышеуказанной квартиры в собственность граждан №.

После смерти ФИО2 1/3 доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес> была оформлена в порядке наследования на ФИО1

Полагает, что 1/3 доля в праве собственности на спорную квартиру должна быть включена в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Таким образом, истец просит признать за ФИО1 право собственности на 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Включить 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Истец Куликова О. А. в судебном заседании поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации г.Кемерово Ненашкина Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судом установлено, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан, Администрация г.Кемерово бесплатно передала в общую долевую собственность квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 48,10кв.м., в том числе жилой площадью 28,10кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (бабушке заявителя), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (матери заявителя (л.д.8)), действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Куликову О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, не успев зарегистрировать свое право в установленном законом порядке..

По вышеуказанному адресу проживала ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений статей 2, 7, 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и разъяснений по их применению, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, так как включение жилого помещения в наследственную массу возможно только в том случае, когда наниматель выразил волю на его приватизацию в виде заявления, подал это заявление в государственный орган, занимающийся приватизацией с приложением необходимых документов, но не успел оформить договор о передаче жилого помещения по причинам от него независящим.

Таким образом, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.

Согласно ст.ст. 1153 ч. 2, 1154 ч. 1 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Из объяснений истца, следует, что после смерти ФИО1 – Куликова О. А. наследственные права не оформила, но фактически приняла наследство, а именно: принимает участие в его содержании и оплате коммунальных услуг, в проведении ремонтных работ, проживает в спорной квартире.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права, то есть 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из двух комнат общей площадью 48,10кв.м., в том числе жилой площадью 28,10кв.м., подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1

При таких обстоятельствах заявленные требования следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО1 право собственности на 1/3 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 48,10кв.м., в том числе жилой площадью 28,10кв.м.

Включить 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 48,10кв.м., в том числе жилой площадью 28,10кв.м., в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: