Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Пасынковой О.В. при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, дело по иску ФИО3 к администрации городского поселения «Город Киров» <адрес> об исполнении обязательства по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: ФИО3, от имени и в интересах которой действует по доверенности ФИО11, обратилась в суд с иском к ответчику, в котором указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО9, являвшегося инвалидом 2-ой группы, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Она является участником трудового фронта ВОВ, имеет статус труженика тыла, награждена правительственными наградами, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для вдов инвалидов Великой Отечественной войны. На протяжении длительного времени проживала в своем доме в д. <адрес>. С сентября 2000 года вынуждена была уезжать на зиму из деревни к своим дочерям, так как опоры электроснабжения сгорели, света в доме не стало, магазин закрылся, деревня практически перестала существовать. В 2006 году в связи с поджогом сухой травы в районе деревни Прудки дом полностью был уничтожен огнем. В настоящее время она зарегистрирована у своей дочери ФИО11 по адресу: <адрес>. В квартире дочери еще проживают муж дочери ФИО4, внук ФИО6 со своей супругой. Указанная квартира принадлежит на праве собственности ее дочери и зятю, своим присутствием она стесняет проживающих в указанной квартире лиц, так как членом семьи дочери она не является, общего хозяйства с ней не ведет, пенсию тратит по своему усмотрению. Регистрация по данному адресу является административным актом и не свидетельствует о приобретении права на жилое помещение по месту регистрации. По договоренности с другой дочерью ФИО7 она периодически приезжает к ней в <адрес>. Своего жилья на праве собственности она, истец, не имеет. Полагала, что в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, статьями 21, 23.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» она подпадает под категорию лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчиком было отказано. Просила обязать администрацию городского поселения «Город Киров» поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечить жилым помещением за счет средств федерального бюджета как вдову инвалида Великой Отечественной войны. В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО11 и адвокат ФИО8 исковые требования поддержали полностью, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске. Представитель по доверенности ФИО11 в ходе рассмотрения дела пояснила, что истец ФИО3 является ее матерью. Она вдова инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Ее отец ФИО9 при жизни не пользовался никакими льготами по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением, он умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца, ее мама, ФИО3 жила в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее мама была зарегистрирована в <адрес> по. Ленина в <адрес>, но не как член ее семьи. Указанная квартира была предоставлена ее мужу ФИО4, как военнослужащему по линии Министерства обороны. Регистрация была необходима маме для получения пенсии, так как в деревне ей нужно было далеко ходить на почту. У нее с мамой все время был отдельный бюджет, мама сама расходовала свою пенсию. ФИО3 фактически стала проживать с ними в <адрес> в <адрес> с 2000 года, но не в качестве члена их семьи. В настоящее время в семье сложились напряженные отношения, у мамы не складываются отношения с зятем и с внуком и его семьей. Представитель истца адвокат ФИО8 полагала, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку ее доверитель ФИО3 является вдовой инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № имеет право на улучшение жилищных условий. Из представленных в дело документов усматривается, что ФИО3 не имеет жилого помещения на каком-либо праве, не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, также не является членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, не ведет общего хозяйства с семьей своей дочери, имеет свой бюджет. Сам факт наличия родственных отношений, то, что она является матерью ФИО11 не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что доверитель является членом семьи своей дочери. Кроме того, в ордере отсутствуют сведения о степени родства ее доверителя и лица, которому квартира была предоставлена, то есть ордер не свидетельствует о том, что ФИО3 была вселена в квартиру в качестве члена семьи ФИО4 Таким образом, ее доверитель подпадает под категорию лиц, которые подлежат обеспечению жильем на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента. Представитель ответчика - администрации городского поселения «Город Киров» по доверенности ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что ФИО3 было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что истец является членом семьи собственников <адрес> в <адрес>. Поскольку жилищная комиссия при рассмотрении данного вопроса является не уполномоченным органом устанавливать является ли гражданин или нет членом собственника жилого помещения, поэтому ими и было отказано истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, на администрацию не может быть возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением, так как администрация лишь принимает ФИО2 о признании лица, обратившегося к ним с заявлением, нуждающимся в жилом помещении или отказывает в признании лица нуждающимся в жилом помещении. В случае признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, администрация обязана направить пакет документов в Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес>, а Министерство в свою очередь выделить средства из федерального бюджета. Представитель третьего лица - Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В отзыве на иск указал, что нуждающимися в улучшении жилищных условий вдовы участников Великой Отечественной войны признаются по месту своего жительства органами местного самоуправления ФИО1 положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае признания ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий и представления администрацией муниципального образования «Кировский район» сведений по установленной форме в Министерство, ФИО3 будет выдано свидетельство, подтверждающее ее право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца ФИО3, представителя третьего лица. Выслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ФИО3 является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается свидетельством о браке сер. УЮ №, свидетельством о смерти сер. I-НК №, удостоверением серии В № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой архива военно-медицинских документов №В5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12, 13, 14, 17). ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку ФИО1 Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Частью 2 вышеназванной статьи Федерального закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. В силу ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение вышеуказанных норм Федерального закона «О ветеранах» в <адрес> принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым установлено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, установленных статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется <адрес>. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 284 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку ФИО1 статьям 14, 15, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах» утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку ФИО1 ст. 14, 15, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах». ФИО1 утвержденному Положению единовременная выплата предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 1.5). Единовременная денежная выплата предоставляется ФИО1 списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на жилищный учет, по <адрес> (далее - список), который формируется по территориальному принципу (муниципальный район, городской округ). Очередность граждан устанавливается в хронологической последовательности по дате постановки их на жилищный учет в каждом муниципальном районе и городском округе <адрес> (п. 1.6). Список формируется уполномоченным органом на основании сведений, полученных в установленном законодательством порядке от органов, осуществляющих постановку граждан на жилищный учет по месту жительства. Список ежеквартально корректируется уполномоченным органом на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих постановку граждан на жилищный учет по месту жительства (п. 1.7). В соответствии с <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике <адрес> является уполномоченным органом на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что постановку граждан на жилищный учет по городу Кирову и ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляет администрация городского поселения «Город Киров». В судебном заседании установлено, что ФИО3 в октябре 2010 года обратилась с заявлением в администрацию городского поселения «Город Киров» о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из ответа администрации городского поселения «Город Киров» за №-ж от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО3 следует, что основанием к отказу ФИО3 в признании ее нуждающейся в жилом помещении послужило наличие уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 человека в <адрес> в <адрес>, где зарегистрирована ФИО3, превышающего учетную норму 11 кв.м., установленную органом местного самоуправления - ФИО2 городского поселения «Город Киров» от ДД.ММ.ГГГГ №. Основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. ФИО1 ФИО2 городского поселения «Город Киров» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения в данном поселении установлена в размере 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В судебном заседании установлено, что истец ФИО3 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает в настоящее время в <адрес> в <адрес>. Кроме нее в указанной квартире также зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и проживают в настоящее время ФИО4, ФИО11, ФИО6, что подтверждается объяснениями представителя истца по доверенности ФИО11, выписками из домовой книги и финансового лицевого счета (л.д. 22, 23). Истец ФИО3 на праве собственности жилого помещения не имеет, что подтверждается сообщениями КП «БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Кировского филиала КП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19, 24). Жилое помещение - четырехкомнатная квартира, общей площадью 97,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4 и ФИО11 по 1/2 доле каждому соответственно. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что истец ФИО3 является матерью ФИО11, которая состоит в зарегистрированном браке с ФИО4 В соответствии с ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО4администрацией муниципального образования, последнему была предоставлена <адрес> в <адрес>, жилой площадью 69, 2 кв.м., общей площадью 97, 9 кв.м. на состав семьи: ФИО11 - жена, ФИО4 - сын, ФИО6 - сын, ФИО3 (л.д. 57). Довод представителя истца - адвоката ФИО8 о том, что поскольку в ордере отсутствует сведения о степени родства ее доверителя и лица, которому квартира была предоставлена, то ордер не свидетельствует о том, что ФИО3 была вселена в квартиру в качестве члена семьи ФИО4, суд находит несостоятельным по следующим основаниям: ФИО1 Постановлению МО «г. Киров и <адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 как уволенному с военной службы было предоставлено жилое помещение и выдан ордер на заселение в четырехкомнатную <адрес>, жилой площадью 69, 2 кв.м., на состав семьи 5 человек (л.д. 58-60). Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 пояснил, что он является офицером запаса, <адрес> в <адрес> получил по линии Министерства Обороны. Квартира предоставлялась с учетом его тещи ФИО3, которая была вписана в его личное дело. Квартира предоставлялась на состав семьи из пяти человек: он, жена, два сына и теща (л.д. 47-48). Таким образом, суд считает, что вышеуказанные доказательства свидетельствуют о том, что истец ФИО3 была вселена в <адрес> в <адрес> в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения. Из договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с одной стороны МО «г. Киров и <адрес>» <адрес> в лице зав. ОТИ, действующей на основании доверенности, и с другой стороны ФИО4 и ФИО11 усматривается, что в собственность последних в равных долях была передана четырехкомнатная <адрес> в <адрес> (л.д. 42). ФИО4 и ФИО11 на основании вышеуказанного договора зарегистрировали за собой право собственности на данную квартиру, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 15,43). На момент приватизации ФИО11 и ФИО4 <адрес> в <адрес>, истец ФИО3 была зарегистрирована и проживала в данной квартире. Довод представителей истца ФИО11 и адвоката ФИО8 о том, что истец не является членом семьи своей дочери ФИО11, так как общее хозяйство не ведет, пенсией распоряжается самостоятельно, и, следовательно, нуждается в обеспечении жилым помещением, суд находит несостоятельным как не основанный на закону. ФИО1 правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 13 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что «По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительство могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами… При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственниками жилого помещения и лицом вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращением ими ведения общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения». Кроме того, в силу статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Оценивая в совокупности предоставленные сторонами доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что поскольку <адрес> в <адрес> была предоставлена ФИО4 как нанимателю с учетом членов его семьи, в том числе и истца ФИО3, приватизация указанной квартиры в 2001 году супругами ФИО11 без учета других проживающих в данном жилом помещении лиц, не свидетельствует об утрате истцом ФИО3 права пользования данной квартирой и об отсутствии у нее жилого помещения в настоящее время. Следовательно, отказ администрации городского поселения «Город Киров» <адрес> в признании ФИО3 нуждающейся в жилом помещении, является законным. Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 и отказывает ей в иске. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации городского поселения «Город Киров» <адрес> об исполнении обязательства по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения отказать. ФИО2 может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Кировский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия ФИО2 судом в окончательной форме. Председательствующий: О.В. Пасынкова