О досрочном назначении трудовой пенсии по старости.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Булыгиной Е.В.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

                                                                                       ДД.ММ.ГГГГ

дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к УПФ РФ в
<адрес>, в котором просила суд назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом времени нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев и времени нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку ответчик отказался включить указанные периоды в трудовой стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

В судебном заседании истица свои исковые требования уточнила и просила суд назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ с включением в специальный медицинский стаж времени нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении ( 1 год за 1 год и 3 месяца) и времени нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 27 п. 1 под. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медсестры Фоминичской участковой больницы в <адрес>, что подтверждается записью в трудовой книжке.

В судебном заседании установлено, что сын истицы - ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о рождении.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по17.01.1988 года находилась в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно протокола заседания комиссии Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого тридцатилетнего стажа и период нахождения ее в отпуске по беременности и родам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан в медицинский стаж в календарном исчислении.

Суд считает, что довод ответчика о включении в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода нахождения ФИО2 в отпуске по беременности и родам в календарном исчислении представляется необоснованным.

В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу пункта 2 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по беременности и родам совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального ФИО1 профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Кроме того, в период отпуска по беременности и родам женщине выдается листок нетрудоспособности и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении с нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, включение периодов нахождения в указанных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии как периодов работы, т.е. в льготном исчислении.

Учитывая, что в спорный период нахождения в отпусках по беременности и родам истица сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждении, работа в котором дает право на льготное исчисление данных периодов, суд считает, что периоды нахождения ФИО2 в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по17.01.1988 года подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, работая в медицинском учреждении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации.

Отказывая истице включить в медицинский стаж время нахождения ее на курсах повышения квалификации, комиссия по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ в <адрес> в протоколе заседания комиссии Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ссылалась на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не относятся к работе, связанной с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Однако данный довод представляется необоснованным.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы.

Так, статей 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В период обучения на курсах повышения квалификации трудовые отношения истицы с лечебным учреждением не прекращались (ФИО2 в этот период работала в должности медицинской сестры отделения стационара Кировской ЦРБ, что подтверждается трудовой книжкой), обучение производилось по направлению работодателя с целью повышения квалификации медицинской сестры.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом указанных обстоятельств, суд считает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.19 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается дата приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми прилагаемыми к нему документами.

В судебном заседании установлено, что трудовой стаж ФИО2 на момент обращения ее к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с учетом времени нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по17.01.1988 года в льготном исчислении ( 1 год за 1 год и 3 месяца - как работа в сельской местности) и времени нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составил 30 лет 1 месяц 24 дня.

С учетом указанных обстоятельств, суд назначает ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ с включением в специальный медицинский стаж времени нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по17.01.1988 года в льготном исчислении ( 1 год за 1 год и 3 месяца) и времени нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                       Р Е Ш И Л :

Назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ с включением в специальный медицинский стаж времени нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении ( 1 год за 1 год и 3 месяца) и времени нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Копия верна.

Судья:                                                                                                     Е.В.Булыгина