Дело № 2-1725/10 Изготовлено Дата обезличена года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Ярославль 12 мая 2010 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Кумачевой О.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Козловой Марии Михайловны к ОАО «РЖД» о признании права на получение льгот и социальных гарантий и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Козлова М.М. обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором просит обязать ответчика признать за ней право на получение льгот и социальных гарантий, установленных Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы и Коллективным договором Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы для неработающих пенсионеров, компенсировать причиненный ей моральный вред в сумме 15 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала на разных должностях ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ОРГАНИЗАЦИЯ2 МПС СССР. Дата обезличена года она была уволена с должности стрелка стрелковой команды Номер обезличен Номер обезличен отряда военизированной охраны Северной железной дороги в связи с выходом на пенсию по возрасту согласно ст.31 КЗоТ РСФСР. После выхода на пенсию состояла на учете в Дорожном Совете ветеранов войны и труда ОРГАНИЗАЦИЯ3 ФГУП «Северная железная дорога». С Дата обезличена г. является ветераном Великой Отечественной войны. В настоящее время ей отказано в предоставлении льгот и социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008-2010 год. Лишение ее льгот и гарантий считает неправомерным, поскольку она была уволена из ФГУП «СЖД», чьим правопреемником является ОАО «РЖД».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».
Истица Козлова М.М. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем представила письменное заявление.
Участвующая в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Палеха О.А. исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано следующее. ОАО «РЖД» в целях обеспечения роста уровня мотивации и производительности труда в Коллективном договоре на 2008-2010 годы в разделе 4.6 предусмотрело предоставление дополнительных социальных гарантий неработающим пенсионерам. При этом в разделе 1 определено, кто относится к неработающим пенсионерам. Это – лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из ОАО «РЖД» или до 01.10.2003 г. из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организациях Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны)-структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. Имущество ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ» в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносилось. Козлова М.М. хотя и была уволена до 01.10.2003 г., но не из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой было внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», поэтому не может быть приравнена к неработающим пенсионерам, имеющим право на получение льгот и дополнительных социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы. Предусмотренные коллективным договором льготы и гарантии являются дополнительными по сравнению с установленными действующим законодательством, непредоставление данных льгот не является отменой льгот, предусмотренных действующим законодательством. Просила в иске Козловой М.М. отказать. Дополнительно пояснила, что Коллективный договор СЖД – филиала ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы заключен во исполнение Отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне между Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта. Согласно ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Ни истица, ни представитель ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» не указали, каким конкретно нормам материального права не соответствуют нормы, изложенные в Коллективном договоре СЖД – филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы.
Представитель третьего лица ФГП ВО ЖДТ РФ по доверенности Короткевич О.И. просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные объяснения относительно исковых требований, в которых указано следующее. Козлова М.М. проработала более 30 лет на различных должностях ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ОРГАНИЗАЦИЯ2 МПС СССР. Дата обезличена года она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту из Номер обезличен отряда военизированной охраны СЖД. ФГУП «СЖД» в 2003 году вместе с другими организациями федерального железнодорожного транспорта было реформировано путем создания единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД». При создании ОАО «РЖД» имущественный комплекс ФГУП «Северная железная дорога» вошел в его уставный капитал. А в соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона № 29-ФЗ от 21.02.2003 г. ОАО «РЖД», созданному в процессе приватизации предприятий федерального железнодорожного транспорта, переданы права и обязанности организаций, имущество которых внесено в его уставный капитал. До создания ОАО «РЖД» в соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения РФ от 30.01.2003 г. № 109р в апреле 2003 года было создано новое юридическое лицо - федеральное государственное унитарное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России). Оно было создано как самостоятельное юридическое лицо и не являлось правопреемником служб и отрядов ведомственной охраны железных дорог МПС РФ, в том числе ФГУП «СЖД», а существовало параллельно с указанными подразделениями до их упразднения в конце 2003 года. При создании ФГП ВО МПС России никакой реорганизации ФГУП «Северная железная дорога» как юридического лица с точки зрения гражданского законодательства не произошло, т.к. не было его слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. На самом деле в ФГУП «Северная железная дорога» произошли внутренние организационно-штатные мероприятия, выразившиеся в исключении из штатного расписания службы и отрядов ведомственной охраны железной дороги. Таким образом, правовых оснований для представления социальных гарантий работникам отрядов ведомственной охраны, входивших в структуру Северной железной дороги и уволенных из данной организации до 01.08.2003 года, у ФГП ВО ЖДТ России нет. Козлова М.М. являлась работником СЖД МПС СССР, участвовала в создании ее прибыли, откуда впоследствии и была уволена. Передача на баланс ФГП ВО МПС России части зданий железных дорог осуществлялась не в порядке реорганизации юридических лиц и без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, а по распоряжению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – МПС России. Передаточного акта или разделительного баланса при этом не составлялось. Вся инфраструктура, тяговый и подвижной состав, приносящие прибыль, остались на балансе железных дорог, а затем вошли в уставный капитал ОАО «РЖД». Козлова М.М. никогда не являлась работником ФГП ВО ЖДТ России. До 2008 года в коллективных договорах ОАО «РЖД» и его филиалов не делалось каких-либо исключений по предоставлению льгот и социальных гарантий неработающим пенсионерам, ушедшим на пенсию из организаций МПС России до реформирования железнодорожного транспорта. Исключив в коллективных договорах на 2008-2010 годы из числа неработающих пенсионеров Компании пенсионеров, вышедших на пенсию из ведомственной охраны федеральных государственных унитарных предприятий МПС России, ОАО «РЖД» тем самым ухудшило их положение.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Козловой М.М. подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что с Дата обезличена года Козлова М.М., Дата обезличена года рождения, работала на различных должностях ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ОРГАНИЗАЦИЯ2 МПС РФ. Дата обезличена года была уволена из ОРГАНИЗАЦИЯ4 Северной железной дороги в связи с переводом в Номер обезличен отряд военизированной охраны Северной железной дороги, откуда была уволена Дата обезличена года в связи с выходом на пенсию по возрасту. Дата обезличена года Козлова М.М. принята на должность стрелка в команду Номер обезличен Номер обезличен отряда военизированной охраны Северной железной дороги временно на срок 2 месяца, уволена Дата обезличена года как временно принятая пенсионерка. Данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Козловой М.М. (л.д.34) и копией ее трудовой книжки (л.д.29 - 31)
ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» № 29 от 27.02.2003 года установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. В соответствии с ч.2 ст.3 указанного Федерального закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. В силу ч.2 ст.4 ФЗ №29 от 27.02.2003 года перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» учреждено ОАО «РЖД», уставный капитал которого формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. В перечне организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предполагается к внесению в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2003 года № 882-р, в том числе названо и ФГУП Северная железная дорога МПС РФ.
Распоряжением МПС России от 30 января 2003 года создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ». Причем данное ФГП создано в соответствии со ст.8 ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» как самостоятельное юридическое лицо, а не путем реорганизации. Исходя из положения данного Закона, Распоряжения МПС России от 30 января 2003 года №109-р, а также из положений устава ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ», данное предприятие не является правопреемником специализированных служб ведомственной охраны ФГУП «СЖД».
В дальнейшем ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ» на основании Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта №19 от 20.05.2005 года преобразовано в ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».
Как следует из штампа в трудовой книжке, истица Дата обезличена года уволилась из службы военизированной охраны Северной железной дороги СССР. Поскольку имущество подразделения, из которого уволилась истица, впоследствии вошло в уставный капитал ФГУП СЖД МПС России, и в дальнейшем в ОАО «РЖД», ОАО «РЖД» отвечает по обязательствам перед работниками ФГУП СЖД МПС России, в том числе и перед Козловой М.М.
Согласно разделу 1 Коллективного договора СЖД – филиала ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании или до 1 октября 2003 года из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организаций Роспрофжела. Разделом 4.6 данного Коллективного договора для неработающих пенсионеров предусмотрены социальные гарантии.
Истица была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», до 01.10.2003 года, а поэтому относится к категории неработающих пенсионеров, предусмотренных Коллективным договором СЖД – филиала ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы.
Разделы 1 Коллективных договоров «Основные понятия» также предусматривают исключения из числа лиц, относящихся к категории неработающих пенсионеров. Так, к неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны)-структурных подразделений железных дорог- федеральных государственных унитарных предприятий МПС России.
Суд считает необходимым признать за истицей право на получение льгот и социальных гарантий, несмотря на наличие такого исключения в Коллективном договоре, несмотря на положения Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2008 год.
Трудовое законодательство регулирует не только трудовые отношения, но и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст.9 ТК РФ).
Статья 2 ТК РФ предусматривает среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, принцип равенства прав и возможностей работников.
Условия коллективного договора, исключающие из числа неработающих пенсионеров лиц, уволенных из ведомственной охраны, ставят в неравное положение пенсионеров ведомственной охраны по сравнению с пенсионерами других структурных подразделений ФГУП Северная железная дорога, уволившихся по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в один и тот же период времени, а потому ввиду нарушения основополагающих принципов трудового законодательства применению не подлежат.
Следовательно, за истицей должно быть признано право на социальные гарантии и льготы для неработающих пенсионеров, установленные разделом 4.6 Коллективного договора СЖД – филиала ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы и разделом 4.6 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы.
При этом суд считает, что то обстоятельство, что до Дата обезличена года одна из предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы льгот - ежемесячная материальная помощь предоставлялась на основании решения ФГП ВО ЖДТ, для разрешения настоящего спора правового значения не имеет, поскольку перечисление денежных средств иной организацией для выплат истице никак не влияет на ее право на получение от ОАО «РЖД» льгот и социальных гарантий.
Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Отказ ОАО «РЖД» в предоставлении истице социальных льгот и гарантий, ухудшает ее материальное положение, уровень социальной защиты. Возникновение чувства обиды, ущемленности в таком случае очевидно. С учетом данных о личности истицы (ее преклонного возраста, состояния здоровья, добросовестного многолетнего труда в организациях железнодорожного транспорта), степени нравственных страданий, периода, в течение которого истица претерпевала лишение предусмотренных гарантий, принципа разумности, суд считает требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в размере 2 000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Козловой Марии Михайловны к ОАО «РЖД» удовлетворить частично.
Признать за Козловой Марией Михайловной право на получение льгот и социальных гарантий, установленных разделом Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008 – 2010 годы и Коллективным договором Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы для неработающих пенсионеров.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Козловой Марии Михайловны в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход государства государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья И.Н.Бабикова