дело о признании права собственности, вступило в законную силу 06.07.2010 года



Дело № 2-670/10

Изготовлено Дата обезличена г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 26 апреля 2010 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Драчева Д.А.

при секретаре Аникиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маловой Екатерины Николаевны и Сокерина Константина Михайловича к Правительству Ярославской области о признании недействительным акта об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания и признании права собственности на квартиру,

у с т а н о в и л :

Сокерин К.М. является нанимателем квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по адрес 1. В указанной квартире также зарегистрирована и проживает его жена Малова Е.Н..

Актом межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена года дом Номер обезличен по адрес 1 признан непригодным для проживания, отнесен к категории аварийного с отселением жильцов дома до 2010 года включительно.

Малова Е.Н. и Сокерин К.М. обратились в суд с иском к Правительству Ярославской области о признании недействительным акта об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания и признании за Маловой Е.Н. право собственности на квартиру. Исковые требования мотивированы тем, что в акте нет сведений о выходе комиссии для осмотра жилого дома, причинах и степени выявленных отклонений от нормы, объеме и характере повреждений. Кроме того, отсутствует заключение о техническом состоянии дома соответствующих служб, входящих в состав межведомственной комиссии. В доме имеются помещения пригодные для постоянного проживания, а также используемые различными организациями. В настоящее время в доме проведен ремонт фасада. Акт межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена года не соответствует требованиям закона и нарушает право истцов на приватизацию квартиры и реализацию иных гражданских прав.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Акимов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные тексту искового заявления и представленной правовой позиции. Дополнительно пояснил, что в Дата обезличена году Номер обезличен этаж дома признавался пригодным для проживания, затем вновь весь дом по решению межведомственной комиссии признан непригодным для проживания. С Дата обезличена года дом не расселен и поэтому дом угрозы для проживания в нем не представляет.

Истцы Малова и Сокерин в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Правительства Ярославской области Белова Г.Н. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом, согласно которому при вынесении акта комиссия руководствовалась постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания», постановлением Администрации ЯО от 21.10.2003 г. № 227 «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529. В акте отмечен износ отдельных конструктивных элементов здания, сделан вывод о том, что дом имеет 75 % износа конструктивных элементов и проведение комплексного капитального ремонта дома экономически нецелесообразно. При принятии решения комиссия дом не осматривала, а использовала данные о состоянии дома, полученные в ходе осмотров дома другими уполномоченными на то лицами. В момент принятия акта межведомственная комиссия была правомочна выносить решения о непригодности для проживания жилых домов. Без представления необходимых документов комиссия не стала бы рассматривать материалы об отнесении дома к числу аварийных. Проведение капитального ремонта части помещений в доме, занимаемых организациями, не является основанием для признания акта недействительным. Принятие решения комиссией не имело целью лишить права граждан на приватизацию, а способствовало обеспечению реализации прав граждан на жилище со стороны органов местного самоуправления. В настоящее время признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» установлен новый порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Дополнительно представитель пояснила, что заключений компетентных органов о состоянии дома не имеется.

Представители третьих лиц Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля и территориальной администрации Кировского района г. Ярославля, третьи лица Гутоп М.Р. и Гутоп Е.О. судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ранее представителем Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля был представлен письменный отзыв, согласно которому решение межведомственной комиссии по акту об отнесении дома к категории аварийного и непригодного для постоянного проживания с отселением жильцов не может не соответствовать закону и нарушать гражданские права истцов. В иске истцам следует отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, материалы гражданского дела Номер обезличен, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991г. не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.

Согласно п. 4 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552, действовавшего на момент вынесения акта № 149 от 16.11.2004 г., вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решались межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «в» п. 8 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552, комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает решение о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

Согласно п.п. «д» п. 2.3. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529, к непригодным для проживания относят дома при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания.

По мнению суда, основания, по которым дом признан аварийным, не соответствуют основаниям, изложенным в приведенных выше п.п. «в» п. 8 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552 и п.п. «д» п. 2.3. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529.

Обследованием дома не установлены дефекты, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, что свидетельствовало бы о нахождении дома в аварийном состоянии. В акте комиссии речь идет лишь о физическом износе конструктивных элементов.

Физический износ, о котором упоминается в указанном акте, по сути, свидетельствует о ветхом состоянии жилого дома Номер обезличен по адрес 1. Ветхое состояние дома само по себе подтверждением нахождения дома в аварийном состоянии не является. Суд отмечает, что в действовавшем на момент издания акта межведомственной комиссии Положении от Дата обезличена г. Номер обезличен, ветхость и аварийность – два самостоятельных основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Кроме того, представителями ответчиков суду не представлены документы, на основании которых принималось решение межведомственной комиссии об отнесении жилого дома Номер обезличен по адрес 1 к категории непригодного для проживания. Обязанность предоставления таких документов предусмотрена п. 7 названного Положения. При таких обстоятельствах, с учетом требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что документы, предусмотренные п. 7 Положения, в комиссию не предоставлялись.

Также суд отмечает, что в акте Номер обезличен от Дата обезличена г. упоминается о том, что для нормальной эксплуатации дома необходим комплексный капитальный ремонт, что экономически нецелесообразно (п.3).

Данный вывод сделан без учета требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

Так, согласно представленному в материалах гражданского дела Номер обезличен охранному обязательству собственника помещений в памятнике истории и культуры от Дата обезличена г. Номер обезличен, заключенному между Гутоп М.Р. и Гутоп Е.О. (собственниками помещения бывшей квартиры Номер обезличен) и департаментом культуры и туризма Администрации Ярославской области, жилой дом по адресу: адрес 1 относится к памятникам истории и культуры – памятник 1.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения. Разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73 – ФЗ выявленные объекты культурного наследия подлежат сохранению, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

На основании изложенного, устранение дефектов жилого дома Номер обезличен по адрес 1, как объекте культурного наследия, возможно путем проведения соответствующих ремонтно-реставрационных работ.

Как видно из свидетельства о регистрации права УФРС по Ярославской области от Дата обезличена г. (дело Номер обезличенл.д. Номер обезличен), а также выписок из ЕГРП, на день составления акта квартира Номер обезличен в доме адрес 1 находилась в собственности физических лиц.

Согласно п. 5 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552, к участию в работе комиссии привлекается собственник жилищного фонда или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания (далее именуется - уполномоченный собственника), а в случае необходимости - представители проектно-изыскательских организаций, производивших обследование этого жилого дома (жилого помещения).

Между тем, к работе межведомственной комиссии по отнесению жилого дома Номер обезличен по адрес 1 к категории непригодного для проживания ни один из собственников указанной выше квартиры привлечен не был. Участие в работе комиссии принимал только представитель одного из собственников жилищного фонда – города Ярославля.

Кроме того, в соответствии с п. 13 указанного выше Положения, в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.

Между тем, акт межведомственной комиссии указания на немедленное отселение граждан не содержит. Отселение жильцов дома предусмотрено лишь до Дата обезличена года (включительно).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что акт областной межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена г. принят с нарушением установленного законом порядка и не может служить подтверждением аварийного состояния жилого дома Номер обезличен по адрес 1.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным. С учетом изложенного, при рассмотрении спора суд признает акт межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена г. об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания недействительным.

При указанных обстоятельствах жилой дом Номер обезличен по адрес 1 не является аварийным и подлежащим расселению, а является ветхим.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541 - 1 установлен запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии. Однако ветхое состояние жилого помещения не препятствует его приватизации. Поэтому истицы обладают правом на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Доводы ответчика Правительства Ярославской области, изложенные в письменном отзыве, о возможности принятия решения межведомственной комиссии без непосредственного осмотра комиссией дома и без участия в ее работе собственников помещений; допустимости в акте комиссии указания о расселении до Дата обезличена года жителей дома, отнесенного к категории непригодного для проживания; достаточности одной лишь величины физического износа дома для отнесения дома к числу аварийных и непригодных для проживания; отсутствии правовых оснований для оспаривания акта комиссии, - суд считает не основанными на требованиях, Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552 и Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утв. приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Истцами ставится вопрос о признании за Маловой Е.Н. права собственности на занимаемое жилое помещение. Данных, препятствующих признанию за истицей Маловой права собственности в порядке приватизации на квартиру, судом не установлено.

С учетом установленных судом обстоятельств, суд не усматривает препятствий для приватизации истицей занимаемого ей жилого помещения и считает необходимым признать за Маловой Е.Н. в порядке бесплатной приватизации право собственности на квартиру Номер обезличен общей площадью Номер обезличен кв.м., в том числе жилой площадью Номер обезличен кв.м., расположенную в доме Номер обезличен по адрес 1.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Маловой Екатерины Николаевны и Сокерина Константина Михайловича удовлетворить.

Признать недействительным акт Номер обезличен от Дата обезличена г. областной межведомственной комиссии об отнесении жилого дома Номер обезличен по адрес 1 к категории непригодного для проживания.

Признать за Маловой Екатериной Николаевной право собственности на квартиру Номер обезличен общей площадью Номер обезличен кв.м., в том числе жилой площадью Номер обезличен кв.м., расположенную в доме Номер обезличен по адрес 1.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья Д.А. Драчев