дело о признании незаконным распоряжения гос. органа, в силу с 23.07.2010 года



Дело № 2-2677/10

Изготовлено Дата обезличена года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

город Ярославль

08 июля 2010 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Кумачевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый» в лице руководителя Симона Александра Александровича о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области,

У С Т А Н О В И Л :

Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области Номер обезличен от Дата обезличена года отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации- в регистрации новой редакции устава Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый».

Президент Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый» Симон А.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с заявлением об оспаривании данного распоряжения, просил признать его незаконным и обязать Управление Минюста РФ по Ярославской области зарегистрировать изменения в Устав Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый». В своем заявлении Симон А.А. указал, что учреждая вышеуказанный фонд в Дата обезличена году, он не мог предвидеть, что юбилей города будет провален, что некого будет награждать, и данное название фонда утратит свою актуальность, поэтому Дата обезличена года, как учредитель, принял решение о внесении изменений в устав, в регистрации которых ему отказано незаконно. Считает необоснованными претензии к оформлению документов, поскольку часть претензий относится к содержанию старой редакции устава, которая была зарегистрирована в установленном порядке, часть претензий относится к легко устранимым погрешностям. Новое название фонда в полном объеме отражает характер его деятельности, и не имеет никакой привязки к закону РФ «О СМИ». Фонд не имеет отношения к выпуску газеты №1, и участие фонда в избирательных компаниях предполагается в форме организации рекламы, выпуска агитационных материалов и т.д., но не выдвижения кандидатов.

В судебном заседании представитель Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый» Симон А.А. доводы заявления поддержал, просил обязать Управление Минюста РФ по Ярославской области зарегистрировать новую редакцию устава Фонда.

Представители Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области по доверенности Курулина Г.В. и Халистова С.А. с заявлением не согласились, подтвердили доводы письменного отзыва Управления на заявление. Согласно отзыву, Управление считает, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда, обоснован, а заявление Симона А.А. не подлежит удовлетворению. Полномочия в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций переданы Управлению Федеральной регистрационной службы по Ярославской области с 18.04.2006 года. Указом Президента РФ от 12.05.2008 года № 724 указанные полномочия переданы Министерству юстиции РФ. Министерство юстиции РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве юстиции РФ непосредственно и (или) через свои территориальные органы, в частности, на территории Ярославской области через Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области, созданное 1 сентября 2008 года. Сведения о Фонде внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста РФ по Центральному федеральному округу в Ярославской области Дата обезличена г. ( ведомственный учетный номер Номер обезличен). Дата обезличена года в Управление поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда по форме РН0003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212, и прилагаемые к нему документы. В результате рассмотрения поступивших документов Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый», в соответствии с подпунктами 1 и 6 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При вынесении решения Управление руководствовалось действующим законодательством о некоммерческих организациях, в том числе положениями Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденных приказом МЮ РФ от 31.03.2009 г. № 96, в соответствии с которым уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме и проверяет соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством РФ, а также соответствие содержания представленных документов действующему законодательству. В ходе рассмотрения представленных документов было установлено, что Уставом Фонда, утвержденным решением учредителя Фонда от Дата обезличена г., возможность изменения устава Фонда не предусмотрена, а в силу п.1 ст.119 ГК РФ и п.4 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность изменения в таком порядке. В соответствии с п.1.2 новой редакции устава целью Фонда является награждение лиц, принесших пользу и славу городу Ярославлю учрежденным Фондом орденом «Великого князя Ярослава Мудрого», а также сбор дополнительных пожертвований на развитие газеты №1. В новом наименовании Фонда отсутствует указание на деятельность Фонда по награждению лиц, принесших пользу и славу городу Ярославлю, учрежденным Фондом орденом «Великого князя Ярослава Мудрого». В новом наименовании Фонда словосочетание «Редакция газеты №1 указывает на то, что Фонд в соответствии со ст.ст.2,19 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» является редакцией средства массовой информации, то есть газеты №1. Целью деятельности редакции средства массовой информации, в соответствии со ст.2 Закона о СМИ, является осуществление производства и выпуска средства массовой информации, а не сбор добровольных пожертвований на развитие средства массовой информации, как указано в п.1.2 устава. Следовательно, п.1.2 устава Фонда в новой редакции, определяющий основную цель Фонда, не отвечает требованиям ст.2 Закона о СМИ. Новое наименование Фонда не отражает характера деятельности, определяемого целью деятельности Фонда, и не отвечает требованиям пункта 1 ст.4, п.3 ст.14 Закона № 7-ФЗ. Также Управлением в качестве редакционного замечания дано разъяснение относительно формулировки в отношении места нахождения юридического лица. При анализе целей Фонда, указанных в п.1.2 устава Фонда в новой редакции, и видов деятельности Фонда, определенных п.3.1 его устава в новой редакции, установлено нарушение ст.24 Закона № 7-ФЗ-Фонд не вправе оказывать юридические услуги, поскольку данный вид деятельности не соответствует целям создания Фонда. Также Фонд не вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, поскольку Законом № 7-ФЗ и Законом о СМИ права на осуществление данного вида деятельности для фондов или редакций средств массовой информации не предусмотрено. Распространение Фондом массовой информации (п.3.1 устава Фонда в новой редакции) не отвечает требованиям ст.2 и ст.25 Закона о СМИ, поскольку, исходя из нового наименования Фонда, он является редакцией средства массовой информации, а не распространителем продукции средства массовой информации. Уставом Фонда в новой редакции не определен порядок распространения (на договорной или иной основе) и вид распространения продукции средства массовой информации (коммерческое распространение или нет). Положение устава Фонда в новой редакции об участии в избирательных компаниях противоречит требованиям пунктов 19,20,25 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поскольку Фонд не является региональным отделением политической партии (либо политической партией) или общественным объединением, отвечающим требованиям, установленным п.25 ст.2 Закона № 67-ФЗ. В комплекте документов, представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Фонда, отсутствовал документ, подтверждающий право Симона А.А. действовать без доверенности от имени Фонда. Указанные редакционные замечания, связанные с ненадлежащим оформлением документов, представленных для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда, указанные в уведомлении об отказе от Дата обезличена г., не являлись основаниями для отказа.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Дата обезличена года Инспекцией Федеральной налоговой службы по ... проведена государственная регистрация юридического лица-Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый», сокращенное наименование Фонд тысячелетия города Ярославля, фирменное наименование Фонд «Великий князь Ярослав Мудрый» (далее-Фонд). Учредителем Фонда явился Симон Александр Александрович.

Решением Номер обезличен учредителя Фонда от Дата обезличена г. было сформировано правление в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3, Дата обезличена года рождения.

Дата обезличена года правлением избран Президент Фонда-Симон А.А., Дата обезличена года рождения.

Учредителем и президентом Фонда Симоном А.А. Дата обезличена года принято решение о внесении изменений в устав Фонда. Согласно Решению Номер обезличен от Дата обезличена года, в устав внесены изменения в части наименования Фонда- наименование изложено в редакции «Фонд «Редакция газеты №1, сокращенное наименование Фонда-«Редакция газеты №1. Изменены цели Фонда; пункт 1.2 устава изложен в следующей редакции: Цель Фонда-награждение лиц, принесших пользу и славу городу Ярославлю учрежденным фондом орденом «Великого князя Ярослава Мудрого», а также сбор добровольных пожертвований на развитие газеты №1. Далее, по новой редакции п.2.3 Устава, эмблема Фонда представляет собой большую «Я» с расположенным внутри нее стилизованным изображением ночного фонаря. Пункт 3.1 Устава изложен в следующей редакции: Фонд самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В этих целях Фонд оказывает юридические услуги, учреждает орден «Великого Князя Ярослава Мудрого» с девизом «ЗА ПОЛЬЗУ И СЛАВУ» для награждения лиц, принесших пользу и славу городу Ярославлю, осуществляет производство и распространение массовой информации, участвует в рекламных и избирательных кампаниях, осуществляет сбор добровольных пожертвований на развитие газеты №1, а также занимается предпринимательской деятельностью, в том числе внешнеэкономической, в соответствии с законодательством РФ.

Дата обезличена года на заседании правления Фонда по предложению учредителя Фонда Симона А.А. принято решение о внесении изменений в устав Фонда, на учредителя Симона А.А. возложены обязанности по государственной регистрации изменений и дополнений в устав Фонда.

Дата обезличена года представитель Фонда Симон А.А. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по форме № РН0003, представив в Управление помимо заявления протокол от Дата обезличена года, Устав, копию свидетельства о государственной регистрации права Симона А.А. на квартиру по адресу ....

По результатам рассмотрения документов главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций ФИО4 дано заключение о необходимости отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда.

Дата обезличена года начальником Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области издано Распоряжение Номер обезличен об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации в соответствии с подпунктами 1 и 6 пункта 1 статьи 123.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Симон А.А. был уведомлен о принятом решении письмом от Дата обезличена года, содержащим подробное разъяснение причин отказа.

Суд считает распоряжение Номер обезличен от Дата обезличена года законным и обоснованным.

Согласно заключению о результатах рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, уведомлению об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, основанием для принятия такого решения явилось следующее:

1/ Решение о внесении изменений в учредительные документы Фонда принято лицами, не уполномоченными на то уставом Фонда, при этом уставом Фонда возможность внесение изменений в устав Фонда не предусмотрена.

2/ новая редакция устава предусматривает изменение наименования Фонда, полное и сокращенное наименование Фонда при этом не содержат указания на деятельность Фонда по награждению лиц, принесших славу и пользу городу Ярославлю, и сбор дополнительных пожертвований на развитие газеты №1, а также в наименовании отсутствуют сведения об организационно-правовой форме некоммерческой организации (фонд).

3/ в пункте 1.7 устава содержатся сведения о «юридическом адресе» Фонда, данная формулировка не соответствует положениям действующего законодательства;

4/ устав Фонда содержит указание на виды деятельности, которые Фонд осуществлять не вправе и которые не соответствуют целям деятельности некоммерческой организации, предусмотренным учредительными документами;

5/ новая редакция устава Фонда не содержит сведений о формировании имущества Фонда в денежной и иной формах за счет дохода от предпринимательской деятельности;

6/ в уставе отсутствуют сведения о сроке полномочий Президента, порядке формирования Правления и сроке его полномочий;

7/ отнесение к компетенции Правления решения вопроса об «утверждении кандидатуры президента» Фонда не соответствует п.3 ст.14 Закона № 7-ФЗ;

8/ отнесение к компетенции Правления решения вопроса о ликвидации Фонда противоречит п.2 ст.18 Закона № 7-ФЗ и п.2 ст.119 ГПК РФ;

9/ в уставе Фонда в новой редакции отсутствуют сведения о порядке формирования и деятельности попечительского совета Фонда;

10/ положения Устава Фонда в новой редакции, определяющие судьбу имущества Фонда в случае его ликвидации, противоречат п.1 ст.20 Закона № 7-ФЗ и п.3 ст.119 ГК РФ;

11/ Симон А.А., как учредитель Фонда, не являлся надлежащим заявителем при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

12/ представленные для государственной регистрации документы не были надлежаще оформлены-устав Фонда не содержит сведений о порядке учреждения, рассмотрения материалов по награждению, определения круга лиц, подлежащих награждению, порядка вручения и описания ордена «Великого князя Ярослава Мудрого», а также иных положений, связанных с учреждением Фондом негосударственной награды; в п.2.3 устава отсутствует указание на то, что Фонд вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему; уставом Фонда в новой редакции не определен статус Президента; п.1.4 заявления по форме № РН003 не заполнен-не указана дата присвоения ОГРН, п.6.1 заявления не отмечен знаком «V», протокол Правления Фонда и уставы Фонда в новой редакции не заверены печатью Фонда.

Внесение изменений в учредительные документы Фонда производилось заявителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст. 23 данного Федерального закона, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В силу п.2 ст.13.1 Федерального закона решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом.

В Ярославской области таким органом является Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области.

Ст.23.1 Федерального закона предусматривает основания для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, в частности, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ (пп.1 пункта 1 ст.23.1) и если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации (пп.6 п.1 ст.23.1).

В соответствии с п.1 ст.119 ГК РФ устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Уставом Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый» возможность внесения изменений в устав и порядок внесения изменений не предусмотрены; соответственно в уставе не разрешен вопрос о компетенции органов Фонда по внесению изменений в устав. Перечень полномочий, которыми обладает правление Фонда, является закрытым, при этом полномочия по принятию решения о внесении изменений в п.5.3 устава отсутствуют. Перечень полномочий президента фонда не является закрытым, но содержит ссылку на то, что функции, которые осуществляет президент, вытекают из устава фонда. Уставом возможность внесения изменений в устав не предусмотрена.

Таким образом, внесение изменений в устав фонда в порядке, предусмотренном ст.ст.23, 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ, противоречит п.1 ст.119 ГК РФ.

Согласно новой редакции устава, сокращенное наименование Фонда - «Редакция газеты №1, что противоречит п.1 ст.4 п.3 ст.14 Закона № 7-ФЗ, согласно которым наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Сокращенное наименование фонда не отражает предусмотренный уставом характер его деятельности и не содержит ссылки на его организационно-правовую форму.

Исходя из вышеизложенного, отказ Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области в регистрации изменений в учредительные документы фонда, суд находит законным и обоснованным.

Остальные указанные в уведомлении недостатки поданных для регистрации документов не являются основаниями для отказа в регистрации изменений в учредительные документы, часть из них влечет лишь возможность приостановления государственной регистрации (п.1.1 ст.23.1 Закона № 7-ФЗ).

Как следует из позиции Управления, указания на эти недочеты являются лишь редакционными замечаниями.

Юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего гражданского дела является лишь наличие оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Наличие или отсутствие обстоятельств, влекущих приостановление государственной регистрации изменений, обоснованность ссылок Управления о наличии таких недостатков в представленных Фондом документах правового значения не имеет.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.119 ГК РФ, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Представитель Фонда Симон А.А. просил обязать Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области зарегистрировать новую редакцию устава, считая отказ в регистрации незаконным. Судом заявление рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ в свете разрешения вопроса о законности действий должностных лиц государственного органа. Вместе с тем Фонд вправе обратиться в суд с исковым заявлением о внесении изменений в устав Фонда по основанию необходимости внесения изменений в устав в связи с возникновением обстоятельств, наступление которых невозможно было предвидеть при учреждении фонда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Фонда тысячелетия города Ярославля «Великий князь Ярослав Мудрый» в лице руководителя Симона Александра Александровича о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

И.Н.Бабикова