Дело № 2-2552/2010
Изг. Дата обезличена г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2010 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Федоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление мэрии города Ярославля об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Заявитель мэрия г. Ярославля обратилась с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области Шмаковой Т.В. от Дата обезличена года о взыскании исполнительского сбора в сумме 5000 рублей по исполнительному производству Номер обезличен, возбужденному на основании исполнительного листа Кировского районного суда г.Ярославля об обязании мэрию города Ярославля предоставить ФИО 1 благоустроенное жилое помещение.
В обоснование своего заявления мэрия г. Ярославля указывает на то, что согласно исполнительному документу мэрия г. Ярославля обязана предоставить ФИО 1 на семью из одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение. Неисполнение решения суда было вызвано уважительными причинами, а именно: ФИО 1 было предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС 1 общей площадью ... кв.м., от которого она отказалась. Кроме того, в настоящий момент в муниципальном жилищном фонде мэрии г. Ярославля нет в наличии свободных благоустроенных жилых помещений, без обременений, не требующих (требующих) ремонта, отвечающих требованиям предоставления согласно норм Жилищного кодекса РФ. Заявитель также просит учесть социальную направленность должника и имущественное положение. Заявитель просит освободить мэрию г. Ярославля от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по постановлению от Дата обезличена года по исполнительному производству Номер обезличен.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Велитченко С.Н. доводы заявления поддержал, пояснил, что в случае, если суд придет к решению о том, что оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не имеется, то имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора с учетом отсутствия вины должника в неисполнении судебного решения.
Судебный пристав-исполнитель Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области Шмакова Т.В. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в Кировском районо отделе судебных приставов на исполнении находится исполнительное производство Номер обезличен от Дата обезличена года, возбужденное на основании исполнительного листа Номер обезличен от Дата обезличена года, выданного Кировским районным судом г. Ярославля, предметом исполнения которого является обязанность мэрии г. Ярославля предоставить ФИО 1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления, установленным по городу Ярославлю во внеочередном порядке. По состоянию на Дата обезличена года жилье взыскателю не предоставлено, решение суда не исполнено. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику и получено должником Дата обезличена года. Должнику предоставлялся пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. С заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения должник не обращался. Судебный пристав-исполнитель не имеет права самостоятельно решать вопрос о предоставлении должнику отсрочки исполнения решения. Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, решение суда исполнено не было, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствовали бы должнику своевременно исполнить решение, должником не приведено. Отсутствие свободного жилья, а также отсутствие финансирования не является обстоятельством непреодолимой силы и уважительной причиной для не исполнения решения суда. Судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» не имеет права принимать решение о снижении размера исполнительского сбора или об освобождении должника от исполнительского сбора. Минимальный размер исполнительского сбора составляет 5 000 рублей, который и был определен в обжалуемом постановлении. В соответствии с п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» такое право предоставлено только суду. Полагает, что в данном случае постановление судебного пристава-исполнителя является законным и обоснованным, а заявление об освобождении от исполнительского сбора или об уменьшении исполнительского сбора должно разрешаться в исковом порядке.
Представитель Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области – заместитель начальника Отдела Скоробогатов поддержал позицию Шмаковой Т.В.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для уменьшения исполнительного сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП УФССП России по Ярославской области Шмаковой Т.В. с мэрии г. Ярославля по исполнительному производству Номер обезличен, возбужденному по заявлению ФИО 1, с 5000 рублей до 3750 рублей, в остальной части заявление мэрии г. Ярославля удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что постановлением Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области от Дата обезличена года на основании исполнительного листа Кировского районного суда г.Ярославля Номер обезличен возбуждено исполнительное производство об обязании мэрию города Ярославля предоставить ФИО 1 благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления во внеочередном порядке.
Должник предупрежден судебным приставом-исполнителем, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения (пять дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства), с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.
Данное постановление направлено должнику и им получено Дата обезличена года.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов Шмаковой Т.В. от Дата обезличена года с должника взыскан исполнительский сбор за неисполнение решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, в размере 5 000 рублей.
Суд считает, что оснований для признания данного постановления незаконным и его отмене не имеется, поскольку решение суда должником в добровольном порядке не исполнено, постановление вынесено надлежащим лицом, утверждено старшим судебным приставом, размер исполнительского сбора не превышает установленный законом размер.
Вместе с тем, согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (5000 рублей).
Суд считает, что размер исполнительского сбора с должника подлежит уменьшению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена года издан приказ о распределении жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, согласно которому утверждено распределение территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля ...-хкомнатной квартиры Номер обезличен общей площадью ... кв. м в жилом доме Номер обезличен корпус Номер обезличен по АДРЕС 1 для предоставления по договору социального найма ФИО 1.
Однако Дата обезличена года взыскатель отказалась от получения предоставляемого жилого помещения в связи с тем, что общая площадь предоставляемого жилого помещения менее общей площади ранее занимаемого жилого помещения, в квартире не произведен ремонт, сырость, потолок потрескан, газовая плита не подключена, в ... комнатах нет света, сантехоборудование в плохом состоянии и требуется ремонт.
В связи с заявленным взыскателем отказом от предоставляемого жилого помещения, данная квартира была возвращена мэрии города Ярославля, приказ Номер обезличен от Дата обезличена года отменен.
Дата обезличена года судебному приставу-исполнителю последовало письмо Департамента организации строительства и жилищной политики, согласно которому исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку в настоящее время в муниципальном жилищном фонде социального использования не имеется свободных благоустроенных, не требующих (требующих) ремонта жилых помещений без обременений, удовлетворяющих требования судебного акта.
Из изложенного следует, что должником принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения.
Кроме того, суд учитывает социальную направленность должника и его имущественное положение.
Мэрия города Ярославля не является коммерческой организацией, и финансирование осуществляется в строгом соответствии с Законом.
Согласно решению муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 г. N 42 «Об уставе города Ярославля» мэрия города Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления. Мэрия города Ярославля подконтрольна и подотчетна населению и муниципалитету города Ярославля.
Полномочия мэрии города Ярославля определены в ст. 98 Устава, в которые входят в том числе и вопросы бюджетной и налоговой политики.
С учетом изложенного суд считает, что взыскание с мэрии города Ярославля суммы исполнительского сбора в размере 5 000 рублей может повлечь нецелевое расходование денежных средств, не заложенных в бюджет.
Руководствуясь ст.ст.194-198 и ст.441 ГПК РФ, суд
решил:
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области Шмаковой Т.В. от Дата обезличена года с мэрии г.Ярославля по исполнительному производству Номер обезличен, возбужденному на основании исполнительного листа Номер обезличен от Дата обезличена года о предоставлении жилого помещения ФИО 1, с 5000 рублей до 3750 рублей.
В удовлетворении остальной части заявления мэрии г. Ярославля об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области Шмаковой Т.В. о взыскании исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Т.А.Фокина