Дело № 2-2918/10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерациигород Ярославль | 02 августа 2010 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Федоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Барминова Олега Викторовича о признании незаконными действия территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля, выразившиеся в фактическом отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга по АДРЕСУ1 Дата обезличена года с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут в защиту 31 статьи Конституции Российской Федерации с количеством участников 50 человек,
установил:
29 июля 2010 года Барминов О.В. обратился в суд с указанной жалобой. Требования обоснованы тем, что Дата обезличена года он, как организатор публичного мероприятия, от группы граждан обратился в территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга по АДРЕСУ1 Дата обезличена года с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут в защиту 31 статьи Конституции Российской Федерации с количеством участников 50 человек. Дата обезличена года им получен ответ Номер обезличен территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля, в котором сообщалось, что в связи с подготовкой к тысячелетию основания города Ярославля в полном объеме проводятся работы по реконструкции и ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части и обустройству тротуарной плиткой пешеходных тротуаров центральных улиц и площадей, в том числе по АДРЕСУ1, проведение подобного публичного мероприятия не безопасно и вызовет неудобства как для жителей города Ярославля, так и для участников митинга, в связи с чем во избежание несчастного случая, получения травм во время проведения публичного мероприятия и создания соответствующих условий для работы ремонтных служб, территориальной администрацией предложено Барминову О.В. изменить место проведения митинга. Полагает, что данный ответ по существу является фактическим отказом в согласовании публичного мероприятия, что нарушает его права, как гражданина, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ. Указал, что ответ не содержит сведений о предложении другого места для организации и проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании Барминов О.В. требования жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что митинг в назначенные время и месте был проведен, ремонтных работ в данное время по АДРЕСУ1 не проводилось, никто из присутствующих лиц не пострадал, каких-либо санкций по результатам проведения митинга для него, как организатора митинга, не последовало.
Заинтересованное лицо – территориальная администрация Кировского района мэрии города Ярославля в судебное заседание представителя не направила, представила отзыв, в котором просила гражданское дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку территориальная администрация района дала заявителю промежуточный ответ, тем самым не лишая его права на повторное обращение в орган местного самоуправления за согласованием, полагая, что организатор должен быть лично заинтересован в безопасности участников митинга. Ответ администрации района не содержит запрета на проведение митинга, не может считаться отказом в согласовании его проведения.
Выслушав Барминова О.В., исследовав материалы гражданского дела, суд считает жалобу Барминова О.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее закон) направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии со ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
При этом статья 7 Закона содержит требования по отношению к форме и содержанию уведомления.
Судом установлено, что Дата обезличена года Барминов О.В. представил в территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля уведомление, которое зарегистрировано в тот же день (л.д.7). В уведомлении Барминов О.В. указал: цель публичного мероприятия - защита прав граждан России на свободу собраний, гарантированных ст. 31 Конституции РФ, выражение протеста против запретов проводить митинги по АДРЕСУ2; форму публичного мероприятия – митинг; место проведения мероприятия – АДРЕС1; дату, время начала и окончания мероприятия – Дата обезличена года с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут; предполагаемое число участников митинга - 50 человек; основные лозунги - Защитим Конституцию! Свободу собраний!; а также данные об организаторе митинга, лицах, ответственных за обеспечение общественного порядка и организации медицинской помощи.
Дата обезличена года территориальной администрацией района дан ответ организатору публичного мероприятия Барминову О.В., согласно которому уведомление о проведении митинга рассмотрено и сообщается, что в связи с подготовкой к тысячелетию основания города Ярославля в полном объеме проводятся работы по реконструкции и ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части и обустройству тротуарной плиткой пешеходных тротуаров центральных улиц и площадей, в том числе по АДРЕСУ1, проведение подобного публичного мероприятия не безопасно и вызовет неудобства, как для жителей города Ярославля, так и для участников митинга. Учитывая изложенное, территориальная администрация Кировского района мэрии города Ярославля во избежание несчастного случая, получения травм во время проведения публичного мероприятия и создания соответствующих условий для работы ремонтных служб просит изменить место проведения митинга.
Суд не соглашается с доводами заявителя Барминова О.В. о том, что данный ответ администрации района является фактическим отказом в согласовании митинга, немотивированным и незаконным по следующим основаниям.
Статья 64 Конституции РФ предусматривает, что положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
В соответствии с п.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 20 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года) гласит, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Статьей 21 международного пакта от 16 декабря 1966 года «О Гражданских и политических правах» признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. При этом государство должно воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право.
Из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55, следует, что правовые нормы должны быть четкими и понятными. Вместе с тем, будучи различными по характеру и значению, правовые нормы, в том числе те из них, которые включают оценочные либо общепринятые понятия, устанавливаются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.
Использование в положении части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Следовательно, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявитель же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должен, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.
Из вышеуказанных норм следует, что орган местного самоуправления – в данном случае территориальная администрация Кировского района мэрии города Ярославля вправе ограничивать граждан в проведении публичного мероприятия в определенном месте, если это требуется для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц, а также сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Из ответа территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля следует, что проведение публичного мероприятия по АДРЕСУ1, на которой проходят ремонтные работы, может повлечь неблагоприятные последствия для жизни и здоровья граждан, воспрепятствовать нормальному течению работ ремонтных служб.
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 10 ФЗ №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, суд считает, что ответ администрации района является полным, мотивированным, раскрывает причины изменения места проведения публичных мероприятий.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).
Суд считает, что территориальной администрацией доказан факт нецелесообразности проведения публичного мероприятия по АДРЕСУ1, поскольку изложенные в ответе Номер обезличен от Дата обезличена года сведения являются достоверными и нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В материалы дела представлено письмо директора ОРГАНИЗАЦИИ1 ФИО1 от Дата обезличена года Номер обезличен, согласно которому в парковой зоне в сквере у ОРГАНИЗАЦИИ2 проводится реконструкция, работы ведутся ежедневно, включая выходные дни до 20 часов 00 минут, в связи с чем просит проведение мероприятий не планировать.
Обратных доказательств заявителем не представлено.
Доводы заявителя о том, что администрацией района не предложены какие-либо иные места организации проведения публичного мероприятия не основаны на законе, поскольку Закон не содержит императивной нормы, закрепляющей обязанность органа местного самоуправления указывать в ответе и предлагать иные места проведения публичных мероприятий, так как указание на конкретное место проведения публичного мероприятия может ограничить конституционное право граждан на свободный выбор места проведения публичного мероприятия.
При этом, в судебном заседании заявитель пояснил, что Законом не предусмотрена обязанность администрации района предлагать иные места проведения публичного мероприятия.
Суд считает, что право выбора места проведения публичного мероприятия (его изменения) принадлежит гражданам в силу п. 4 ст. 5 Закона, в соответствии с которой организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
На основании изложенного, суд считает, что действия администрации Кировского района мэрии города Ярославля являются законными и обоснованными, не повлекли нарушения прав заявителя.
Кроме того, суд полагает, что поскольку Законом отказ органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия не предусмотрен, ответ территориальной администрации района отказа не содержит, требования заявителя о признании незаконными действий территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля, выразившиеся в фактическом отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга по АДРЕСУ1 Дата обезличена года с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут в защиту 31 статьи Конституции РФ с количеством участников 50 человек, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, жалоба Барминова О.В. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.ст.194-198, 245, 246 ГПК РФ, суд
решил:
Жалобу Барминова Олега Викторовича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья | Т.А. Фокина |