Дело № 2-2090/10
Изготовлено Дата обезличена г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерациигород Ярославль | 05 августа 2010 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Федоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Северной железной дороге – филиалу ОАО «Российские железные дороги» об обязании получить сертификат соответствия на эксплуатируемые локомотивы ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1,
установил:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что в отношении ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения норм ст.ст. 3, 20 Федерального закона РФ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 15,17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно на тепловозы: 2ТЭ10В (грузовые) – 13 единиц (№№ 3269 3360, 3395, 3458, 3593, 3720, 3721, 4421, 4424, 4426, 4432, 4464, 4798), 2ТЭ10Ут (пассажирские) 2 единицы (№№22, 27), ЧМЭ-3 (маневровые) – 13 единиц (№№2152, 2285, 2345, 2627, 2636, 3006, 3116, 3468, 4485, 4761, 5425, 5451, 7287) не имеется сертификатов соответствия (декларации о соответствии), подтверждающие соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха и технические нормативы выбросов – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Просит обязать ОАО «РЖД» получить сертификаты соответствия на эксплуатируемые локомотивы в срок до 01 октября 2010 года.
В судебном заседании представитель Воркутинского транспортного прокурора по доверенности помощник Ярославского транспортного прокурора Ронжина Е.В. требования поддержала, дала пояснения аналогичные тексту искового заявления, дополнительно пояснила, что согласно ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Указанию Министерства путей сообщения РФ от 12 ноября 1996 г. N 166у «О проведении работ по созданию системы сертификации» железнодорожные составы подлежат обязательной сертификации.
Представители ответчика по доверенностям Степанова Н.М. и Сапожников В.В. в судебном заседании исковые требования не признали, представили отзыв на иск, дали пояснения согласно отзыва, дополнительно пояснили, что обязательная сертификация тепловозов до вступления в силу Закона «О техническом регулировании» не была предусмотрена, тепловозы не проходили модернизацию, года выпуска с 1976 по 1991 годы, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просили отказать. Указали, что сертификаты на топливо и нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух у ответчика имеются.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» раскрывает понятие сертификата соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со ст. 25 вышеназванного Закона обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Статья 26 Закона предусматривает условия организации обязательной сертификации.
Согласно п. 3 ст. 26 Закона порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожный подвижной состав и контейнеры должны иметь соответствующие сертификаты соответствия или декларации о соответствии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 года №982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Согласно данному Перечню обязательной сертификации подлежат тепловозы магистральные, тепловозы маневровые и промышленные, тепловозы узкой колеи.
В силу п. 2 Номенклатуры объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утвержденной распоряжением МПС России от 28 июня 2003 г. N 632р в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" обязательной сертификации на железнодорожном транспорте подлежат технические средства железнодорожного транспорта и услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте, в том числе тепловозы магистральные, маневровые и промышленные.
В соответствии с п. 1.2 приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 сентября 2007 г. N 391 «Об утверждении стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года» в соответствии с ОКВЭД и мировой практикой в номенклатуру продукции, производимой предприятиями транспортного машиностроения, входят локомотивы:
- тепловозы магистральные (грузовые и пассажирские);
- тепловозы маневровые;
- электровозы магистральные (грузовые и пассажирские);
- газотепловозы и газотурбовозы;
- электровозы промышленные и рудничные.
Материалами дела установлено, что на балансе ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 находятся локомотивы:
- тепловозы грузовые 2ТЭ10В №3395, 1976 года выпуска; №3269, 1976 г.в.; №3360, 1976 г.в., №3458, 1976 г.в., №3593, 1976 г.в., №3720, 1977 г.в., №3721, 1977 г.в., №4421, 1979 г.в., №4426, 1979 г.в., № 4432, 1979 г.в., №4464, 1979 г.в., №4424, 1979 г.в., №4798, 1980 г.в.;
- тепловозы пассажирские 2ТЭ10УТ №0022, 1990 г.в., №0027, 1991 г.в.;
- тепловозы маневровые ЧМЭ-3 №4761, 1985 г.в., №2152, 1976 г.в., №2345, 1976 г.в., №2627, 1978 г.в., №2636, 1978 г.в., №3006, 1979 г.в., №3468, 1981 г.в., №4485, 1984 г.в., №5425, 1986 г.в., №5451, 1986 г.в., №7287, 1991 г.в., №3116, 1979 г.в., №2285, 1976 г.в.
На данные тепловозы сертификатов соответствия не имеется, данный факт не оспаривался ответчиком в судебном заседании.
Согласно п. 2 ст. 46 ФЗ № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ст. 46 ФЗ №184-ФЗ документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.
Из толкования норм ФЗ №184-ФЗ и Номенклатуры объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации следует, что в настоящее время обязательной сертификации в системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (далее ССФЖТ) подлежат локомотивы (электровозы и тепловозы) нового изготовления, а также локомотивы, прошедшие модернизацию с продлением срока службы.
Из ответа заместителя руководителя ОРГАНИЗАЦИИ1 следует, что сертификаты соответствия в ССФЖТ оформляются с ноября 1998 года, поэтому локомотивы, выпущенные в обращение ранее этого срока, сертификацию не проходили.
До введения в силу Федерального закона №184-ФЗ требования об обязательной сертификации тепловозов не было установлено, в Единый перечень продукции и товаров, подлежащих обязательной сертификации, тепловозы не включались, следовательно, тепловозы, состоящие на балансе ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1, с годами выпуска с 1976 года и до 1991 года, не подлежат обязательной сертификации, и суд не может ограничить право ответчика на эксплуатацию тепловозов, предоставленное ему в силу закона, обязав последнего получить сертификаты соответствия на данную продукцию.
Кроме того, из акта проверки от Дата обезличена года, проведенной ОРГАНИЗАЦИЕЙ2, следует, что на эксплуатируемые тепловозы не имеется технического норматива выброса, а не сертификатов соответствия тепловозов, то есть прокурор, обращаясь в суд с данными требованиями, подменяет понятия сертификата нормативов выброса и сертификата соответствия на тепловозы.
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Воркутинскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | Т.А.Фокина |