дело о взыскании пенсии по случаю потери кормильца, вступило в закон. силу 19.08.2010 года



Дело № 2-1934/10

Изготовлено Дата обезличена

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль 09 июля 2010 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.А.,

при секретаре Федоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Субботиной Наталии Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Ярославля о взыскании пенсии по случаю потери кормильца,

у с т а н о в и л:

Субботина Н.В. в лице представителя по доверенности Шевлякова И.Н. обратилась в суд с иском, в котором указала, что с Дата обезличена ей установлена пенсия по случаю потери кормильца. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 9 Закона признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась ей до 18 лет по Дата обезличена. С Дата обезличена по Дата обезличена было осуществлено продление выплаты пенсии по случаю потери кормильца в связи с обучением по очной форме в ОРГАНИЗАЦИИ1. При этом размер пенсии по случаю потери кормильца на Дата обезличена составлял ... рублей. В связи с обучением в аспирантуре ОРГАНИЗАЦИИ1 с Дата обезличена ей начислялась пенсия по случаю потери кормильца в размере ... рублей. Считает, что исчисление пенсии по случаю потери кормильца за период с Дата обезличена по Дата обезличена производилось Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ярославля неверно в заниженном размере. В соответствии с нормами ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Полагает, что поскольку с Дата обезличена начислялась пенсия по случаю потери кормильца в размере ... рублей по тем же основаниям, что и в предыдущий период, с учетом восстановления платежеспособности ей не доплачено пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена в размере ... рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Шевляков И.Н. исковые требования уточнил и поддержал, просил взыскать с ответчика ... рублей, судебные издержки отнести на счет ответчика. Дополнительно пояснил, что при установлении пенсии истице ответчик применял абз. 1 п. 6 ст. 30 Закона №173-ФЗ, а не абз. 2 п. 6 ст. 30 Закона, согласно которому в случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п. 1-5 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия. Таким образом, законодателем был предусмотрен альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Представители ответчика по доверенностям (приказу) Арлаускене С.В. и Петров Д.В. в судебном заседании исковые требования не признали, представили отзыв на заявление и методику расчета пенсии по случаю потери кормильца, дали пояснения аналогичные тексту отзыва.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела Субботиной Н.В., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истице.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами в процессе, что пенсия по случаю потери кормильца (далее СПК) Субботиной Н.В. была назначена с Дата обезличена года в соответствии с п. «а» ст. 50 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №340-1). Пенсия была исчислена в максимальном размере в соответствии со ст. 64 Закона №340-1 в сумме ... рублей.

С 01.01.2002 года введен в действие Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации прав граждан на трудовые пенсии.

В соответствии со ст. 2 Закона под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом;

Статья 5 Закона устанавливает виды трудовых пенсий и их структуру, так трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой части.

Суд не соглашается с позицией истца о необходимости применения абз. 2 п. 6 ст. 30 Закона при исчислении пенсии по СПК по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Абзацем 2 пункта 6 статьи 30 вышеуказанного Закона предусмотрено, что если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1 - 5 указанной статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

Истец в исковом заявлении исходит из того, что часть 1 пункта 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" каких-либо ограничений права выбора механизма определения величины расчетного размера трудовой пенсии в отношении лиц, которым на 31 декабря 2001 года установлена пенсия по случаю потери кормильца не содержит. В связи с чем, истица имеет право на перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца с использованием расчетного размера трудовой пенсии, определенного в соответствии с пунктами 2 - 5 статьи 30 данного Закона.

Суд считает, что такой вывод является ошибочным, поскольку истцом неправильно применяются нормы материального права.

В указанной норме речь идет об оценке пенсионных прав самого пенсионера, то есть получателя пенсии, а получатель пенсии и застрахованное лицо при реализации права на трудовую пенсию не всегда совпадают в одном лице.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют: граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; нетрудоспособные члены семей вышеназванных лиц; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет порядок осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Правоспособность застрахованного лица в отношениях по обязательному пенсионному страхованию прекращается его смертью. Нетрудоспособный член семьи умершего кормильца не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, поэтому в отношении него не может быть применим вариант определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренный пунктами 2 - 5 статьи 30 данного Закона.

Поскольку определение расчетного пенсионного капитала получателя пенсии по случаю потери кормильца осуществляется исходя из оценки пенсионных прав кормильца, а не получателя этой пенсии, то получатель пенсии по потере кормильца не может выбрать вариант определения расчетного пенсионного капитала из общего трудового стажа и среднемесячного заработка кормильца.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрена возможность определения расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу (но не оценка его пенсионных прав), в порядке, предусмотренном для инвалидов, и только в одном случае - при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца начиная с 1 января 2002 года.

Таким образом, определение расчетного пенсионного капитала получателя пенсии по случаю потери кормильца Субботиной Н.В. по состоянию на 1 января 2002 года может быть произведено только исходя из установленной на 31 декабря 2001 года пенсии по случаю потери кормильца.

Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с п.1 ст. 16 Закона в размере 225 рублей в месяц (на каждого члена семьи).

Таким образом, размер пенсии Субботиной Н.В. по состоянию на 01.01.2002 года, рассчитанный в соответствии с нормами, предусмотренными Законом, составляет ... рублей (... рублей - базовая часть, ... рублей - страховая часть), и расчет пенсии по СПК ответчиком произведен верно.

Кроме того, истец утверждает, что ответчиком не производилась индексация пенсии, однако, доказательств в подтверждение данных обстоятельств суду не представлено.

Из материалов пенсионного дела Субботиной Н.В. следует, что, начиная с Дата обезличена года и до Дата обезличена года, пенсия по СПК Субботиной Н.В. индексировалась в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с п.6 ст. 17 Закона размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

Кроме того, размер базовой части трудовой пенсии, наряду с индексацией, может, в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера, устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Из этого следует, что базовая часть трудовой пенсии может индексироваться в любые сроки либо быть установлена в твердом размере независимо от сроков проведения и размеров индексации страховой части трудовой пенсии.

Начиная с Дата обезличена имело место несколько индексаций как путем установления соответствующего коэффициента, так и с учетом установления базовой части в твердой сумме.

Для страховой части трудовой пенсии предусматривается индексация по смешанному типу: путем авансирования в течение года, исходя из уровня цен, и путем дополнительного увеличения с 1 апреля следующего года, исходя из роста доходов ПФР и роста среднемесячной заработной платы в стране за истекший год.

Судом проверен расчет сумм, подлежащих индексации, представленный ответчиком, и он является правильным.

С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Субботиной Н.В. следует отказать. Требования об отнесении судебных расходов на счет ответчика удовлетворению не подлежат на основании ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Субботиной Наталии Владимировне в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья Т.А. Фокина