Дело №2-2510/10
Изг. Дата обезличена
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль 05 августа 2010 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,
при секретаре Гамидовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смыслова Александра Ивановича к территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля, Правительству Ярославской области, Департаменту строительства Ярославской области, Управлению Федерального казначейства по Ярославской области о признании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам, распоряжения Главы Территориальной администрации мэрии города Ярославля об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконными, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Смыслов А.И. обратился в суд с указанным иском, требования мотивированы тем, что он вместе с женой Смысловой О.В., дочерью ФИО 2 и внуком Косаревым А.А. проживает в квартире по адресу: АДРЕС 1. Собственником квартиры является ФИО 2 Истец обратился в территориальную администрацию Кировского района г. Ярославля с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы территориальной администрации Кировского района Номер обезличен от Дата обезличена отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основанием отказа послужило намеренное ухудшение жилищных условий. Распоряжением Главы территориальной администрации Кировского района г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена ему отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Считает указанные документы незаконными, поскольку проживает в квартире общей площадью ... кв.м., что менее учетной нормы. Регистрация Дата обезличена Косарева А.А. собственником квартиры ФИО 2, не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Просит признать незаконными распоряжение главы территориальной администрации Кировского района г. Ярославля от Дата обезличена «Об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам Номер обезличен от Дата обезличена, Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при территориальной администрации Кировского района Номер обезличен от Дата обезличена в части отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Смыслова А.И. и Распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета» и отменить данные документы. Обязать территориальную администрацию Кировского района и Правительство Ярославской области признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Взыскать с территориальной администрации компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просит признать незаконными решение комиссии по жилищным вопросам при территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от Дата обезличена и распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам Номер обезличен от Дата обезличена. Обязать территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля признать Смыслова А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также обязать Правительство Ярославской области предоставить истцу меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде единовременной выплаты.
Представитель интересов истца Мельников О.В. исковые требования Смыслова А.И. поддержал с учетом уточнения, пояснил, что при обращении истца с заявлением в территориальную администрацию он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь квартиры, где он проживает на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы – 12 кв.м. на человека. То, что собственник квартиры, дочь истца ФИО 2 зарегистрировала в указанной квартире своего сына Косарева А.А., не может расцениваться как намеренное ухудшение со стороны истца своих жилищных условий. Истец является участником Великой Отечественной Войны и при его нуждаемости в улучшении жилищных условий вправе претендовать на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Представитель истца по доверенности Косарева Л.А. заявленные требования истца поддержала с учетом уточнений, пояснила, что регистрация Косарева А.А. в квартире была связана с тем, чтобы впоследствии он смог её наследовать. Он фактически проживал в указанной квартире, но был зарегистрирован в АДРЕС 2. Косарев А.А. после поступления в ... училище, в отпуске и по выходным находился в квартире со Смысловым А.И. и Смысловой О.В., своими бабушкой и дедушкой.
Третье лицо - Смыслова О.В. в судебном заседании пояснила, что истец является участником Великой Отечественной Войны и не пользовался мерами социальной поддержки со стороны государства. То, что они с мужем проживают в квартире дочери связано с тем, что дочь получила указанную квартиру от бабушки- матери мужа, другого жилья они с мужем не имеют. Внук – Косарев А.А. фактически проживает в указанной квартире, поскольку учился до Дата обезличена в ... училище в г. Ярославле и по выходным находился в данной квартире.
Представитель ответчика территориальной администрации Кировского района г. Ярославля и третьего лица – мэрии города Ярославля по доверенностям Зайцева И.В. исковые требования Смыслова А.И. не признала, пояснила, что выводы администрации о намеренных действиях по ухудшению жилищных условий Смыслова А.И. основываются на том, что в Дата обезличена Смысловым А.И. было подано заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако в связи с тем, что в квартире, где проживает истец, было зарегистрировано 3 человека и площадь на каждого члена семьи составила более учетной нормы, ему решением комиссии по жилищным вопросам от Дата обезличена было отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях. Впоследствии, с целью постановки на учет в качестве нуждающегося, собственником квартиры ФИО 2 был зарегистрирован Дата обезличена в квартире ее сын Косарев А.А., с тем чтобы площадь на всех членов семьи была меньше учетной норма – 12 кв.м. на человека. Указанное свидетельствует о совершении намеренных действий по ухудшению жилищных условий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Представитель ответчиков Правительства Ярославской области и Департамента строительства Ярославской области по доверенностям Антонова Г.А. исковые требования не признала, пояснила, что полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета наделен Департамент строительства Ярославской области, к данному лицу исковые требования не заявлены, поскольку истец считает, что меры социальной поддержки должны быть предоставлены именно Правительством Ярославской области, исходя из того, что Департамент строительства Ярославской области является структурным подразделением Правительства Ярославской области. Меры социальной поддержки предоставляются исходя из нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, территориальной администрацией формируются списки нуждающихся, которые впоследствии направляются в Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, сводный список формируется и направляется в Департамент строительства Ярославской области для предоставления соответствующих мер. Кроме того, меры предоставляются в порядке очередности, очередность определяется сроком постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области по доверенности Томашевская М.Б. исковые требования Смыслова А.И. не признала, пояснила, что в связи с тем, что меры социальной поддержки за счет федерального бюджета предоставляются через Департамент строительства Ярославской области, ни Министерство, ни Управление Федерального казначейства не задействованы в данных расчетах, указанные лица не являются надлежащими ответчиками по делу.
Третье лицо – Косарев А.А., извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении дела не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает что, требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом установлено, что истец Смыслов А.И. проживает в квартире своей дочери ФИО 2, расположенной по адресу: АДРЕС 1. на основании договора коммерческого найма от Дата обезличена (л.д. 18). Согласно регистрационного удостоверения от Дата обезличена р/н Номер обезличен собственником квартиры является ФИО 2(л.д.6)
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
На основании ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Утверждения ответчика – территориальной администрации Кировского района г. Ярославля о том, что с целью постановки на учет в качестве нуждающегося, ФИО 2 намеренно ухудшила жилищные условия истца, зарегистрировав своего сына Косарева А.А. в своей квартире, являются необоснованными, поскольку ФИО 2 как собственник квартиры реализовала одно из правомочий собственника, право распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению, предоставив право пользования квартирой своему сыну. Указанные действия ФИО 2 не противоречат закону и не могут рассматриваться как, намеренные, с целью постановки на учет Смыслова А.И., как нуждающегося в жилых помещениях.
Смыслов А.И. в свою очередь также не совершал действий с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, поскольку ФИО 2 были совершены действия, не требующие согласия истца.
Доказательств обратного ответчиком территориальной администрацией Кировского района г. Ярославля не представлено.
В данном случае заслуживают внимание доводы представителя истца Косаревой Л.А. о том, что Косарев А.А. фактически проживал в квартире и до регистрации, поскольку учился в ... училище.
Доводы представителя ответчика о том, что заявление Смысловым А.И. подавалось дважды, первый раз – Дата обезличена и после регистрация внука Косарева А.А. в квартиру Дата обезличена, Дата обезличена - второй раз, что свидетельствует о намеренности действий истца, в данном случае являются несостоятельными, поскольку могли быть учтены судом только в совокупности с другими доказательствами неправомерности действий истца, однако таких доказательств суду не представлено.
У суда имеются достаточные основания полагать, что отказ в признании Смыслова А.И. нуждающимся в жилых помещениях, по причине совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий, является неправомерным.
Вместе с тем, заявленные требования истца о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
На территории Ярославской области действует постановление Правительства Ярославской области от 11.01.2010 года № 1-П «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 года № 32».
Порядок распространяется на следующие категории граждан: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года; граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Согласно п. 2 указанного документа органы местного самоуправления ежегодно обновляют данные о гражданах, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, формируют и утверждают списки граждан, представляют их в департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
Списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируются органами местного самоуправления и юридическими лицами по форме, установленной департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, в хронологической последовательности исходя из даты постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области ежегодно в срок до 1 февраля текущего года направляет в органы местного самоуправления и в департамент строительства Ярославской области информацию о гражданах, включенных в сводный список граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа области и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года юридическими лицами, осуществлявшими такой учет.
В соответствии с п. 6 данного документа предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в абзаце четвертом пункта 1 Порядка, осуществляется один раз посредством приобретения гражданами жилых помещений в собственность или участия в долевом строительстве жилого помещения с компенсацией затрат в размере субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - субсидия) либо предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата).
Департамент строительства Ярославской области в 10-дневный срок после поступления из Федерального фонда компенсаций средств на предоставление мер социальной поддержки составляет и утверждает списки граждан, получающих меры социальной поддержки в текущем году.
В рамках п. 8 Порядка органы местного самоуправления на основании уведомления департамента строительства Ярославской области в месячный срок представляют в департамент строительства Ярославской области на каждого гражданина, претендующего на получение субсидии, заверенные копии следующих документов в 2-х экземплярах:- документов, удостоверяющих принадлежность гражданина к одной из категорий, указанных в пункте 1 Порядка, на момент его признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и на текущий момент;- свидетельства обязательного пенсионного страхования;- выписки из домовой книги по месту регистрации о составе семьи и о занимаемом жилом помещении; - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, на основании которого в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, с указанием наименования органа, выдавшего этот документ; - справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности;- акта проверки жилищных условий. В случае принятия гражданином решения о получении мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты, кроме указанных документов, гражданин представляет в органы местного самоуправления нотариально заверенное заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку.
Согласно п. 9 порядка Департамент строительства Ярославской области в течение одного месяца с момента представления документов, указанных в пункте 8 Порядка, осуществляет их проверку.
В случае отсутствия полного пакета документов или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, представленные документы направляются на доработку в соответствующий орган местного самоуправления. В случае представления полного пакета документов департамент строительства Ярославской области производит оформление свидетельства на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета (далее - свидетельство) или перечисление единовременной выплаты. Предоставление мер социальной поддержки гражданам, состоящим в списке граждан, получающих меры социальной поддержки в текущем году, осуществляется по мере представления соответствующим органом местного самоуправления полного пакета документов в соответствии с пунктом 8 Порядка.
В случае принятия решения о перечислении единовременной выплаты департамент строительства Ярославской области направляет копии документов, указанных в пункте 8 Порядка, в департамент финансов Ярославской области.
Департамент финансов Ярославской области в течение 10 рабочих дней с момента получения копий документов, указанных в пункте 8 Порядка, осуществляет проверку и санкционирование расходов.
Департамент строительства Ярославской области осуществляет перечисление единовременной выплаты с лицевого счета на счет гражданина, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, на законодательном уровне предусмотрен специальный порядок оформления и предоставления документов с целью получения мер социальной поддержки.
Исходя из поданного Смысловым А.И. заявления от Дата обезличена он обращается в территориальную администрацию Кировского района г. Ярославля, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с целью постановки его на учет, во втором заявлении в территориальную администрацию указывает свой статус как участника Великой Отечественной Войны, который подтверждается удостоверением Номер обезличен (л.д.7) и обращается с аналогичными требованиями, однако ни в первом, ни во втором случае, истец не указал, что он обращается в орган местного самоуправления в целью предоставления мер социальной поддержки.
Истцом не представлено доказательств тому, что в соответствии с закрепленным порядком он обращался в соответствующие органы для предоставления ему мер социальной поддержки, представлял соответствующие документы, и ему было отказано и его права нарушены, в связи с чем, требуется судебный порядок разрешения спора.
Кроме того, истец просит обязать Правительство Ярославской области предоставить ему меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты, которое исходя из вышеизложенного порядка, является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку не участвует в предоставлении указанных мер. Исходя из выше указанного, надлежащим ответчиком по делу является Департамент строительства Ярославской области.
В данном случае заслуживают внимание доводы ответчика Департамента строительства Ярославской области о том, что предоставление мер социальной поддержки истцу, минуя установленный порядок, нарушит права других лиц, очередность которых определяется сводным списком, с учетом срока постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Указанное приведет к нарушению прав граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее Смыслова А.И.
Требования истца о взыскании с территориальной администрации Кировского района г. Ярославля компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан. В других случаях, т.е. при нарушении имущественных прав граждан, компенсация морального вреда допускается, если это специально предусмотрено законом.
Применительно же к рассматриваемому случаю возможность взыскания с нарушителя денежной компенсации морального вреда законом прямо не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смыслова Александра Ивановича удовлетворить частично.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам при территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от Дата обезличена и распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам Номер обезличен от Дата обезличена, в части отказа Смыслову Александру Ивановичу в признании его нуждающимся в жилых помещениях, незаконными.
Обязать территориальную администрацию Кировского района мэрии г. Ярославля признать Смыслова Александра Ивановича нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.Н. Моисеева