дело о расторжении договора аренды земельного участка, вступило в законную силу 30.09.2010 года



Дело № 2-2421/2010

Изготовлено Дата обезличена

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

город Ярославль

27 августа 2010 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.А.,

при секретаре Федоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гваришвили Тенгиза Арнольдовича к мэрии города Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля об отмене постановления мэра и расторжении договора аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

Постановлением мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен согласовано предварительно ОАО «Яроблстройзаказчик» место размещения 9-этажного жилого дома с инженерными коммуникациями на земельном участке общей площадью 3 000 кв.м., расположенном напротив дома по АДРЕСУ1, и данный земельный участок предоставлен ОАО «Яроблстройзаказчик» для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома с инженерными коммуникациями на праве аренды сроком на 3 года.

Дата обезличена на основании постановления мэра от Дата обезличена Номер обезличен между КУМИ мэрии города Ярославля и ОАО «Яроблстройзаказчик» заключен договор аренды Номер обезличен находящегося в государственной собственности земельного участка общей площадью 3 000 кв.м. из земель поселений с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по АДРЕСУ1. Согласно договору аренды земельный участок предоставляется для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома с инженерными коммуникациями, срок аренды устанавливается с Дата обезличена по Дата обезличена, то есть на три года.

В день заключения договора аренды земельного участка арендодатель (КУМИ мэрии города Ярославля) сдал, а арендатор (ОАО «Яроблстройзаказчик») принял земельный участок, о чем сторонами составлен акт приема-передачи земельного участка.

Постановлением мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен внесены изменения в постановление мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении земельного участка ОАО «Яроблстройзаказчик» для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома напротив дома по АДРЕСУ1» Данным постановлением уточнена площадь земельного участка с 3000 кв.м. на 1626 кв.м.

На основании данного постановления мэра дополнительным соглашением Номер обезличен от Дата обезличена к договору Номер обезличен от Дата обезличена аренды находящегося в государственной собственности земельного участка внесены изменения в договор аренды в части указания площади предоставляемого земельного участка – 1626 кв.м.

Постановлением мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен внесены изменения в постановление мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен, название изложено в следующей редакции: «О предоставлении земельного участка ОАО «Яроблстройзаказчик» для строительства 9-этажного жилого дома напротив дома по АДРЕСУ1 с предварительным согласованием места размещения объекта». Кроме того, исключены слова «проектирования и» и «сроком на 3 года».

Дополнительным соглашением Номер обезличен от Дата обезличена к договору Номер обезличен от Дата обезличена аренды земельного участка срок аренды земельного участка установлен с Дата обезличена по Дата обезличена.

Постановлением мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен в постановление мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен внесены изменения, исключены слова «9-этажного», ОАО «Яроблстройзаказчик» необходимо выполнить мероприятия, связанные с государственным кадастровым учетом земельного участка.

Истец Гваришвили Т.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением, в котором просит постановление мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении земельного участка ОАО «Яроблстройзаказчик» для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома напротив дома по АДРЕСУ1» (в редакции постановления от Дата обезличена Номер обезличен) отменить; расторгнуть договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от Дата обезличена Номер обезличено. В обоснование иска указал, что является старостой дома по АДРЕСУ1. Первоначально согласно акту выбора земельный участок предоставлялся для реконструкции квартала с первоочередным размещением жилого дома. В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросу планировки территории должны проводиться публичные слушания с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта её планировки и проекта её межевания. Согласно результатам общественного обсуждения, состоявшегося в ... года проект реконструкции квартала, разработанный ОАО «Яроблстройзаказчик» не был поддержан большинством жителей. В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ граждане имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, связанных с предоставлением земельных участков для строительства. Жителями домов по АДРЕСУ1, АДРЕСУ2 и АДРЕСУ3 было направлено коллективное письмо в органы местного самоуправления о не согласии с предоставлением земельного участка для строительства. В ... году повторно были проведены публичные слушания по проекту реконструкции квартала. Согласно протоколу Номер обезличен от Дата обезличена результатом слушаний стало одобрение проекта реконструкции (с учетом выполнения социально-адаптивных условий его реализации). Истец полагает, что повторные слушания были проведены с нарушением требований законодательства, поскольку опрос среди жильцов домов, права которых будут нарушены строительством жилого дома, то есть проживающих в непосредственной близости места предполагаемого строительства, не проводился. Жители дома по АДРЕСУ1 в данном опросе участия не принимали. Кроме того, истец полагает, что договор аренды земельного участка заключен неправомерно, с нарушением действующего законодательства, поскольку срок аренды составляет не три года, а 5 лет. Указывает, что строительство нового дома предполагает перенос детской площадки в пределах территории квартала, однако, аналогичного размера участка на территории двора не имеется, и детям негде будет проводить досуг. Строительство дома будет происходить в непосредственной близости от территории детского сада, буквально примыкающей к земельному участку, предоставленному для строительства жилого дома. Кроме того, предоставленный ОАО «Яроблстройзаказчик» земельный участок под строительство жилого дома длительное время не осваивается, не используется в соответствии с разрешенным использованием и в силу ст. 46 ЗК РФ аренда должна быть прекращена.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Таланова М.В. исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные тексту искового заявления, дополнительно пояснили, что проектная документация объекта капитального строительства не соответствует действующему законодательству, земельный участок, предоставляемый под строительство жилого дома недостаточен для размещения дома с необходимой сопутствующей инфраструктурой, в проекте имеются множественные нарушения норм и правил планировки и застройки.

Представитель ответчика мэрии города Ярославля и Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля по доверенностям Гусаров О.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв на иск, дал пояснения аналогичные тексту отзыва (л.д. 78-79).

Третьи лица Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, МУ «Агентство по аренде земельных участков» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили отзывы на иск, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие их представителей (л.д. 82, 88).

Представители третьего лица ОАО «Яроблстройзаказчик» по доверенностям Гонгина Л.Б. и Коновалов В.С. в судебном заседании исковые требования полагали необоснованными, представили отзыв, доводы которого поддержали, просили в иске отказать, в том числе за пропуском срока обращения в суд с подобными требованиями (л.д. 184-188).

Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что является матерью истца, проживает в доме по АДРЕСУ1. О публичных слушаниях в ... и ... годах ей стало известно от соседей, сама в них не участвовала. Знает, что большинство соседей проголосовало «против» строительства нового жилого дома в их дворе.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 показала суду, что является лицом в ДОЛЖНОСТИ1 ОРГАНИЗАЦИИ1. По договору с ОАО «Яроблстройзаказчик» в ... и ... годах проводились общественные обсуждения по четырем этапам: 1. по месту выбора будущей площадки; 2. социологический опрос; 3. поквартирное семейное обсуждение; 4. информирование населения о результатах опроса. На третьем этапе опроса жители могли обсуждать материалы, представленные им на изучение: буклеты о будущем строительстве, информационный бюллетень, схему размещения проектируемого объекта. После изучения всей представленной информации жители соседних домов заполняли индивидуальный протокол. Указала, что данные обсуждения носят рекомендательный характер. В ... году в слушаниях принимало участие 60,1 % жителей, то есть 1066 человек, из них 58,1 % подписали индивидуальный протокол. Уровень поддержки составил 22,5 % безоговорочно и 13,9 % на определенных условиях. Жители квартиры Номер обезличен дома по АДРЕСУ1 отказались от заполнения протокола. В ... году проводился по инициативе ОАО «Яроблстройзаказчик» социальный опрос жителей соседних домов, целью которого было уточнить перечень социально-адаптивных условий при строительстве жилого дома и отражении данных пожеланий при согласовании проекта объекта строительства. В данном опросе приняли участие 76 % населения соседних домов, уровень поддержки составил 42,6 %, «против» проголосовали около 38 %. Публичных слушаний, которые проводились в ... году, было достаточно согласно Градостроительному кодексу РФ.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 в судебном заседании показала, что является главным инженером проекта жилого дома, данный проект выполнен в соответствии со всеми строительными и санитарными нормами, соблюдается естественная освещенность у близлежащих домов. Земельный участок соответствует градостроительному плану, на нем предусмотрены физкультурная, игровая, хозяйственная площадки, площадка для отдыха. Напор воды также будет соответствовать нормам, учитывалось давление тепловой сети. Предполагается реконструкция изношенной теплотрассы, а также восстановление ливневой канализации. Площадь игровых площадок для детей составляет 150,5 кв.м., что также соответствует нормам. Взамен старой площадки будет организована новая.

Свидетель ФИО4, допрошенный в судебном заседании показал, что работает в ОРГАНИЗАЦИИ2 в ДОЛЖНОСТИ2, Дата обезличена к ним в организацию обратились жители дома по АДРЕСУ1 с просьбой провести независимую оценку и выявление нарушений при размещении 9-этажного жилого дома в их дворе. Им совместно с другими сотрудниками ОРГАНИЗАЦИИ2 произведен анализ представленных документов по размещению 9-этажного жилого дома в квартале ограниченном УЛИЦЕЙ1, УЛИЦЕЙ2, УЛИЦЕЙ3, УЛИЦЕЙ4. При исследовании он руководствовался СНиПами, Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Техническими регламентами. Согласно заключению специалиста по размещению многоэтажного жилого дома с инженерными коммуникациями по АДРЕСУ1 рассматриваемый участок для строительства жилого дома недостаточен для размещения дома с необходимой сопутствующей инфраструктурой; имеющиеся в проекте множественные нарушения норм и правил планировки и застройки, ставят под сомнение правомерность выдачи положительного заключения по проекту Государственной экспертизой в строительстве; данный объект не может быть размещен на выделенном земельном участке, так как площади вышеуказанного земельного участка недостаточно для размещения данного многоквартирного жилого дома. Нарушения при проектировании строительства жилого дома выражаются в том, что все необходимые по нормативам площадки (игровые, физкультурные, для отдыха, для хозяйственных целей, стоянка автомобилей) расположены за пределами выделенного земельного участка. Кроме того, расстояние от автостоянок с числом машиномест менее 10, до детских и образовательных учреждений, площадок отдыха, игр и спорта должно быть не менее 25 м, причем расстояния определяются от границ автостоянок открытого типа, до границ участков дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования установлено, что данные нормативы не соблюдаются, так в представленном проекте расстояние от проектируемой автостоянки на 5 машиномест до границы участка детского сада и игровых площадок составляет 5,5-6,0 м. Также им выявлено нарушение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, а именно в проекте подъезд пожарных автомобилей с северной стороны невозможен по существующим газонам. Проект предусматривает площадь детских, игровых площадок и площадок для отдыха и минимально обеспечивает часть домов, прилегающих к строящемуся.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что в ... году она принимала участие в публичном слушании по поводу реконструкции квартала, подписала в протоколе опроса «против». Ей известно, что все жители дома по АДРЕСУ1 подписали «против», за исключением одной соседки. Во дворе находится игровая детская площадка, детей во дворе много и в случае строительства нового дома, детям негде будет играть, места для площадки не будет. Жители дома по АДРЕСУ1 неоднократно ходили на прием к мэру города, обращались в различные инстанции с жалобами, результатов положительных не последовало. Она лично обращалась к мэру города Ярославля, и он обещал ей, что строительства дома не будет. Сейчас на месте детской площадки вырыты колодцы, асфальт. Рядом сделали подобие игровой площадки, поставили качели, лавочку и все. Кроме того, в результате строительства дома проезжая часть будет очень близко к домам, будут опасения за жизнь и здоровье детей, срубят деревья.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показал, что о строительстве дома узнал в ... году, когда проводили опрос жителей домов, приходили девушки, раздавали анкеты. В данном опросе он принимал участие. Однако, тогда разговор шел не о строительстве дома, а о реконструкции квартала, замене старых площадок на новые и о другом дворовом благоустройстве и так как у него двое детей, он дал согласие на реконструкцию. В ... году о проведении публичных слушаний ему ничего не известно, в опросе он участия не принимал, ни в каких анкетах и протоколах не расписывался. Узнал о строительстве нового жилого дома от соседей, против данного строительства возражает. Во дворе имеется игровая детская площадка, куда приходят дети со всех близлежащих домов и проводят досуг, в случае строительства данная площадка будет ликвидирована и альтернативы ей не будет, так как нет земельного участка аналогичного по площади.

Выслушав стороны, оценив показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Часть 3 ст. 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В силу ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Согласно пункту 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Данная норма закона не предусматривает встречных прав населения, то есть мнение населения по данному вопросу носит рекомендательный характер.

Судом установлено, что в ... году данное информирование населения имело место, что подтверждается письменными материалами дела, показаниями свидетеля ФИО2, оснований не доверять показаниям которой у суда не имеется, поскольку её показания логичны, последовательны и основаны на представленных суду письменных доказательствах (протоколах опросов, анкетах, информационных бюллетенях). Кроме того, истец в судебном заседании не оспаривал факт опроса населения как в ... году, так и в ... году. В ... году в целях уточнения характера и перечня социально-адаптивных мероприятий был проведен социологический опрос жителей домов, включенных в зону социально-психологического факторного воздействия.

В ... году обсуждение проекта было проведено в соответствии с положением «О порядке реализации права граждан, их объединений на участие в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории города Ярославля», утв. постановлением мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен, которое в настоящее время утратило законную силу.

Таким образом, все предусмотренные действующим законодательством требования при предоставлении земельного участка для строительства органом местного самоуправления – мэрией города Ярославля соблюдены.

Пункт 17 ст. 46 ГрК РФ определяет порядок подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа. При этом предусматривается, что для подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа по заявлениям физических и юридических лиц не требуется проведения процедур, связанных с подготовкой, обсуждением посредством публичных слушаний и утверждением документации по планировке территории, определенных ч.ч.1-16 ст. 46 ГрК РФ.

Ст. 44 ГрК РФ определяет порядок подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Приказом директора Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен утвержден градостроительный план земельного участка Номер обезличен.

Статья 51 ГрК РФ предусматривает порядок выдачи разрешений на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В настоящее время разрешения на строительство ОАО «Яроблстройзаказчик» не выдано.

В силу ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2007 г. N 728-а «О создании государственного автономного учреждения Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» и внесении изменения в постановление Администрации области от 03.10.2001 года №141» с 1 января 2008 года создано государственное автономное учреждение Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ярославской области "Государственная вневедомственная экспертиза в строительстве" и утвержден Устав государственного учреждения Ярославской области "Государственная вневедомственная экспертиза в строительстве" в новой редакции.

Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является осуществление на территории Ярославской области полномочий в сфере организации и проведения государственной экспертизы документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, переданных Российской Федерацией в соответствии с действующим законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Целями деятельности Учреждения являются: - предотвращение создания на территории Ярославской области объектов, строительство и эксплуатация которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил; - проведение на территории Ярославской области деятельности, направленной на повышение качества проектирования и строительства; - обобщение результатов государственной экспертизы градостроительной документации, проектной документации, результатов инженерных изысканий на территории Ярославской области, анализ качественного уровня проектирования и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию изыскательской, проектной и строительной деятельности, ее нормативной базы и методологии государственной экспертизы; - изучение и систематизация передового опыта изыскательской деятельности, проектирования, строительства, государственной экспертизы градостроительной документации, проектной документации и результатов инженерных изысканий, распространение этого опыта на территории Ярославской области (п. 2.3).

Материалами дела установлено, что Дата обезличена ОАО «Яроблстройзаказчик» получило положительное заключение государственной экспертизы Номер обезличен на объект капитального строительства - многоэтажный жилой дом с инженерными коммуникациями по АДРЕСУ1.

Положительное заключение государственной экспертизы подписано начальником отдела комплексной технической экспертизы и утверждено директором Учреждения.

Вышеуказанное положительное заключение дано по проектной документации и результатам инженерных изысканий, в том числе по соответствию проекта санитарным и противопожарным правилам.

В судебном заседании свидетель ФИО3, являющаяся главным инженером проекта жилого дома, пояснила, что данный проект выполнен в соответствии со всеми строительными и санитарными нормами, соблюдается естественная освещенность у близлежащих домов. Земельный участок соответствует градостроительному плану, на нем предусмотрены физкультурная, игровая, хозяйственная площадки, площадка для отдыха. Напор воды также будет соответствовать нормам, учитывалось давление тепловой сети. Предполагается реконструкция изношенной теплотрассы, а также восстановление ливневой канализации. Площадь игровых площадок для детей составляет 150,5 кв.м., что также соответствует нормам. Взамен старой площадки будет организована новая.

Конфигурация, размеры здания в плане, высота и его размещение разработаны с учетом санитарных нормативов.

Поскольку площадь земельного участка не обеспечивает возможность организации дворового благоустройства, проектом разработано комплексное внеплощадочное благоустройство территории квартала на землях, принадлежащих городу Ярославлю – для размещения междворовых площадок – игровых, спортивных, детских, с выполнением асфальтирования, озеленения, освещения и прочего благоустройства.

Из экспликации здания, на территории, которая прилегает к строящемуся дому, проектируются газоны, автостоянка, детские игровые площадки, физкультурная площадка, хозяйственная площадка, площадка для отдыха, площадка для мусороконтейнеров.

Таким образом, утверждение истца, а также показания свидетелей ФИО1, ФИО5, ФИО6 о том, что в случае строительства нового дома детская игровая площадка будет ликвидирована и не будет создана новая, опровергаются письменными материалами дела, проектом строительства объекта.

Суд считает недопустимым доказательством представленное истцом заключение независимого специалиста от Дата обезличена, поскольку в силу п. 6 ст. 49 ГрК РФ не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

В данной части суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО4, поскольку государственная экспертиза выполнена уполномоченным государственным органом, и оснований сомневаться в ней у суда не имеется.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК РФ).

В судебном заседании установлено, что о постановлении мэра города Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен истцу стало известно в ... году.

В связи с чем суд полагает, что истцом пропущен процессуальный срок обращения в суд с требованием о признании постановления мэра незаконным и его отмене.

Суд считает, что оснований для расторжения договора аренды земельного участка не имеется.

Статьей 22 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).

Постановлением мэрии города Ярославля от 18 октября 2006 г. N 3678 «О порядке оформления договоров аренды земельных участков» арендодателем земельных участков выступает управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля.

В силу п. 8 постановления срок аренды земельного участка определяется в договоре аренды управлением земельных ресурсов мэрии по соглашению с арендатором с учетом следующих особенностей. При предоставлении земельных участков для строительства без проведения торгов срок аренды определяется: три года - для строительства одного объекта недвижимости, до пяти лет - при строительстве нескольких объектов недвижимости, десять лет - при строительстве гражданином индивидуального жилого дома.

Судом установлено, что Дата обезличена на основании постановления мэра от Дата обезличена Номер обезличен между КУМИ мэрии города Ярославля и ОАО «Яроблстройзаказчик» заключен договор аренды Номер обезличен находящегося в государственной собственности земельного участка общей площадью 3 000 кв.м. из земель поселений с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по АДРЕСУ1. Согласно договору аренды земельный участок предоставляется для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома с инженерными коммуникациями, срок аренды устанавливается с Дата обезличена по Дата обезличена, то есть на три года. Данный договор прошел государственную регистрацию.

В день заключения договора аренды земельного участка арендодатель (КУМИ мэрии города Ярославля) сдал, а арендатор (ОАО «Яроблстройзаказчик») принял земельный участок, о чем сторонами составлен акт приема-передачи земельного участка.

Таким образом, нарушений при заключении договора аренды земельного участка не имеется.

В дальнейшем в договор аренды вносились изменения в части площади земельного участка и срока действия договора аренды.

Дополнительным соглашением Номер обезличен от Дата обезличена к договору Номер обезличен от Дата обезличена аренды земельного участка срок аренды земельного участка установлен с Дата обезличена по Дата обезличена.

Данные изменения условий договора аренды земельного участка не противоречат нормам гражданского законодательства и постановлению мэра Номер обезличен, поскольку в случае окончания срока действия договора аренды управление земельных ресурсов мэрии может заключить договор аренды на новый срок (продлить срок действия договора) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации.

Более длительные сроки аренды земельного участка могут устанавливаться в постановлении мэра о предоставлении земельного участка.

На основании изложенного, договор аренды земельного участка заключен в соответствии с нормами Земельного и Гражданского кодексов РФ.

В соответствии со ст. 46 аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Суд считает, что проектирование и строительство многоэтажного жилого дома является многоэтапным процессом, включающим в себя выбор земельного участка, предоставление земельного участка, подготовку проектной документации, получение согласований компетентных органов, заключения государственной экспертизы, разрешения на строительство и т.д., что может повлечь за собой длительное неиспользование данного земельного участка для строительства.

Однако, расторжение договора аренды в случае неиспользования земельного участка в течение трех лет, является правом, а не обязанностью арендодателя и суд не может обязать стороны расторгнуть договор аренды при отсутствии иных нарушений, допущенных при заключении такого договора.

Иных нарушений заключения договора аренды земельного участка судом не установлено.

Кроме того, истец не является стороной договора аренды земельного участка и не вправе его обжаловать, поскольку вопросы о правах на названный объект и о заключенности договора аренды не затрагивают его прав и обязанностей.

Таким образом, правовых оснований для признания незаконным постановления мэра города Ярославля и расторжения договора аренды земельного участка не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гваришвили Тенгиза Арнольдовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

Т.А.Фокина