дело об оспаривании решения гор. жилищной комиссии, вступило в законную силу 14.10.2010 года



Дело № 2-2570 /2010

Изгот.Дата обезличена

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

25 августа 2010 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Молоковской Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анисимова Евгения Львовича к мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о признании незаконными решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы» от Дата обезличена (протокол Номер обезличен) и приказа директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

Анисимов Е.Л. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, уволен с военной службы в Дата обезличена по .... Календарная выслуга на момент его увольнения с военной службы составила ... года ... месяцев. На момент увольнения Анисимов Е.Л. жильем обеспечен не был.

Руководствуясь положениями статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» Анисимов Е.Л. представил в Военный комиссариат Ярославской области документы, необходимые для постановки его на очередь для получения жилья в г. Ярославле. Согласно постановлению Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 Военный комиссариат Ярославской области был должен передать представленные ему документы на рассмотрение в мэрию г. Ярославля, однако это сделано не было.

Указанное бездействие Военного комиссариата Ярославской области было обжаловано Анисимовым Е.Л. в судебном порядке.

Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 24 декабря 2009 года (дело № 2-3400/09) Анисимову Е.Л. в иске было отказано. Настоящее судебное решение вступило в законную силу.

Основанием для отказа Анисимову Е.Л. в иске послужил вывод суда о пропуске истцом срока для обращения в суд, а также неисполнимость заявленного Анисимовым Е.Л. требования об обязании Военного комиссариата передать в мэрию г. Ярославля документы, представленные истцом в военный комиссариат в Дата обезличена. При этом судом было отмечено право Анисимова Е.Л. на обращение в суд с самостоятельным иском непосредственно к мэрии г. Ярославля по вопросу реализации предусмотренного Законом РФ «О статусе военнослужащих» права на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий с постановкой на соответствующий учет.

В связи с чем, Анисимов Е.Л. Дата обезличена обратился в мэрию г. Ярославля с заявлением о постановке его на очередь для получения жилья, как военнослужащего, уволенного с военной службы, представив документы, подтверждающие наличие у него соответствующего права.

Однако, приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена, со ссылкой на решение городской комиссии от Дата обезличена, Анисимову Е.Л. в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих было отказано. В обоснование отказа приведены положения пункта 16 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г..

Считая решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы» от Дата обезличена (протокол Номер обезличен) в отношении Анисимова Е.Л и приказ директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих Анисимову Е.Л.» незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Анисимов Е.Л. обжаловал их в судебном порядке.

Кроме того, в целях защиты своего нарушенного права, просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать мэрию г. Ярославля принять истца на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Анисимов Е.Л. заявленные требования поддержал, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении (л.д. 5-10).

Представитель ответчиков: мэрии г. Ярославля и Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля – Велитченко С.Н., действующий на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований Анисимова Е.Л. возражал, указав, что в соответствии с п. 16 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, органы местного самоуправления регистрируют и ставят на учет на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Таким образом, непосредственное обращение военнослужащих в органы местного самоуправления по вопросу признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий с постановкой на соответствующий учет указанным нормативным актом не предусмотрено. Более того, ввиду отсутствия в представленных Анисимовым Е.Л. документах справки о неиспользовании им права на приватизацию жилого помещения, предусмотренной п. 32 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы…

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Анисимовым Е.Л. требований и удовлетворяет их ввиду следующего.

Судом установлено, что Анисимов Е.Л. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, уволен с военной службы в Дата обезличена по .... Календарная выслуга на момент его увольнения с военной службы составила ... года ... месяцев. На момент увольнения Анисимов Е.Л. жильем обеспечен не был.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент увольнения Анисимова Е.Л. с военной службы) военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Согласно п. 4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

В силу п. 9 указанных Правил… военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей, направляемому через военные комиссариаты (п. 14 Правил).

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

При этом, в настоящих Правилах под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ч. 2 п. 1 Правил учета военнослужащих…).

Поскольку Анисимов Е.Л. после его увольнения с военной службы в Дата обезличена военнослужащим не является, требование ответчиков о подаче им заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий через Военный комиссариат Ярославской области является неправомерным, тем более, что в силу п. 9 Правил учета военнослужащих… граждане, уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по их личному заявлению.

Кроме того, суд отмечает отсутствие установленного Правилами учета военнослужащих… запрета на непосредственное обращение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в органы местного самоуправления по вопросу реализации своего права, на предоставление жилого помещения.

Вместе с тем, решением городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы» от Дата обезличена (протокол Номер обезличен) Анисимову Е.Л. отказано в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, поскольку, в силу п.п. 14, 16 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, ходатайство о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащими постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена Анисимову Е.Л. отказано в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих со ссылкой на п. 16 Правил учета военнослужащих…

Суд отмечает, что указанными правовыми актами нарушаются права и законные интересы Анисимова Е.Л. на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий с постановкой на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения.

Статьями 12, 13 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем признания недействительным правового акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Таким образом, признание правового акта недействительным возможно при наличии двух условий: незаконности правового акта и нарушения указанным правовым актом прав и охраняемых законом интересов гражданина (организации). Отсутствие одного из указанных условий признание правового акта недействительным не влечет.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, если указанным решением нарушены их права и свободы. К решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд отмечает, что в результате принятия оспариваемых Анисимовым Е.Л. правовых актов органа местного самоуправления были нарушены права гражданина, а также созданы препятствия к их осуществлению.

Таким образом, требования заявителя о признании незаконными решения городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы» от Дата обезличена (протокол Номер обезличен) в отношении Анисимова Е.Л. и приказа директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих Анисимову Е.Л.» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Защита нарушенных прав Анисимова Е.Л. в рассматриваемом случае предполагает признание истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с последующей его постановкой органом местного самоуправления на соответствующий учет.

В силу п. 6 Правил учета военнослужащих… нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

При этом, отсутствие у указанных лиц жилой площади является основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 7 Правил учета военнослужащих…).

Анисимов Е.Л. данным требованиям соответствует, поскольку уволен с военной службы в Дата обезличена по .... Календарная выслуга на момент его увольнения с военной службы составляла ... года ... месяцев. На момент увольнения Анисимов Е.Л. жильем обеспечен не был, как не обеспечен им и в настоящее время. Указанные обстоятельства представителем ответчиков не оспаривалось.

Согласно п. 17 Правил учета военнослужащих… документами, необходимыми для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, являются:

- заявление на имя главы муниципального образования;

- выписка из личного дела о составе семьи;

- выписка из домовой книги;

- копия финансового лицевого счета;

- выписка из приказа об увольнении;

- выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;

- справка об отсутствии забронированной жилой площади;

- справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;

- справка финансовых органов части о неполучении социальных выплат.

Анисимовым Е.Л. указанные документы представлены.

Доводы представителя ответчиков со ссылкой на п. 32 Правил учета военнослужащих…, что истцом также должна быть представлена справка о неиспользовании Анисимовым Е.Л. права на приватизацию жилого помещения, суд считает несостоятельными.

В силу положений п. 32 Правил учета военнослужащих… гражданин, уволенный с военной службы, должен представить в орган местного самоуправления:

- паспорта (свидетельства о рождении) или заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер;

- справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти (для военнослужащих Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - справка командования части);

- справки об отсутствии забронированного и приватизированного жилья, о снятии с регистрационного учета по месту пребывания или документы о выписке с прежнего места жительства всех членов семьи;

- военный билет гражданина, которому предоставляется жилье.

Вместе с тем, указанные документы подлежат представлению в орган местного самоуправления уже на стадии выделения жилого помещения, а не признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Более того, из представленных истцом справок ОРГАНИЗАЦИЯ 1 и ОРГАНИЗАЦИЯ 2 (л.д. 19, 20) следует, что Анисимов Е.Л. собственником объектов недвижимого имущества на территории Ярославской области не является. Указанная информация включает в себя и сведения об отсутствии у Анисимова Е.Л. приватизированного жилья.

В связи с чем, у органа местного самоуправления имелись основания для признания Анисимова Е.Л. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Анисимова Евгения Львовича удовлетворить.

Признать незаконным решение городской комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы» от Дата обезличена (протокол Номер обезличен) в отношении Анисимова Е.Л.

Признать незаконным приказ директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих Анисимову Е.Л.».

Признать Анисимова Евгения Львовича нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать мэрию г. Ярославля принять Анисимова Евгения Львовича на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

А.В. Мухин