дело о предоставлении жилого помещения, решение вступило в законную силу 18.10.2010 года



Дело № 2-2116 /2010

Изгот.Дата обезличена

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

город Ярославль

30 августа 2010 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Молоковской Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусаровой Галины Павловны, Чинкова Бориса Александровича, Чинкова Александра Борисовича к мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения,

установил:

Гусарова Г.П., Чинков Б.А., Чинков А.Б. обратились в суд с исковым заявлением к мэрии города Ярославля, в котором просят обязать ответчика представить им на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение в городе Ярославле по норме предоставления, установленной в городе Ярославле, то есть, общей площадью не менее 51 квадратного метра, по договору социального найма.

В обоснование исковых требований ссылались на то, что с Дата обезличена состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по месту работы Гусаровой Н.П. – в ОАО «Ярославский радиозавод», с Дата обезличена их семья является первой в очереди на получение жилья. Однако после приватизации государственного предприятия «Ярославский радиозавод» жилищное строительство, осуществляемое предприятием за счет государственных капитальных вложений, было прекращено в связи с финансовыми трудностями и истцы до настоящего времени жильем не обеспечены. Между тем, считают, что поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у них с Дата обезличена, то в настоящее время они сохраняют свое право на получение жилого помещения как нуждающиеся в жилье и являются первыми по очереди, поэтому заявляют требования к органу местного самоуправления о предоставлении им жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ.

Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании Гусарова Г.П. исковые требования поддержала, пояснила, что встала на учет на получение жилого помещения в Дата обезличена по месту работы, считает, что с этого момента была признана нуждающейся в жилом помещении, в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращалась, полагая, что уже стоит в очереди на получение жилья.

В судебном заседании представитель истцов – Правдухина Е.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные тексту искового заявления, отметила, что истцы были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата обезличена, поэтому за ними сохраняется право на получение жилья по договору социального найма по той очереди, в которой они стоят.

Представитель ответчика – мэрии г. Ярославля – Велитченко С.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время нет оснований для предоставления истцам жилого помещения мэрией г. Ярославля, поскольку они не признаны органом местного самоуправления нуждающимися и малоимущими, нуждающейся в улучшении жилищных условий Гусарова Г.П. была признана по месту работы, по вопросу постановки ее на учет по месту жительства Гусарова Г.П. не обращалась, в Едином списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Ярославле истцы не состоят.

Представитель Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, - Черная Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указано, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу ст. 31 ЖК РСФСР производилось по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Гусарова Г.П. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, в Едином списке лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005 года, в Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля истцы не состоят, по вопросу их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства истцы не обращались, малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 49-52 ЖК РФ истцы не признавались, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

ОАО «Ярославский радиозавод», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило письменный отзыв на иск, согласно которому третье лицо возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истцами не соблюден досудебный порядок предоставления жилого помещения, установленный жилищным законодательством: истцы не обращались в орган местного самоуправления с заявлением о признании их нуждающимися в жилом помещении, по месту жительства на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, они не состоят, поэтому их требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма заявлены необоснованно.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, с Дата обезличена истица Гусарова Г.П. вместе с членами своей семьи: Чинковым Б.А. и Чинковым А.Б. стоит на очереди для улучшения жилищных условий работников ОАО «Ярославский радиозавод», с Дата обезличена является первой по указанной очереди. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено.

На учет Гусарова Г.П. была поставлена в порядке, предусмотренном ст. 30 ЖК РСФСР, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утв. решением исполкома областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов Ярославской области № 65 от 27.02.1989 года.

Суд отмечает, что согласно ст. 30 ранее действовавшего ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Таким образом, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли состоять на учете одновременно как по месту жительства, так и по месту работы.

В соответствии со статьей 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Как следует из смысла указанной статьи, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, подразумевал соответствующий учет по конкретному предприятию, учреждению, организации.

Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, признанным нуждающимися у улучшении жилищных условий по месту работы, лежала на предприятиях, учреждениях, организациях, в которых гражданин работал и которыми был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения данным гражданам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

Между тем, как следует из материалов дела, предприятие до настоящего времени жилым помещением истцов не обеспечило. Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28.07.2009 г., вступившим в законную силу, Гусаровой Г.П., Чинкову Б.А., Чинкову А.Б. в удовлетворении исковых требований к ОАО «Ярославский радиозавод» о предоставлении жилого помещения в собственность было отказано. При рассмотрении указанного гражданского дела, судом было установлено, что ОАО «Ярославский радиозавод» не располагает жилыми помещениями государственного либо муниципального жилищного фонда и не является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, не обязан предоставлять истцам квартиру.

В рамках настоящего гражданского дела истцы обратились в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ярославля о возложении на данный орган местного самоуправления обязанности по предоставлению им жилого помещения на условиях социального найма.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма государственного или муниципального жилищного фонда является одним из способов обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. В соответствии с положениями частей 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в установленном порядке предоставляются нуждающимся в жилых помещениях малоимущим гражданам.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении.

Таким образом, по договору социального найма жилое помещение предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.

Согласно требованиям жилищного законодательства предоставлению жилой площади в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма предшествует постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включение их в списки очередности на получение жилых помещений.

Между тем, из представленных в материалы дела документов и пояснений Гусаровой Г.П. в судебном заседании, следует, что истцы перед уполномоченными органами местного самоуправления вопрос о реализации своего права по обеспечению жилым помещением по договору социального найма не ставили, с заявлением о принятии их на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления до последнего времени не обращались. Малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.ст. 49-52 ЖК РФ истцы не признаны.

Более того, в Едином списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии города Ярославля до 01.03.2005 года, истцы не состоят.

При таких обстоятельствах, у мэрии города Ярославля обязанность по предоставлению жилого помещения истцам не возникла, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют. Нереализованное по вине Ярославского радиозавода (государственного предприятия) право истцов на улучшение их жилищных условий не влечет возникновение обязанности по предоставлению истцам жилого помещения у органа местного самоуправления, поскольку, как было отмечено судом, обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма распространяется в отношении граждан, принятых на соответствующий учет органами местного самоуправления.

При этом, предоставление жилья должно производиться согласно существующей очередности, исходя из времени постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, суд отмечает отсутствие у истцов права на предоставление им жилого помещения во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно информации Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля (письмо от Дата обезличена Номер обезличен) в Едином списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в Территориальной администрации Фрунзенского района мэрии города Ярославля до 01.03.2005 года, значатся 13 человек, признанных нуждающимися в период с Дата обезличена по Дата обезличена, т.е. – до признания Гусаровой Г.П. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Ярославским радиозаводом.

Таким образом, предоставлением истцам жилого помещения без соблюдения существующей очередности будут нарушены требования ст. 57 ЖК РФ.

Предоставление истцам жилого помещения в судебном порядке с соблюдением существующей очередности также не представляется возможным, поскольку судебная защита права гражданина предполагает нарушение данного права на момент рассмотрения спора судом.

Между тем, судом нарушения права истцов на предоставление им органами местного самоуправления жилого помещения на условиях социального найма не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Гусаровой Галине Павловне, Чинкову Борису Александровичу, Чинкову Александру Борисовичу в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

А.В.Мухин