Дело № 2-3270/2010
Изг. Дата обезличена
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерациигород Ярославль | 11 октября 2010 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Парменычевой М.В.,
при секретаре Ершовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Сергея Валентиновича к Департаменту строительства Ярославской области о возложении обязанности предоставить доплату социальной выплаты на улучшение жилищных условий,
установил:
Кузнецов С.В. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Дата обезличена Департамент строительства Ярославской области, рассмотрев учетное дело Кузнецова С.В., отказал ему в выдаче жилищного сертификата, ссылаясь на то, что до Дата обезличена он не состоял на учете нуждающихся как участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в Администрации Ярославского муниципального района.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2008 года, вступившим в законную силу, на Департамент строительства Ярославской области возложена обязанность выдать государственный жилищный сертификат Кузнецову С.В. на семью из трех человек.
Дата обезличена Кузнецову С.В. Департаментом строительства Ярославской области выдан государственный жилищный сертификат на семью из трех человек, удостоверяющий его право на получение и использование субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1 431 000 рублей.
По договору купли-продажи квартиры участнику федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от Дата обезличена, зарегистрированному Дата обезличена, Кузнецовым С.В. и членами его семьи приобретена в долевую собственность квартира, расположенная по АДРЕС 1
Кузнецов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Ярославской области о возложении обязанности предоставить доплату социальной выплаты на улучшение жилищных условий. В исковом заявлении указал, что с произведенным Департаментом строительства Ярославской области размером причитающейся субсидии он не согласен, так как расчет субсидии произведен исходя из установленного Постановлением Правительством РФ от 21.03.2006 г. №153 норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2009 года по Российской Федерации. Однако в силу ранее установленного Постановлением Правительства РФ №866 от 29.12.2004 г. правила, применению подлежал норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации. Применение нормы Постановления Правительства №153 ухудшает его положение по сравнению с ранее установленной нормой, ставит под угрозу реализацию в полном объеме права истца на улучшение жилищных условий, приобретенного истцом в соответствии с ранее действовавшим законодательством. В соответствии с решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 25.12.2008 года Кузнецов С.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с Дата обезличена и имел право на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ №866. Применение же Постановления №153 означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства: часть граждан смогла воспользоваться своим правом на жилищную субсидию и получила ее в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ №866, а другой части таких граждан, в том числе истцу, по независящим от них причинам, субсидия в соответствии с Постановлением Правительства РФ №866 предоставлена не была. Таким образом, размер недополученной субсидии истцом, а следовательно доплаты к выданной ранее субсидии составляет 383 400 рублей. Ответчик на заявление истца по указанным обстоятельствам ответил отказом. Поэтому Кузнецов С.В. просит обязать Департамент строительства ЯО предоставить ему доплату социальной выплаты на улучшение жилищных условий в размере 383 400 рублей.
Судом в качестве соответчика по заявленным исковым требованиям привлечено Министерство регионального развития РФ, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета финансирования мероприятий и государственным заказчиком подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В судебном заседании истец Кузнецов С.В. и его представитель по доверенности Клюкина С.Н. исковые требования поддержали полностью, по их существу дали объяснения, в целом аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно представитель истца по доверенности Клюкина С.Н. пояснила, что действительность выданного государственного жилищного сертификата истцом не оспаривается, а способ исполнения обязанности доплаты выданной субсидии не имеет правового значения, полагает возможным как выдачу дополнительного сертификата, так и взыскание в пользу истца суммы невыплаченной субсидии. Указала, что Кузнецовым С.В. заявление на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" подано в Дата обезличена
Представитель ответчика Департамента строительства Ярославской области по доверенности Ермакова О.Е. исковые требования не признала по изложенным в отзыве на исковое заявление обстоятельствам, которые сводятся к указанию на правомерность действий Департамента. Дополнительно указала, что Департамент строительства ЯО не является распорядителем указанных бюджетных средств, а лишь осуществляет выдачу сертификатов. Испрашиваемыми денежными средствами не обладал и обладать не может. Дата обезличена Кузнецов С.В. обратился в Администрацию ЯМР с рапортом о выдаче ему жилищного сертификата. Во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2008 года Департаментом строительства Ярославской области Дата обезличена Кузнецову С.В. выдан государственный жилищный сертификат в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ на момент обращения за сертификатом, ущемления прав истца Департаментом не допущено. Дополнительно указала, что сертификат является средством удостоверения выдачи субсидии, подлежащей предоставлению только один раз, а установленный законодательством порядок предоставления субсидии исключает как обналичивание целевых средств федерального бюджета, так и их не целевое использование.
Ответчик Министерство регионального развития РФ в судебное заседание своего представителя не прислал, предоставил письменные возражения на исковое заявление, доводы которого сводятся к правомерному предоставлению Департаментом строительства субсидии в размере, указанном в сертификате, при этом расчет социальной выплаты осуществляется в соответствии с порядком, действующим на момент выдачи сертификата, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третьи лица Кузнецов Д.С. и Кузнецова В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо – Министерство финансов РФ – в судебное заседание своего представителя не прислало, о месте и времени рассмотрения настоящего дела извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло.
С учетом мнения участников процесса судом определено рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы учетного дела Кузнецова С.В., суд находит исковые требования Кузнецова С.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона Правительство РФ Постановлением от 21 марта 2006 г. N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее - Правила). В силу указанных Правил основной формой такого обеспечения в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 статьи 2 ЖК РФ) является предоставление участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья; право на получение жилищных субсидий удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 15 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 N 681), действующего в данной редакции с 01.01.2008 года, при расчете размера субсидии для граждан - участников подпрограммы, в том числе граждан-участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Кузнецов С.В. Дата обезличена был включен в список сотрудников УК УФСИН, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь с Дата обезличена как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; Дата обезличена истец подал заявление (рапорт) с просьбой выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью из одного человека, а Дата обезличена департамент строительства ЯО, рассмотрев учетное дело Кузнецова С.В., отказал ему в выдаче жилищного сертификата.
Согласно вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2008 года, Кузнецов С.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на администрацию Ярославского муниципального района ЯО возложена обязанность поставить Кузнецова С.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с Дата обезличена на департамент строительства ЯО возложена обязанность выдать Кузнецову С.В. государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
Департаментом строительства Ярославской области Дата обезличена Кузнецову С.В. выдан государственный жилищный сертификат, удостоверяющий получение за счет средств федерального бюджета субсидии в размере 1 431 000 рублей для приобретения жилого помещения на территории Ярославской области на семью из трех человек.
Согласно договора купли-продажи квартиры участнику федеральной целевой программы «Жилище» от Дата обезличена и свидетельств о государственной регистрации права долевой собственности от Дата обезличена истцом и членами его семьи за средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверенной жилищным сертификатом, в долевую собственность приобретена квартира, расположенная по АДРЕС 1
Из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 следует, что утвержденные Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, и регулируют особый вид правоотношений между государством и гражданами, связанных с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, а также пунктами 2 и 6 Правил определено, что предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, а участие в подпрограмме является добровольным. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (п. 12 - 14) размер субсидии рассчитывается органом исполнительной власти на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Кузнецов С.В. на добровольной основе стал участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» и им было реализовано его право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно абз. 4 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865, гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты и принявшим решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством Российской Федерации.
На момент обращения истца в уполномоченный орган за получением социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверенной жилищным сертификатом, действовали Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153. Действительно, пунктом 15 указанных Правил предусмотрены иные подходы к учету стоимости 1 кв. м общей площади жилья по сравнению с ранее действовавшими Постановлением Правительства РФ №866. Однако, правовая норма пункта 15 Правил соответствует нормам Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установление иного порядка учета стоимости 1 кв.м. общей площади жилья Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 не касается изменения форм обеспечения граждан данной категории жильем, поэтому не противоречит позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.11.2009 года №17-П. Указанная норма не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, в том числе участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а Постановление Правительства РФ, утвердившего Правила, принято в пределах его компетенции, официально опубликовано для всеобщего сведения и недействующим не признано.
Таким образом, Департаментом строительства Ярославской области обоснованно применен порядок выдачи сертификата, установленный Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153.
Кроме того, суд учитывает, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты удостоверяется сертификатом и предоставляется только один раз. Повторной выдачи сертификата Правила не предусматривают.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Кузнецова С.В. удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что при подаче искового заявления истцу в порядке ст. 90 ГПК РФ была предоставлена отсрочка в оплате государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ) в размере 6 044 рубля, то подлежащая взысканию государственная пошлина взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Кузнецову Сергею Валентиновичу отказать.
Взыскать с Кузнецова Сергея Валентиновича госпошлину в доход государства в размере 6 044 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья | М.В. Парменычева |