дело по иску о предоставлении социальной выплаты, решение вступило в силу 06.12.2010 года



Дело № 2-3521/10

Изг. Номер обезличен

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

город Ярославль

20 октября 2010 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

при секретаре Семянниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Атакишиева Низами Мамедага Оглы к Департаменту строительства Ярославской области о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Атакишиев Н.М. обратился в суд с иском об обязании Департамент строительства Ярославской области предоставить ему социальную выплату на улучшение жилищных условий на семью из 1 человека в размере равном произведению общей площади жилого помещения ... квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади в Ярославской области в размере ... рублей. В исковом заявлении указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалидом ... в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы с Дата обезличена бессрочно.

Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 03.10.2006 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как инвалид-участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и поставлен на учет в территориальной администрации Фрунзенского района с Дата обезличена. С Дата обезличена включен в сводный список граждан, подвергшихся воздействию последствий катастрофы на ЧАЭС, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидии. Считает, что имеет право на социальную выплату в размере ... рублей, из следующего расчета: ... кв.м. х 30 100 рублей (средняя рыночная стоимость 1 кв.м. площади по субъектам РФ на третий квартал 2010 года). Истец обращался с заявлением о выдаче социальной выплаты в Департамент строительства по Ярославской области, но ему был дан ответ, что он числится в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по Ярославской области и на получение социальной выплаты в 2010 году с заявлением, не обращался, с чем он не согласен, поскольку считает, что имеет право на социальную выплату. Просит обязать Департамент строительства Ярославской области предоставить ему социальную выплату на улучшение жилищных условий на семью из 1 человека в размере равном произведению общей площади жилого помещения ... квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади в Ярославской области в размере ... рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Клюкина С.Н. заявленные требования истца поддержала, пояснила, что с Дата обезличена истец обращался за социальной выплатой, в Дата обезличена предоставил соответствующее заявление, но сертификат им так и не получен. Кроме того, истец имеет право на получение социальной выплаты в рамках действовавшего ранее Постановления Правительства от 29.12.2004 года № 866, поскольку принятое Постановление Правительства № 153 от 21.03.2006 года, устанавливающее иной порядок расчета выплат, ухудшает его положение. Считает, что расчет выплаты должен быть осуществлен исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади по субъектам РФ на третий квартал 2010 года составляющей 30 100 рублей. Просит обязать Департамент строительства Ярославской области выплатить истцу социальную выплату в размере ... рублей.

Представитель ответчика Департамента строительства Ярославской области по доверенности Антонова Г.А. исковые требования не признала, пояснила, что в целях реализации права на получение социальных выплат истец должен был обратиться с заявлением в установленные сроки, а именно с 01 января по 01 июля каждого года, предшествующего выплате, однако истец обратился за выплатой на 2010 год с пропуском установленного срока, поэтому он включен в список только на 2011 год. В части размера социальной выплаты, пояснила, что она определяется на дату выдачи сертификата и рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра по РФ.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Ярославской области по доверенности Сиднева Н.Н. исковые требования также не признала, поддержала позицию изложенную представителем Департамента строительства Ярославской области.

Третьи лица: Министерство регионального развития РФ, Территориальная администрация Фрунзенского района мэрии города Ярославля, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.

В отзыве на исковое заявление Территориальная администрация Фрунзенского района мэрии г. Ярославля указала, что истец обратился в администрацию с заявлением о включении его в список получателей государственных сертификатов на 2010 год Дата обезличена, т.е. по истечении установленного срока для подачи заявления о выдаче сертификата в планируемом году. Дата обезличена истец вновь обратился с соответствующим заявлением о включении его в список получателей сертификатов на 2011 год и был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год. Также дополнительно указано, что с заявлениями по вопросу включения его в список получателей государственных сертификатов на планируемые 2008, 2009 годы истец, не обращался.

Третье лицо – Департамент финансов Ярославской области, извещенное, надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, ходатайств об отложении дела не представило.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Атакишиева Н.М. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В Постановлении от 29 декабря 2004 года N 866 Правительство Российской Федерации в отношении указанной категории граждан установило порядок (Правила) обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках которого основной формой такого обеспечения в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации) является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья; право на получение жилищных субсидий удостоверяется государственным жилищным сертификатом (указанный документ действовал с 11.01.2005 года и утратил силу с 24.04.2008 года в связи с принятием Постановления Правительства от 10.04.2008 года № 257, где ранее указанные субсидии в отношении данной категории граждан, были заменены на понятие социальные выплаты)

В соответствии с п. 6 Правил размер субсидии рассчитывался как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

На 3 квартал 2010 года согласно приложению к приказу Минрегиона РФ среднерыночная стоимость по Ярославской области 30 100 рублей за 1 кв.м., а по РФ 29 050 рублей. В соответствии с п. 11 Правил размер субсидии рассчитывается органом, осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (действует с 13.04.2006 года) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Указанным документом утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с п. 2,12,15 Правил участие в подпрограмме добровольное, размер субсидии (социальной выплаты в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257) рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При расчете социальной выплаты для граждан- участников подпрограммы, применяется норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают соответствующие документы.

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае в Департамент строительства Ярославской области в соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области № 829 от 18.10.2006 года.

Исковые требования Атакишиева Н.М. сводятся к тому, что он подавал соответствующее заявление с целью получения социальной выплаты, однако до настоящего времени ему выплата не предоставлена, при том, что он имеет право на социальную выплату с Дата обезличена, но претендует на социальную выплату в рамках получения ее в 2010 году, производя соответствующий расчет социальной выплаты, применительно к ценам 1 кв.м. на 3 квартал 2010 года.

Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 03.10.2006 года (вступило в законную силу 17.10.2006 года) по гражданскому делу по иску Атакишиева Н.М. к территориальной администрации Фрунзенского района мэрии города Ярославля, Атакишиев Н.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как инвалид – участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дата обезличена.

Дата обезличена истец обратился в Территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии города Ярославля с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

Решением комиссии по жилищным вопросам территориальной администрации Фрунзенского района от Дата обезличена, а в последствии и приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. Действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с Дата обезличена, т.е. с даты подачи заявления в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии г. Ярославля.

Дата обезличена истец обратился в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии г. Ярославля с заявлением о включении его в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 год.

Однако у суда имеются достаточные основания полагать, что в рамках реализации права на получение социальной выплаты, он обратился с соответствующим заявлением позже установленного срока и в данном случае имеет право на социальную выплату только в 2011 году. Для реализации права на которую, он подал Дата обезличена соответствующее заявление в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии г. Ярославля.

Иных доказательств, о ранее поданных истцом заявлениях с целью получения социальной выплаты, государственного жилищного сертификата, суду не представлено.

В данном случае доводы представителя истца о том, что положения Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 ухудшают положения истца, являются несостоятельными.

Как неоднократно отмечал Конституционный суд РФ в своих определениях (в том числе в определении от 11.05.2006 года № 118-о), изменения в нормативном содержании прав, гарантий, мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенной катастрофы, предоставление новых форм обеспечения их жилыми помещениями, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина и не могут рассматриваться как лишающие данную категорию граждан гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 40, часть 3) возможности улучшения жилищных условий.

Поскольку законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В данном случае заслуживают внимание доводы ответчика - Департамента строительства Ярославской области о том, что положения Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, распространяются, в том числе и на реализацию истцом своего права на предоставление ему мер социальной поддержки, и относятся к процедурному механизму права, по сути, являются механизмом реализации существующего права. Деятельность органов исполнительной власти направлена на реализацию норм материального права и опосредована нормами процедурно - процессуального права.

С учетом вышеуказанного, являются необоснованными доводы представителя истца о расчете социальной выплаты исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 15 данного постановления при расчете социальной выплаты для граждан- участников подпрограммы, применяется норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, а размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Атакишиеву Низами Мамедага Оглы в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

О.Н. Моисеева