дело по заявлению о признании незаконным и отмене приказа департамента по управлению гос. имуществом, решение вступило в законную силу 20.01.2011 года



Дело № 2-3779/2010

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 08 ноября 2010 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.А.,

при секретаре Федоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бобковой Татьяны Константиновны в лице представителя по доверенности Догаймана Олега Борисовича о признании незаконным и отмене приказа Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области об отказе в размещении мотеля с инженерными коммуникациями ПО АДРЕСУ 1,

у с т а н о в и л:

Бобкова Т.К. в лице представителя по доверенности Догаймана О.Б. обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с заявлением об оспаривании приказа Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Бобковой Т.К. в размещении мотеля с инженерными коммуникациями ПО АДРЕСУ 1». В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее ДУГИ) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – мотеля с инженерными коммуникациями ПО АДРЕСУ 1. ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен и направлен в её адрес почтой приказ №, которым ей было отказано в размещении мотеля на земельном участке ориентировочной площадью 7500 кв.м. в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила землепользования и застройки г.Ярославля (далее ПЗЗ), а также имеется разработанная документация – проекты детальной планировки от 1977 года и 1991 года. Согласно данным проектам в этой зоне на испрашиваемом земельном участке предусмотрено благоустройство озелененной зоны отдыха (посадка деревьев и кустарника, разбивка дорожек, газонов и установка малых архитектурных форм). Заявитель полагает данный приказ незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 32 ПЗЗ города Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Р.3 – ландшафтно-рекреационной зоне. В соответствии со ст. 54 указанных Правил к основным видам разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентом, относится размещение мотелей, кемпингов. В силу ст. 3 Правил при осуществлении регулирования землепользования и застройки в городе Ярославле уполномоченными органами применяется разработанная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №190-ФЗ и находящаяся на хранении в органах городского самоуправления градостроительная документация (проекты детальной планировки, проекты застройки и другие виды градостроительной документации) в части не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, Генеральному плану города Ярославля, а также указанным правилам. Заявитель считает, что поскольку отказ противоречит ПЗЗ, Генеральному плану города Ярославля, то он нарушает права заинтересованного лица. Создает ему препятствия в осуществлении прав на возможность строительства мотеля. Бобкова Т.К. просит суд признать данный приказ незаконным.

Заявитель Бобкова Т.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Догайман О.Б. требования поддержал, просил суд в случае удовлетворения требований обязать ДУГИ Ярославской области выполнить мероприятия, предусмотренные постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 года №487 «О взаимодействии при распоряжении земельными участками в городе Ярославле». Дополнительно пояснил, что проект детальной планировки не является градостроительной документацией, следовательно, п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации не применим при рассмотрении заявления Бобковой Т.К. о предоставлении земельного участка.

Представитель заинтересованного лица Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области по доверенности Пуговишников Д.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, представил письменный отзыв (л.д.15-16), доводы которого поддержал.

Заинтересованное лицо Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, просило дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен ст.ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Ярославской области от 27.04.2007 года №21-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле», постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 года №487 «О взаимодействии при распоряжении земельными участками в городе Ярославле».

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Согласно Закону Ярославской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле (далее - земельные участки) в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.

Постановлением Губернатора Ярославской области от 30 мая 2007 г. N 487 «О взаимодействии при распоряжении земельными участками в городе Ярославле» утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, согласно которому гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства в городе Ярославле, обращаются в департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее - департамент), расположенный по адресу: 150000, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 10/3, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (далее - заявление). Заявление регистрируется в департаменте в день поступления.

В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Для подготовки указанной выше информации департамент вправе направлять запросы в органы, осуществляющие функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, органы местного самоуправления, департамент строительства Ярославской области и департамент культуры Ярославской области (далее - уполномоченные органы).

Департамент направляет поступившую информацию в комиссию Правительства области по рассмотрению заявлений о представлении земельных участков в городе Ярославле (далее - комиссия), состав и порядок деятельности которой утверждается постановлением Губернатора области.

Комиссия по результатам рассмотрения информации и документов в течение десяти рабочих дней принимает одно из следующих решений:

- об обращении департамента в органы местного самоуправления о проведении мероприятий, предусмотренных в подпункте 1.5 данного пункта Порядка;

- об оставлении заявления без рассмотрения и возврате его заявителю ввиду обращения в орган, не уполномоченный на рассмотрение такого заявления;

- об отложении рассмотрения заявления до очередного заседания комиссии при возникновении необходимости дополнительной проверки представленных документов;

(в ред. Постановления Губернатора ЯО от 28.12.2009 N 715)

- об отказе в размещении объекта (1.3).

При принятии комиссией решения об отказе в размещении объекта департамент издает приказ об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа и направляет его заявителю в семидневный срок со дня его издания.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бобкова Т.К. обратилась в Правительство Ярославской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка для строительства мотеля с инженерными коммуникациями и согласовании места размещения объекта на земельном участке ПО АДРЕСУ 1.

ДД.ММ.ГГГГ данное заявление зарегистрировано Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области (вх. №).

Приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее ДУГИ) от ДД.ММ.ГГГГ № Бобковой Т.К. отказано в размещении мотеля с инженерными коммуникациями на земельном участке ориентировочной площадью 7 500 кв.м., расположенном ПО АДРЕСУ 1. При этом в приказе указано, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в действие Правила землепользования и застройки города Ярославля, утвержденные решением муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой разработаны проекты детальной планировки. В силу п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонировании территорий). Согласно проектам детальной планировки жилого РАЙОНА 1 на испрашиваемом земельном участке предусмотрено благоустройство озелененной зоны отдыха (посадка деревьев и кустарника, разбивка дорожек, газонов и установка малых архитектурных форм). Данный приказ вступил в силу с момента подписания.

Суд соглашается с доводами представителя ДУГИ Ярославской области об отнесении проектов детальной планировки к градостроительной документации по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.08.2007 года №85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» утверждено Положение о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (Приложение N 1), и Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров (Приложение N 2) (далее Положения).

Пунктом 6 Положения (приложение 31) установлено, что кодировка документов, утвержденных до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации в 2004 году, осуществляется на основании таблицы соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации.

Согласно таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации проект детальной планировки соответствует градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений, а именно проекту планировки территории.

Статья 41 Градостроительного кодекса РФ предусматривает назначение и виды документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (п. 5 ст. 41 ГрК РФ).

В силу ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что проект детальной планировки территории не относится к градостроительной документации, противоречит нормам ГрК РФ, и как следствие не является препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка - необоснованно.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в отношении испрашиваемого земельного участка разработаны проекты детальной планировки: центра города на основании решения Исполнительного комитета Ярославского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № и жилого РАЙОНА 1 на основании решения Исполнительного комитета Ярославского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные решения представлены суду.

Таким образом, оснований для предоставления земельного участка для размещения мотеля с инженерными коммуникациями, в отношении которого разработана градостроительная документация, не имелось в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ.

Суд считает, что разъяснение Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года №Д23-4360, на которое ссылается заявитель (л.д. 14), не противоречит выше указанным нормам действующего земельного и градостроительного законодательства, а лишь конкретизирует изменения в названии градостроительной документации с принятием ГрК РФ. Напротив заместитель директора Департамента недвижимости разъясняет, что задачу проекта детальной планировки в настоящее время выполняет документация по планировке территории, что не противоречит действующему ГрК РФ.

На основании изложенного, суд считает, что приказ ДУГИ Ярославской области не противоречит закону и не нарушает прав заявителя, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Бобковой Татьяны Константиновны в лице представителя по доверенности Догаймана Олега Борисовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья Т.А.Фокина