Дело № 2-4347/10
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 10 декабря 2010 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Ершовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ярославля о признании недействующим (в части) Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействующим (в части) Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года.
В обоснование заявленного требования указал, что разделом 5 данного Положения регламентирован порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так, в соответствии с п. 5.1 Положения, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращается в УЗР с заявлением, в котором указывает цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность гражданина или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
УЗР запрашивает заключение ДАРТГ о возможности использования земельного участка для испрашиваемых целей, публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в газете "Городские новости" и размещает информацию на официальном сайте органов городского самоуправления в сети Интернет с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, условий предоставления. Если по истечении 15 дней со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, УЗР утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также обеспечивает выполнение иных мероприятий по предоставлению земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 5.2 Положения, в случае если в течение 15 дней со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка такое заявление поступило, УЗР обеспечивает проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с разделом 2 Положения.
Согласно п. 5.3 Положения, земельный участок предоставляется без проведения процедуры, предусмотренной пунктами 5.1, 5.2 для государственных или муниципальных нужд, а также в целях проведения изыскательских работ по заявлению лица, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо осуществляющего подготовку земельного участка для его продажи на торгах (продажи права аренды).
УЗР информирует население города о предстоящем предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим пунктом.
Вместе с тем, согласно статье 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
По мнению заявителя, порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установленный разделом 5 Положения, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23.04.2007 года, противоречит положениям ст. 34 ЗК РФ, поскольку не предусматривает процедуру, порядок и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность заинтересованных лиц, не устанавливает срок принятия заявок на получение указанного права, порядок информирования заинтересованных лиц о предполагаемой передаче права собственности на земельный участок.
Между тем, отсутствие правового регулирования предоставления земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством, заинтересованным лицам влечет возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, снижает уровень гарантий государственной защиты прав граждан.
В судебном заседании представитель прокурора г. Ярославля – Трухмаева Е.Г., действующая на основании служебного удостоверения, заявленное требование поддержала согласно доводам, приведенным в заявлении.
Представитель мэрии г. Ярославля Бураков Б.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, поскольку оспариваемые прокурором нормы Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля не препятствуют обращению граждан в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление прокурора. Отметил, что недостаточность правового регулирования тех или иных общественных отношений нормативным правовым актом само по себе не свидетельствует о незаконности данного правового акта.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного прокурором требования, в связи с чем, отказывает в его удовлетворении.
Судом установлено, что постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года утверждено Положение о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля. По своему характеру указанный правовой акт является нормативным, поскольку направлен на его исполнение неопределенным кругом лиц. Данный правовой акт опубликован 28.04.2007 г. в газете «Городские новости» № 28, в связи с чем, подлежит применению.
Разделом 5 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля регламентирован порядок предоставления в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством. При этом, порядок предоставления указанных земельных участков в собственность данным Положением не разработан.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд отмечает, что раздел 5 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года, принят в соответствии и во исполнение положений ст. 34 Земельного кодекса РФ с соблюдением установленной законом компетенции органа местного самоуправления по регулированию процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
По мнению прокурора, указанный раздел Положения является незаконным, поскольку регламентирует процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, исключительно на праве аренды и не определяет процедуру предоставления данных участков в собственность.
Между тем, недостаточность правового регулирования нормативным правовым актом порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не свидетельствует о незаконности данного правового акта. Противоречие правовых норм раздела 5 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля нормам правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе ст. 34 Земельного кодекса РФ, судом не установлено.
Суд отмечает, что оспариваемые прокурором правовые нормы не устанавливают запрет на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность заинтересованных лиц.
С учетом изложенного, суд признает несостоятельными доводы прокурора об ограничении оспариваемыми правовыми нормами права граждан на предоставление им земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность.
Более того, статья 34 ЗК РФ, предоставляя органу местного самоуправления право самостоятельного регулирования вопросов предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установила общую последовательность процедур предоставления земельных участков для данных целей, а именно:
- подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (абз.4 п. 1 ст. 34 ЗК РФ);
- подачу заявок от заинтересованных лиц (п. 2 ст. 34 ЗК РФ) и их рассмотрение;
- утверждение схемы расположения земельного участка, проведение кадастровых работ, предоставление земельного участка (п.п. 4, 5 ст. 34 ЗК РФ).
Таким образом, в силу положений ст. 34 ЗК РФ вид права, на котором планируется предоставить тот или иной земельный участок для целей, не связанных со строительством, определяется органом власти, предполагающим предоставление земельного участка при опубликовании информационного сообщения.
В связи с чем, оснований для признания противоречащим закону и недействующим раздела 5 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору города Ярославля в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | А.В. Мухин |