дело о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, решение вступило в законную силу 27.01.2011



Дело № 2-286/11

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ярославль13 января 2011 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Ершовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопенко Натальи Валерьевны к Военному комиссариату Ярославской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокопенко Н.В., в лице своего представителя на основании доверенности Баутина М.С., обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Ярославской области, отделу Военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам города Ярославля о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.

В обоснование иска указала, что в период <данные изъяты> проходила военную службу по контракту, была уволена с военной службы на основании п.п. «в» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по семейным обстоятельствам).

С ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем части жилого помещения (комнаты), по адресу: ....

В ДД.ММ.ГГГГ Территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поскольку до настоящего времени Прокопенко Н.В. жилым помещением на условиях социального найма по норме предоставления не обеспечена, то полагает, что имеет право на получение от ответчиков компенсации за вынужденный наем ею жилого помещения до улучшения жилищных условий.

Исковые требования мотивирует положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

В связи с чем, истица просит компенсировать ей за счет ответчиков расходы по найму жилого помещения в размере 19 200 рублей за период <данные изъяты>, из расчета 1 200 рублей в месяц, и в размере 75 600 рублей за период <данные изъяты>, из расчета 3 600 рублей в месяц; а также возместить ей понесенные судебные расходы.

В судебное заседание Прокопенко Н.В. не явилась, доверив представление своих интересов в суде Баутину М.С., о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель истца на основании доверенности Баутин М.С. исковые требования Прокопенко Н.В. поддержал, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что обязанность органов Министерства обороны РФ по компенсации гражданам, уволенным с военной службы, расходов за наем жилых помещений не может быть поставлена в зависимость от возникновения между указанными лицами пенсионных отношений.

Представитель ответчика (Военного комиссариата Ярославской области) – Становских В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Прокопенко Н.В. не признал. Отметил, что право на получение компенсации за наем жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы, перед которыми у Министерства обороны РФ на момент их увольнения с военной службы осталась неисполненной обязанность по обеспечению их жильем. При этом, обязанность Военного комиссариата Ярославской области по выплате соответствующей компенсации распространяется только на лиц, уволенных с военной службы, и стоящих в Военном комиссариате Ярославской области на пенсионном обеспечении.

Поскольку Прокопенко Н.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий уже после увольнения с военной службы, права на пенсию по линии Министерства обороны РФ не имеет и на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ярославской области не состоит, то она не имеет права на получение компенсации за наем жилого помещения на основании ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года.

Отдел Военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам города Ярославля явку своего представителя в суд не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен. По информации представителя Военного комиссариата Ярославской области отделы Военного комиссариата по районам города Ярославля являются структурными подразделениями Военного комиссариата Ярославской области без прав юридического лица.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке участвующих в деле лиц.

Выслушав представителей истца и ответчика (Военного комиссариата Ярославской области), изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Прокопенко Н.В., в связи с чем, отказывает в их удовлетворении.

Судом установлено, что Прокопенко Н.В. в период <данные изъяты> проходила военную службу по контракту, была уволена с военной службы на основании п.п. «в» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по семейным обстоятельствам).

С ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после увольнения с военной службы, является нанимателем части жилого помещения (комнаты), по адресу: ...

В 2004 году Территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Поскольку до настоящего времени Прокопенко Н.В. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечена, то полагает, что имеет право на получение от ответчиков компенсации за вынужденный наем ею жилого помещения до улучшения жилищных условий.

Вместе с тем, согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В случае невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Соответствующий порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренных п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», определен постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года, утвердившим Положение «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Пунктом 4 постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 г. установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.

В силу абз. 2 п. 2 Положения «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.

Совокупность вышеприведенных правовых норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» позволяет сделать вывод о том, что правом на получение компенсации за наем жилого помещения от органов Министерства обороны РФ имеют не все граждане РФ, когда-либо проходившие военную службу и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, а лишь граждане, уволенные с военной службы, перед которыми у Министерства обороны РФ на момент их увольнения с военной службы осталась неисполненной обязанность по обеспечению жильем. При этом, обязанность Военного комиссариата Ярославской области по выплате соответствующей компенсации распространяется только на лиц, уволенных с военной службы, и стоящих в Военном комиссариате Ярославской области на пенсионном обеспечении.

Представитель Прокопенко Н.В. не отрицал, что истица проходила военную службу менее 10 лет, была уволена с военной службы не по основаниям достижения ею предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, права на получение пенсии по линии Министерства обороны РФ не имеет, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий уже после увольнения с военной службы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Прокопенко Н.В. права на компенсацию за счет ответчиков расходов по найму жилого помещения до улучшения ее жилищных условий, а также возмещение понесенных судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Прокопенко Натальи Валерьевны отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

СудьяА.В. Мухин