дело по иску о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, решение вступило в законную силу 04.02.2011 года



Дело № 2-112/11

Изг. ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 14 января 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

при секретаре Семянниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чижова Александра Александровича к мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л:

Чижов А.А. обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, требования мотивированы тем, что он решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ был определен в ОРГАНИЗАЦИЯ 1, поскольку его мать - ФИО 1 не в состоянии была обеспечить надлежащее воспитание сына. Впоследствии был определен в ОРГАНИЗАЦИЯ 2, далее по путевке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ поступил в ОРГАНИЗАЦИЯ 3, где находился по ДД.ММ.ГГГГ. В последующем переведен в ОРГАНИЗАЦИЯ 4, где находился на полном государственном обеспечении по ДД.ММ.ГГГГ. Затем проходил обучение в ОРГАНИЗАЦИЯ 5 <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был осужден и отбывал наказание по приговору Мышкинского районного суда. Приговором Тутаевского городского суда был осужден к реальному лишению свободы и отбывал наказание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После обращения Чижова А.А. в Территориальную администрацию Красноперекопского района г. Ярославля, ему отказали в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2010 года признаны незаконными решения администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на Территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии города Ярославля возложена обязанность по постановке Чижова А.А. на учет для внеочередного предоставления по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ.

Просит обязать мэрию города Ярославля, Территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля предоставить ему жилое помещение.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, уточнил, что просит обязать предоставить ему жилое помещение мэрию г. Ярославля. В остальном дал пояснения, аналогичные тексту искового заявления.

Представитель ответчиков – мэрии года Ярославля и Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля по доверенностям Муратова Ю.И. исковые требования Чижова А.А. не признала, пояснила, что истец не обратился с письменным заявлением в администрацию с целью постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, в настоящее время он собирает пакет документов для подачи соответствующего заявления. В данном случае истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Когда истец обратится с заявлением, после приобретения Департаментом строительства по Ярославской области жилого помещения, оно будет ему предоставлено.

Представитель третьих лиц – Правительства Ярославской области и Департамента образования Ярославской области по доверенностям Иванова Т.В. в судебном заседании исковые требования Чижова А.А. не признала, пояснила, что органы местного самоуправления должны предоставить истцу жилое помещение, однако после его постановки на учет в качестве нуждающегося, поскольку он не подал соответствующего заявления, то им не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Представитель третьего лица - Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля по доверенности Зайцева И.В. в судебном заседании исковые требования Чижова А.А. не признала, пояснила, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд считает, требования истца, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2010 года признаны незаконными решения Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чижову А.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На Территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии города Ярославля возложена обязанность по постановке Чижова А.А. на учет для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу 21.09.2010 года.

Судом исследовался вопрос о статусе истца, в частности со ссылками на положения ст. 37 ЖК РСФСР и ст. 57 ЖК РФ, в силу того, что истец не имеет отца, мать его была не в состоянии обеспечить ему надлежащего воспитания, он был определен в дом ребенка, затем в детский дом, не имел закрепленного жилого помещения, соответственно как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Однако после окончания учебного заведения не был обеспечен таковым.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Доводы представителя ответчиков о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора являются необоснованными, поскольку в силу принятого решения суда, вступившего в законную силу, на Территориальную администрацию возложены обязанности по постановке истца на учет нуждающихся, однако данное решение суда администрацией не исполнено, предоставление истцом документов и соответствующего заявления носит формальный характер.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для данной категории лиц.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С учетом указанных положений закона суд приходит к выводу о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на предоставление им жилых помещений как в порядке, предусмотренном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

При этом, если в силу положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанным гражданам обусловлено исключительно окончанием их пребывания в учреждениях, обеспечивающих их содержание, и отсутствием закрепленного за данными лицами жилых помещений, то согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, связано с окончанием пребывания в учреждениях, обеспечивающих их содержание, а также признанием данных граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Рассматривая настоящий спор, суд признает за Чижовым А.А. право на внеочередное предоставление жилья, как на основании Жилищного кодекса РФ, так и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку истец отвечает требованиям данного Федерального закона в части прекращения пребывания в образовательном учреждении и фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

Соответственно предъявленные им требования к мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, подлежат удовлетворению.

Рассматривая настоящий спор, суд исходит их того, что судебная защита предусмотренного федеральным законом права истца на внеочередное предоставление ему жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от реализации указанного права другими лицами, являющимися детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Вместе с тем, в силу статьи 19 Закона Ярославской области от 16 декабря 2009 года № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области.

Согласно Постановлению Правительства Ярославской области № 66-п от 27.02.2008 г. (в редакции постановления Правительства ЯО № 587-п от 10.06.2009 г.), утвердившему Порядок предоставления субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, муниципальным образованиям области предоставляются целевые средства из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы местного самоуправления в свою очередь предоставляют приобретенные за счет целевых средств жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения Чижову А.А. должна быть возложена непосредственно на мэрию г. Ярославля, как орган, наделенный полномочиями по предоставлению жилых помещений лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Суд отмечает, что в настоящее время действующие нормативные правовые акты Ярославской области предусматривают два возможных варианта предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: органом государственной власти Ярославской области путем непосредственного предоставления жилого помещения из государственного жилого фонда ЯО (при наличии такой возможности) или органом местного самоуправления за счет муниципального жилого фонда с выделением органу местного самоуправления соответствующей субсидии из областного бюджета.

Чижовым А.А. заявлено исковое требование о предоставлении ей жилого помещения мэрией г. Ярославля, которое с учетом вышеизложенного подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Чижова Александра Александровича удовлетворить.

Обязать мэрию города Ярославля предоставить Чижову Александру Александровичу жилое помещение на условиях социального найма по нормам предоставления, установленным по г. Ярославлю для указанной категории граждан, во внеочередном порядке.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья О.Н. Моисеева