Дело № 2-4651/2010
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 30 декабря 2010 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Ершовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролова Андрея Владимировича о признании действий Государственного учреждения Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» незаконными и возложении обязанности по признанию безработным,
у с т а н о в и л:
Фролов А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа ГУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля» в признании его безработным.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с целью поиска подходящей работы и представил необходимые документы для постановки на учет. В ГУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля составили карточку персонального учета гражданина ищущего работу №. Никакой подходящей работы Фролову А.В. не предложили, назначили явку на ДД.ММ.ГГГГ. В этот день подходящей работы вновь не предложили, но решение о признании безработным не приняли и не назначили соответствующее пособие, мотивировав свое решение тем, что Фроловым А.В. не предоставлена справка о среднем заработке с последнего места работы. Фролов А.В. считает, что работники ГУ ЦЗН нарушили его право на получение социальной поддержки при потере работы. Просит признать действия ГУ ЦЗН города Ярославля по отказу в признании Фролова А.В. безработным незаконными, обязать ответчика признать его безработным с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель Фролов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, уточнил их в части взыскания с ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля расходов, связанных с рассмотрением дела: транспортных расходов в сумме 24 рублей, расходов по изготовлению ксерокопий документов в сумме 27 рублей.
Дополнительно пояснил, что на протяжении длительного времени, с ... года он неоднократно вставал на учет в ГУ ЦЗН без предоставления справки о среднем заработке, поскольку у него отсутствовала возможность получить её у работодателя ОРГАНИЗАЦИЯ1 В ... году с целью получить указанный документ он обращался к работодателю, однако документ не был выдан. Для истребования данной справки он был вынужден обратиться к мировому судье судебного участка № 7 Дзержинского района г. Ярославля, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЯ1 было обязано выдать Фролову А.В. справку о среднем заработке. Во исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ указанная справка была выдана Фролову А.В., впоследствии указанный документ Фролов А.В. предоставил в ГУ ЦЗН. Данная справка не влияет на размер пособия, поскольку в данном случае оно исчисляется в минимальном размере. На претензию, направленную в адрес ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля, Фролов А.В. получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сообщалось, что он зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, однако в связи с отсутствием справки о среднем заработке, он не может быть признан безработным.
В судебном заседании представитель ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля Семеняка В.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования Фролова А.В. не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск, представленном в материалы дела. Пояснила, что Фролов А.В. в период с ... года по ... год был неоднократно зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, однако, признавался безработным ошибочно, в связи с неправильным толкованием закона работниками центра. При этом, в конце ... года и начале ... года в адрес ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля поступили письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в которых разъяснялось, что при отсутствии справки о среднем заработке гражданин не может быть признан безработным. В силу Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными могут быть признаны граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и предоставившие необходимые документы, в том числе справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Без указанной справки органы службы занятости не вправе принять решение о признании гражданина безработным. Кроме того, отметила, что при приобретении статуса безработного, необходимо учитывать целевое назначение данной меры социальной поддержки, которое состоит в предоставлении безработному временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы. Начиная с ... года, Фролов А.В. регистрируется в ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в качестве безработного, при наступлении неоплачиваемого периода, он снимается с учета и регистрируется повторно, что свидетельствует о том, что истинной причиной желания заявителя в регистрации в качестве безработного является лишь получение социальной помощи, а не намерение трудоустроится.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования Фролова А.В. подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Так, в силу статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 8 "Порядка регистрации безработных граждан", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
На основании части 2 статьи 3 вышеуказанного Закона РФ решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Таким образом, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. При этом, праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов вынести решение о признании гражданина безработным в порядке, установленном законом.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением Фролова А.В. в ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в целях поиска подходящей работы была оформлена карточка персонального учета гражданина, ищущего работу №. Согласно данному документу Фролов А.В. в период с ... года по ... год неоднократно состоял на учете в качестве безработного с получением пособия по безработице. Последним местом работы в карточке значится ОРГАНИЗАЦИЯ1
Как следует из пояснений участвующих в деле лиц, пособие по безработице Фролову А.В. начислялось в минимальном размере, т.к. он не имел 26 недель оплачиваемой работы в течение года, предшествующего датам регистрации в качестве безработного. Справку о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы Фролов А.В. предоставлял единожды – при его обращении ДД.ММ.ГГГГ. При этом, при назначении Фролову А.В. пособия по безработице размер его среднего заработка значения не имел.
Суд отмечает, что частью 3 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда гражданин не может быть признан безработным. Отсутствие у гражданина справки о его среднем заработке по прежнему месту работы, основанием для отказа в признании гражданина безработным не является.
Более того, суд отмечает, что вопрос об обязательности предоставления Фроловым А.В. справки о его среднем заработке в ОРГАНИЗАЦИЯ1 для признания его безработным уже являлся предметом судебного разбирательства.
Так, решением Кировского районного суда г. Ярославля от 01.07.2010 года по заявлению Фролова А.В. (дело № 2-2419/10) были признаны незаконными действия ГУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля», связанные с отказом заявителю в признании его безработным по причине непредоставления Фроловым А.В. справки о его среднем заработке в ОРГАНИЗАЦИЯ1 При этом, судом была отмечена затруднительность получения Фроловым А.В. указанной справки у работодателя и отсутствие ее обязательности для назначения заявителю пособия по безработице в минимальном размере.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку сторонами по делу № 2-2419/10 являлись Фролов А.В. и ГУ ЯО «Центр занятости населения города Ярославля», вынесенные по настоящему делу судебные постановления вступили в законную силу, суд признает преюдициальное значение выводов суда по данному делу для рассматриваемого спора.
Ссылкам представителя ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля на письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.11.2009 года и 10.02.2010 года, запрещающие признавать гражданина безработным без предоставления справки о среднем заработке, решением суда от 01.07.2010 г. по делу 2-2419/10 также была дана соответствующая правовая оценка.
Доводы представителя ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля о том, что целью признания Фролова А.В. безработным является только получение им мер социальной поддержки в виде пособия по безработице, а не трудоустройство, являются несостоятельными, поскольку приобретение статуса безработного в целях получения пособия по безработице в Законе РФ «О занятости населения в РФ» определено как назначение меры социальной поддержки для предоставления безработным временного источника средств к существованию. Доказательств тому, что Фролов А.В. отказывался от предложенной ему подходящей работы суду не представлено.
С учетом изложенного, отказ государственного учреждения Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» в признании Фролова Андрея Владимировича безработным является незаконным.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление гражданина о незаконности действий государственного органа незаконным, принимает решение об обязанности данного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем, суд возлагает на государственное учреждение Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» обязанность по признанию Фролова Андрея Владимировича безработным с ДД.ММ.ГГГГ (момента его обращения в орган службы занятости).
Вместе с тем, заявленные Фроловым А.В. требования о возмещении ему судебных издержек, связанных с проездом в Кировский районный суд г. Ярославля, в размере 24 рублей (4 поездки на троллейбусе), а также расходов по копированию документов (27 рублей) удовлетворению не подлежат ввиду недоказанности заявителем относимости данных расходов к рассматриваемому судом спору.
Так, из представленных в материалы дела билетов на проезд в общественном транспорте, не следует; в каком направлении осуществлялся проезд и для какой цели. Из товарных и кассовых чеков на ксерокопирование документов безусловно не следует, что копии документов оформлялись для обращения заявителя в суд по настоящему спору.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы сторон, признанные судом необходимыми.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд отмечает, что обращение Фролова А.В. в суд было оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей. Указанные расходы, как вынужденно понесенные заявителем для защиты своего нарушенного права, подлежат компенсации ГУ ЯО Центр занятости населения г. Ярославля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия Государственного учреждения Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» по отказу в признании безработным Фролова Андрея Владимировича незаконными.
Обязать Государственное учреждение Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» признать Фролова Андрея Владимировича безработным с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» в пользу Фролова Андрея Владимировича в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.
В компенсации иных судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | А.В. Мухин |