дело по иску о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности, о возложении обязанности обустроить пешеходные переходы через железнодорожные пути, решение вступило в законную силу 11.03.2011 года



Дело № 2- 568 /2011Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е МР О С С И Й С К О ЙФ Е Д Е Р А Ц И И

15 февраля 2011 г.г.Ярославль

Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Тарасовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности, о возложении обязанности обустроить пешеходные переходы через железнодорожные пути,

У С Т А Н О В И Л :

Сосногорский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по оборудованию пешеходных переходов через железнодорожные пути на СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ2, СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ4. Исковые требования мотивированы следующим. Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению представителя совета старейшин НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА1 ФИО1 по вопросу соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В ходе проверки было установлено, что на железнодорожных СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ2, СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ4 железнодорожные пути для перехода граждан не оборудованы станционными пешеходными переходами, при том, что железнодорожные пути расположены в жилой зоне. По объяснениям начальников вышеуказанных железнодорожных станций, граждане осуществляют переход через станционные железнодорожные пути. Отсутствие пешеходных переходов через станционные железнодорожные пути на указанных железнодорожных станциях влечет нарушение прав граждан на безопасные условия эксплуатации железнодорожного транспорта, а также может повлечь транспортные происшествия с причинением вреда жизни или здоровью граждан. Прокурор, ссылаясь на положения ст.ст.2,21 № 17-ФЗ Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ», пп.5-7 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 г. № 18, п.5 «Технических требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути" с учетом уточнений просит признать бездействие ОАО «РЖД» по не оборудованию железнодорожных путей пешеходными переходами в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ2, НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ3, НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ4, НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ5 незаконным, возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести с органами местного самоуправления НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА3, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА4, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА5 согласование мест расположения пешеходных переходов через железнодорожные пути, возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожные пути в местах, согласованных с органами местного самоуправления НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА3, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА4, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА5, пешеходными переходами через железнодорожные пути, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.

В судебном заседании помощник Ярославского транспортного прокурора Ронжина Е.В., действующая по доверенности от Сосногорского транспортного прокурора, исковые требования полностью поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в тексте искового заявления.

Представители ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Желудков А.Г. и Осветина А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признали.

Осветина А.В. дала объяснения, аналогичные отзыву на исковое заявление. Согласно отзыву распоряжением ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ объявлен для руководства и использования в работе приказ Минтранса России от 8.02.2007 г. «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ проезда и прохода через железнодорожные пути» (далее Правила). Пунктом 5 Правил с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению содержания уже существующих пешеходных переходов, в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии. На основании пункта 6 Приказа Минтранса № 18 от 08.02.2007 г. проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. Пункт 7 Правил гласит, что при переезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, железнодорожными переездами и т.д.. Таким образом, переход через железнодорожные переезды допустим, что имеет место на СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ4, СТАНЦИИ2. Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2009 г. № 2655р утверждены «Требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути», по которым пешеходный переход через железнодорожные пути- специально оборудованное место, пересекающее железнодорожные пути, обозначенное знаками и предназначенное для перехода пешеходов. В соответствии с разделом 11 Технических требований пешеходные переходы подразделяются на: вокзальные, станционные, перегонные, совмещенные с автомобильными переездами. В границах СТАНЦИИ2, СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ4 имеются безопасные проходы и проезды через железнодорожные пути- это железнодорожные переезды, обустроенные автоматической визуальной и звуковой сигнализацией, предупреждающей о приближении поездов. Согласно инструкции о железнодорожных переездах, переход граждан должен осуществляться по данным переездам. Маршруты прохода к железнодорожным вокзалам от населенных массивов этих поселков проходят через железнодорожные переезды. Других пересечений не предусмотрено, поскольку отсутствуют улицы данных поселений, пересекающих железную дорогу. В соответствии с п.3 «Технических требований к пешеходным переходам через ж/д пути» пешеходные переходы в одном уровне с верхом головок рельсов устраивают в местах интенсивных пешеходных потоков, что нельзя увидеть в малонаселенных поселках. Согласно п.4 Правил с целью обеспечения безопасного движения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур проводятся необходимые мероприятия, позволяющие иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути, которые содержатся в исправном техническом и безопасном для движения и нахождения граждан состоянии. Считает, что данное требование по вышеуказанным станциям ОАО «РЖД» выполнено. В связи с отсутствием интенсивных потоков движения пассажиров, наличием оборудованных железнодорожных переездов, строительство пешеходных переходов на СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ2, СТАНЦИИ4 не соответствует условиям нормативных документов ОАО «РЖД» и не является обязательным для ответчика. Считает требование истца по обязанию ответчика произвести согласование с органами местного самоуправления вышеуказанных сельских поселений мест расположения пешеходных переходов через железнодорожные пути неисполнимым, в связи с тем, что органы местного самоуправления этих сельских поселений являются третьими лицами, на них не может быть возложена обязанность по проведению согласования мест расположения пешеходных переходов, что потребует возможного разъяснения решения суда.

Представитель ответчика Желудков А.Г. дополнительно пояснил, что случаев применения машинистами экстренного торможения в районе указанных станций, случаев травматизма и железнодорожно-транспортных происшествий за весь период его работы, а это более 10 лет, не было. ... года ОАО «РЖД» проведена работа по определению необходимости обустройства дополнительных пешеходных переходов. Был исследован участок ДИСТАНЦИИ ПУТИ1, установлена необходимость обустройства пешеходных переходов на СТАНЦИИ5 и на СТАНЦИИ6. Необходимость в обустройстве пешеходных переходов на СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ4, СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ2 не установлена.

Представитель третьего лица администрации сельского поселения «Вис» просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве указал, что население поселка пользуется в основном автомобильной дорогой, проходящей через железнодорожный переезд, оборудованный по всем правилам. НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ5 не перспективный, основное население проживает и работает в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ1, поэтому оборудование пешеходными переходами через железнодорожные пути считает нецелесообразным. В случае, если в судебном заседании будет доказана законность требований истца, администрация сельского поселения «Вис» с данным решением суда будет согласна.

Представитель третьего лица администрации сельского поселения «Керки» просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу требований прокурора пояснил, что жители поселка в основном пользуются автомобильным транспортом, так как имеется круглогодичная дорога с асфальтовым покрытием, АВТОБУС1 выполняет перевозку жителей от НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2 до НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА1 и обратно дважды в день. При удовлетворении иска прокурора администрация сельского поселения «Керки» с данным решением суда будет согласна.

Представители третьих лиц администраций муниципальных образований сельских поселений Ираёль и Малая Пера в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, о наличии уважительных причин своей неявки суд в известность не поставили.

Суд с согласия сторон счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно пунктам 6-7 «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 г. (далее-Правила), проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

В соответствии с п.4 Правил с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие:

реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта;

выполнять работы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.

В соответствии с пунктами 10,11 Технических требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути, утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2009 г. № 2655р, пешеходный переход через железнодорожные пути - специально оборудованное место, пересекающее железнодорожные пути, обозначенное знаками и предназначенное для перехода пешеходов.

По месту расположения пешеходные переходы подразделяются на:

- вокзальные - предназначенные для взаимосвязи платформ, пассажирского здания и привокзальной площади между собой (с учетом пересечения пассажирами и багажом перронных железнодорожных путей);

- станционные - пересекающие пути железнодорожной станции для организации движения пассажиров на пассажирские платформы и населения через железнодорожные пути;

- перегонные - расположенные на железнодорожных перегонах и служащие для организации движения пассажиров на пассажирские платформы и (или) населения через железнодорожные пути.

Из представленных в дело документов, в частности, адресных планов, справки ОАО «РЖД» следует, что в районе СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ2 и СТАНЦИИ4 существуют железнодорожные переезды, оснащенные автоматической светофорной сигнализацией, используемые для пересечения железнодорожных путей и пешеходами. Данное обстоятельство прокурором не оспаривается.

Требования прокурора направлены на возложение на ОАО «РЖД» обязанности по организации дополнительных станционных пешеходных переходов на указанных станциях. Требование, как следует из иска, основано на обращении председателя совета старейшин НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА1 ФИО1, повлекшее проведение прокурорской проверки. В обоснование требований прокурором представлены материалы проверки, среди которых объяснения дежурных по вышеуказанным железнодорожным станциям. Согласно представленным объяснениям на железнодорожных станциях специально оборудованных пешеходных переходов для граждан через железнодорожные пути не имеется. Посадка и высадка пассажиров на станциях производится со стороны станции. Железнодорожные переезды располагаются на относительно отдаленном расстоянии от мест посадки и высадки пассажиров на станции (200 м на СТАНЦИИ2, 500 м на СТАНЦИИ3, 600 м на СТАНЦИИ4, 800 м на СТАНЦИИ1). На СТАНЦИИ1 железнодорожным переездом для перехода железнодорожных путей пассажиры не пользуются, а переходят пути напротив здания станции. Так же и на СТАНЦИИ2 и СТАНЦИИ4.

Согласно пунктам 2, 3 Технических требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан через железнодорожные пути в одном уровне с рельсами. Пешеходные переходы в одном уровне с верхом головок рельсов устраивают в местах интенсивных пешеходных потоков, если отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях между железнодорожными путями (мосты, тоннели).

В соответствии с п.17 вышеуказанных Технических требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.

Согласно справке администрации НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ2 проживает 641 человек, в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ3-722 человека, в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ4-1012 человек, в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ5-695 человек.

Из адресного плана НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА5 следует, что поселок расположен большей частью через железнодорожные пути от железнодорожной станции. Однако железнодорожный переезд располагается между поселком и станцией, то есть путь на станцию проходит через железнодорожный переезд. Из объяснений дежурной по железнодорожной СТАНЦИИ3 ФИО2 следует, что ежедневно посадку в поезда и высадку из поездов осуществляют в среднем 15 человек. Пассажиры пользуются железнодорожным переездом.

Из адресной схемы НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА4 следует, что большая часть поселка располагается на той же стороне от железнодорожных путей, что и вокзал. От железнодорожного переезда идет дорога в сторону другой части поселка. По объяснениям начальника железнодорожной СТАНЦИИ2 ФИО3 следует, что ежедневно посадку в поезда осуществляют в среднем 100 человек. Однако железнодорожный переезд от мест высадки пассажиров из поездов располагается на расстоянии 200 м.. По объяснениям представителя ответчика Осветиной А.В., напротив СТАНЦИИ2 располагаются лес и поле.

Из план-схемы НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА3 видно, что практически полностью поселок расположен на той же стороне от железнодорожных путей, что и вокзал. На другой стороне от путей расположена промышленная зона. Из объяснений начальника железнодорожной СТАНЦИИ1 ФИО4 следует, что ежедневно посадку в поезда и высадку из поездов осуществляют в среднем 10 человек.

Согласно адресной схеме НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2 большая часть поселка располагается через железнодорожные пути от вокзала. Однако из схемы видно, что единственная дорога, ведущая к вокзалу, проходит через железнодорожный переезд. Кроме того, следует учитывать объяснения главы НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2 и жителей НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2, из которых видно, что жители НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2 не пользуются железнодорожным транспортом. Об этом также сообщила суду и представитель ответчика Осветина А.В.. По объяснениям ФИО5, начальника железнодорожной СТАНЦИИ4, ежедневно посадку в поезда осуществляет в среднем 10 человек. Жители УЛИЦЫ1 НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА2 –самой удаленной от вокзала и большей части поселка,- в письменном заявлении сообщили, что пользуются железнодорожным переездом и не видят надобности в обустройстве пешеходных переходов на станции.

Исходя из изложенного, суд считает, что прокурором не представлено доказательств того, что в районе СТАНЦИИ1, СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ4 и СТАНЦИИ2 происходит массовый переход пассажиров через железнодорожные пути при отсутствии пешеходных переходов, и существующих железнодорожных переездов недостаточно для обеспечения перехода жителей указанных сельских поселений через пути.

То есть суд приходит к выводу о том, что в районе данных станций отсутствуют интенсивные пешеходные потоки. Потенциальная опасность отсутствия станционных пешеходных переходов на СТАНЦИИ3, СТАНЦИИ4, СТАНЦИИ2 и СТАНЦИИ1 прокурором не доказана. Нормативного обоснования для возложения на ответчика обязанности по несению материальных затрат на обустройство дополнительных станционных пешеходных переходов на этих станциях прокурором не приведено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Сосногорскому транспортному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Ярославский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд города Ярославля.

СудьяИ.Н.Бабикова