дело по заявлению об отмене решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, назначении референдума, решение вступило в законную силу 11.03.2011 года



Дело №2-1031/11

Изг. ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль21 февраля 2011 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

при секретаре Семянниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симона Александра Александровича к муниципалитету города Ярославля об отмене решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, назначении референдума,

У С Т А Н О В И Л:

Симон А.А. обратился в Кировский суд г. Ярославля с заявлением об оспаривании решения муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля и назначении местного референдума города Ярославля с вынесением на референдум вопроса: «Подлежат ли отрешению от своих должностей по причине недоверия со стороны населения города Ярославля мэр Ярославля В.В. Волончунас и его первые заместители С.Н. Ястребов и В.В. Слепцов». В заявлении указано, что на заседании муниципалитета города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ докладчиком по вопросу, вынесенному на повестку дня заседания муниципалитета инициативной группой по проведению местного референдума города Ярославля, был не уполномоченный представитель инициативной группы, а председатель постоянной комиссии муниципалитета по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка ФИО 1; представителю инициативной группы было предоставлено время для выступления, не предусмотренное регламентом муниципалитета для докладчика, т.е. значительно сокращенное; проект решения муниципалитета был внесен не инициативной группой, а председателем муниципалитета города Ярославля ФИО 2; также указано, что местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, которые перечислены в ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», при этом, перечень не является исчерпывающим, поскольку в ч. 2 ст. 16 указанного закона, предоставлено право органам местного самоуправления решать и иные вопросы; также в соответствии с ч. 5 ст. 22 вышеназванного закона представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течении 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума, в случае если референдум не назначен, он назначается судом. Поскольку решение представительного органа местного самоуправления города Ярославля нарушает конституционные права на участие в референдуме, а решение муниципалитета города Ярославля до настоящего времени официально не опубликовано, заявитель просит решение муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля с вынесением на местный референдум города Ярославля вопроса: «Подлежат ли отрешению от своих должностей по причине недоверия со стороны населения города Ярославля мэр Ярославля В.В. Волончунас и его первые заместители С.Н. Ястребов и В.В. Слепцов» - отменить, назначить местный референдум по указанному вопросу.

В судебном заседании Симон А.А. поддержал заявленные требования, пояснил, что процедура принятия вопроса, вынесенного на заседание муниципалитета, была нарушена, поскольку доклад и проект решения должен быть подготовлен инициативной группой, представителям инициативной группы не дали возможность выступить, инициативную группу не известили о дате и времени заседания муниципалитета. Оспариваемое решение муниципалитета подлежит отмене в связи с нарушением процедуры принятия решения. Инициативной группой не ставился вопрос о сокращении сроков полномочий должностных лиц мэра и его первых заместителей или об их отрешении, вопрос касался о недоверии им со стороны населения. Поскольку сроки для принятия решения по вопросу назначения референдума истекли, решение не принято, то данный вопрос подлежит разрешению судом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – муниципалитета города Ярославля по доверенности Бураков Б.В. заявленные требования не признал, просил отказать Симону А.А.в удовлетворении заявления, поскольку представительный орган соответствующего муниципального образования обязан проверить соответствие поставленного на референдум вопроса требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Вопрос, поставленный инициативной группой, не соответствует требованиям вышеуказанной нормы закона, в связи с тем, что не относится к вопросам местного значения, перечень которых приведен и является исчерпывающим, а также в связи с тем, что, по сути, касается вопроса о досрочном прекращении срока полномочий органов местного самоуправления и об освобождении от должности должностных лиц. В силу п. 8 ст. 12 закона, т.е. прямого указания закона, данный вопрос не может быть вынесен на местный референдум. Также указал, что порядок принятия тех или иных вопросов на заседаниях муниципалитета, указан в его регламенте, на законность принятого решения не могли повлиять обстоятельства, что доклад и подготовка проекта решения осуществлялись не представителями инициативной группы.

Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии города Ярославля по доверенности Карпова Е.А. заявленные требования не признала, пояснила, что одним из доводов заявителя является то, что обжалуемое решение не опубликовано, однако данное утверждение не соответствует действительности, поскольку решение муниципалитета № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете ..., ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Симона А.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентирован порядок реализации инициативы проведения местного референдума.

В силу частей 1,2,3 указанной нормы каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию города Ярославля поступило ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля – Регионального Совета (Бюро) Ярославского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», с приложением соответствующего протокола заседания отделения партии.

В соответствии с частью 5 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В связи с тем, что поступившее ходатайство и приложения к нему были признаны соответствующими требованиям указанного закона и Уставу города Ярославля, ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией города Ярославля было принято решение о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в муниципалитет города Ярославля.

В рамках части 6 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 указанного Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Решением муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» признан предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос: «Подлежат ли отрешению от своих должностей по причине недоверия со стороны населения города Ярославля мэр Ярославля В.В. Волончунас и его первые заместители С.Н. Ястребов и В.В. Слепцов», не отвечающим требованиям частей 3 и 8 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3). Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6).

Таким образом, предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местный референдум - это голосование граждан по вопросам местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) также определены вопросы местного значения городского округа.

Статьей 9 Устава города Ярославля также определен перечень вопросов местного значения.

Вопрос, который предлагался к вынесению на референдум, в силу вышеуказанных положений Федерального закона и устава муниципального образования не относится к вопросам местного значения и, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум.

Ссылки заявителя о регламентации в ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий органов местного самоуправления городского округа разрешать иные вопросы, являются не обоснованными, поскольку в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" часть 2 указанной нормы закона признана утратившей силу.

Заслуживают внимание доводы представителя муниципалитета города Ярославля о том, что вопрос, представленный на местный референдум, противоречит и положениям ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку в силу указанной нормы закона на местный референдум не могут быть вынесены вопросы, в том числе о досрочном прекращении срока полномочий органов местного самоуправления, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности.

На основании вышеуказанного, у суда отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения муниципалитета, поскольку оно является соответствующим закону.

Доводы заявителя о том, что обжалуемое решение муниципалитета не опубликовано, опровергаются представленным суду номером газеты ... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором на стр. 2 опубликовано решение муниципалитета.

Позиция заявителя о нарушении процедуры принятия решения, поскольку доклад по вопросу, поставленному на референдум, и проект решения муниципалитета подготовлены не членами инициативной группы, и это повлекло нарушение прав заявителя, является необоснованной.

В соответствии со ст. 72 Устава города Ярославля правом внесения проектов решений в муниципалитет обладают, в том числе инициативные группы граждан, в порядке реализации правотворческой инициативы (ст. 45, 46 Устава города Ярославля). Согласно ст. 36, 45 Устава города Ярославля с правотворческой инициативой может выступать инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Численность инициативной группы должна быть не менее 1 процента от числа жителей города, обладающих избирательным правом. Порядок внесения проектов решений устанавливается регламентом муниципалитета города.

Согласно ст. 37 Регламента муниципалитета города Ярославля, утв. Решением муниципалитета от 06 апреля 2006 года № 232, при внесении в муниципалитет проекта решения представляется:

- текст проекта решения с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права правотворческой инициативы, внесшего (внесших) проект решения.

При внесении проекта решения в муниципалитет субъектами права правотворческой инициативы, деятельность которых осуществляется коллегиально (депутатским объединением, избирательной комиссией города Ярославля, органами территориального самоуправления), к проекту решения прилагается копия решения (протокола) соответствующего субъекта права правотворческой инициативы о внесении проекта решения.

В данном случае у суда отсутствуют основания считать, что инициативная группа, ходатайствующая о проведении местного референдума, отвечает критериям, указанным в Уставе города Ярославля, и что указанной группой в рамках правотворческой инициативы вносился проект решения.

В соответствии со ст. 71 Регламента муниципалитета города Ярославля, утв. Решением муниципалитета от 06 апреля 2006 года № 232 докладчиком по вопросу, включенному в повестку дня, и проекту решения является, как правило, субъект права правотворческой инициативы либо иное лицо по его поручению, однако в ст. 72 Устава города Ярославля также указано, что с докладом могут выступать председатель постоянной комиссии муниципалитета, рабочей группы, депутат по решению постоянной комиссии муниципалитета, рабочей группы, председатель контрольно-счетной палаты муниципалитета по проектам решений, на которые контрольно-счетная палата муниципалитета представила заключения.

Как следует из пояснений заявителя, он участвовал в заседании муниципалитета города Ярославля, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, и имел возможность выступать по вопросу, вынесенному на заседании муниципалитета.

В части его доводов о предоставлении для доклада значительно сокращенного времени, то у суда отсутствуют основания считать, что указанное обстоятельство повлияло на законность принятого муниципалитетом решения.

В рамках п. 11 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона, избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

В соответствии с указанной нормой закона ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией города Ярославля принято решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля.

Оснований для назначения местного референдума судом не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Симону Александру Александровичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

СудьяО.Н. Моисеева