Дело № 2-1093/2011 Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 29 марта 2011 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи И.Н.Бабиковой,
При секретаре Овчинниковой А.М.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора в интересах Климова Александра Ивановича к ОАО «РЖД» о признании права на получение льгот и социальных гарантий,
У С Т А Н О В И Л :
Архангельский транспортный прокурор, выступая в интересах Климова А.И., обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», указав в исковом заявлении следующее. В Архангельскую транспортную прокуратуру обратился Климов А.И., являющийся инвалидом 2 группы, с заявлением о непредоставлении ему определенных коллективным договором Северной железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги» социальных гарантий, предусмотренных для неработающих пенсионеров. Установлено, что Климов А.И. с ДД.ММ.ГГГГ работал в ДОЛЖНОСТИ1 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 Северной железной дороги МПС РФ. Приказом начальника дороги от ДД.ММ.ГГГГ № Климов А.И. уволен на основании п.2 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья. Коллективным договором СЖД-филиала ОАО «РЖД» на ...-... гг. Климов А.И. лишен социальных льгот и гарантий, предусмотренных для неработающих пенсионеров, тогда как указание в коллективном договоре на то, что к неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны ФГУП МПС России является произвольным, противоречит федеральному законодательству: Федеральному закону от 27.02.2003 № 29-ФЗ, Федеральному закону от 10.01.2003 № 17-ФЗ. Климов А.И. в соответствии с приведенными в отраслевых соглашениях и коллективных договорах определениями относится к неработающим пенсионерам железной дороги, поскольку уволен с работы из организации федерального железнодорожного транспорта по инициативе администрации в связи с обнаружением несоответствия работника выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до упразднения службы в составе ФГУП «Северная железная дорога», имущественный комплекс которого внесен в уставный капитал ОАО «РЖД». Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ). Перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы в силу положений ч.1 ст.55 не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Признание ОАО «РЖД» и ее филиалом Северной железной дорогой права на получение социальных льгот за одними работниками, уволившимися, как и Климов А.И. в ...-... г.г., и отказ в предоставлении того же пакета социальных льгот другой категории неработающих пенсионеров Северной железной дороги, уволившихся в тот же период времени из федерального государственного предприятия, является нарушением принципа, изложенного в ч.3 ст.17 Конституции РФ. Права Климова А.И. на гарантированные федеральными законами и предусмотренные правовым актом СЖД-филиала ОАО «РЖД» социальные льготы нарушены преемником работодателя-ОАО «РЖД». Прокурор просит признать за Климовым А.М. право на получение социальных гарантий, предусмотренных положениями коллективного договора Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» на ...-... годы, и обязать ответчика предоставлять Климову А.М. эти социальные гарантии.
В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор требования изменил, просил признать за Климовым А.И. право на получение социальных гарантий, предусмотренных п.п. 6.2, 6.4, 6.11, 6.5, 6.7, 6.8, 6.10 коллективного договора ОАО «РЖД» на ...-... годы.
В судебное заседание истец не явился, уведомлен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Прокурор Фисун О.О. исковые требования поддержала, подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Елисеева К.А. исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Согласно отзыву ст.40 ТК РФ определяет коллективный договор, как акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работодателем и работниками в лице их представителя. С учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными актами, соглашениями. Категории лиц, имеющих право на получение льгот, перечисленных в коллективных договорах ОАО «РЖД» устанавливаются, согласно ст.41 ТК РФ с учетом финансово-экономического положения работодателя. ОАО «РЖД» в целях обеспечения роста уровня мотивации и производительности труда в Коллективном договоре на ...-... годы предусмотрело предоставление дополнительных социальных гарантий неработающим пенсионерам. При этом в разделе 1 определено, кто относится к неработающим пенсионерам. Это – лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из ОАО «РЖД» или до ДД.ММ.ГГГГ из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организациях Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны)-структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. Имущество ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ» в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносилось. Климов А.И. был уволен из ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 СЖД в возрасте 52 лет, однако не в связи с выходом на пенсию по собственному желанию, а по п.2 ст.33 КЗоТ РФ по инициативе администрации, на момент увольнения имел третью рабочую группу инвалидности. Поэтому Климов А.И. не может быть отнесен к категории неработающих пенсионеров, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на ...-... годы. Положения Коллективного договора ОАО «РЖД» связывают обязательства ОАО «РЖД» по предоставлению льгот и социальных гарантий для неработающих пенсионеров ОАО «РЖД» или организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД» (имущество ФГП «Ведомственная охрана МПС России» в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносилось. Предусмотренные коллективным договором льготы и гарантии являются дополнительными по сравнению с установленными действующим законодательством, непредоставление данных льгот не является отменой льгот, предусмотренных действующим законодательством. Выплаты Климову А.И. как пенсионеру-ветерану осуществляло ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в соответствии с договором с ОРГАНИЗАЦИЕЙ1. Просила в иске Ярославскому транспортному прокурору отказать.
Представитель третьего лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные объяснения, согласно которым считает, что Климов А.И. имеет право на льготы и социальные гарантии, установленные Коллективным договором ОАО «РЖД» на ...-... годы. Трудовая деятельность Климова А.И. перед выходом на пенсию проходила на ГП «Северная железная дорога», которое являлось его работодателем. В настоящее время Климов А.И. является неработающим пенсионером, .... ФГУП «СЖД» в 2003 году вместе с другими организациями федерального железнодорожного транспорта было реформировано путем создания единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД». При создании ОАО «РЖД» имущественный комплекс ФГУП «Северная железная дорога» вошел в его уставный капитал. А в соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона № 29-ФЗ от 21.02.2003 г. ОАО «РЖД», созданному в процессе приватизации предприятий федерального железнодорожного транспорта, переданы права и обязанности организаций, имущество которых внесено в его уставный капитал. До создания ОАО «РЖД» в соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения РФ от 30.01.2003 г. № 109р в апреле 2003 года было создано новое юридическое лицо - федеральное государственное унитарное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России). Оно было создано как самостоятельное юридическое лицо и не являлось правопреемником служб и отрядов ведомственной охраны железных дорог МПС РФ, в том числе ФГУП «СЖД», а существовало параллельно с указанными подразделениями до их упразднения в конце 2003 года. При создании ФГП ВО МПС России никакой реорганизации ФГУП «Северная железная дорога» как юридического лица с точки зрения гражданского законодательства не произошло, т.к. не было его слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. На самом деле в ФГУП «Северная железная дорога» произошли внутренние организационно-штатные мероприятия, выразившиеся в исключении из штатного расписания службы и отрядов ведомственной охраны железной дороги. Таким образом, правовых оснований для предоставления социальных гарантий работникам отрядов ведомственной охраны, входивших в структуру ФГУП «СЖД» и уволенных из данной организации до ДД.ММ.ГГГГ, у ФГП ВО ЖДТ России нет. Передача на баланс ФГП ВО МПС России части зданий железных дорог осуществлялась не в порядке реорганизации юридических лиц и без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, а по распоряжению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – МПС России. Передаточного акта или разделительного баланса при этом не составлялось. Вся инфраструктура, тяговый и подвижной состав, приносящие прибыль, остались на балансе железных дорог, а затем вошли в уставный капитал ОАО «РЖД». Климов А.И. никогда не являлся работником ФГП ВО ЖДТ России. До ... года в коллективных договорах ОАО «РЖД» и его филиалов не делалось каких-либо исключений по предоставлению льгот и социальных гарантий неработающим пенсионерам, ушедшим на пенсию из организаций МПС России до реформирования железнодорожного транспорта. Исключив в коллективных договорах из числа неработающих пенсионеров Компании пенсионеров, вышедших на пенсию из ведомственной охраны федеральных государственных унитарных предприятий МПС России, ОАО «РЖД» тем самым ухудшило их положение. Согласно ст.ст.9,50 ТК РФ условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, применению не подлежат.
Представитель третьего лица Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания.
Судом определено рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Климов А.И. работал в ДОЛЖНОСТИ1 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 СЖД. Истец был уволен по п.2 ст.33 КЗоТ РФ по состоянию здоровья.
ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» № 29 от 27.02.2003 года установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. В соответствии с ч.2 ст.3 указанного Федерального Закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. В силу ч.2 ст.4 ФЗ №29 от 27.02.2003 года перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» учреждено ОАО «РЖД», уставный капитал которого формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. В перечне организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предполагается к внесению в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2003 года № 882-р, в том числе названо и ФГУП Северная железная дорога МПС РФ, в состав которой вошло Государственное предприятие Служба военизированной охраны Северной железной дороги.
Распоряжением МПС России 30 января 2003 года создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ». Причем данное ФГП создано в соответствии со ст.8 ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» как самостоятельное юридическое лицо, а не путем реорганизации. Исходя из положения данного Закона, Распоряжения МПС России от 30 января 2003 года №109-р, а также из положений устава ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ», данное предприятие не является правопреемником специализированных служб ведомственной охраны ФГУП СЖД. Впоследствии ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ» на основании Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта №19 от 20.05.2005 года преобразовано в ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что ОАО «РЖД» является правопреемником ФГУП СЖД МПС РФ, включавшего в качестве структурного подразделения службу ведомственной охраны, в которой работал Климов А.И..
Согласно разделу 1 Коллективного договора ОАО «РЖД» на ... – ... годы, неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании или до ДД.ММ.ГГГГ из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организаций Роспрофжела. Коллективным договором для неработающих пенсионеров предусмотрены социальные гарантии.
Истец был уволен в возрасте 52 лет из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой внесено в уставный капитал ОАО «РЖД» до ДД.ММ.ГГГГ, однако не в связи с выходом на пенсию по собственному желанию, а по п.2 ст.33 КЗоТ РФ по инициативе администрации в связи с обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы.
Из представленных в дело документов следует, что истец был уволен по состоянию здоровья на основании справки о получении им третьей группы инвалидности. Увольнение было произведено не по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по состоянию здоровья, а потому по условиям Коллективного договора ОАО «РЖД» на ...-... годы истец не может быть отнесен к категории неработающих пенсионеров, предусмотренной Коллективным договором ОАО «РЖД» на ... – ... годы. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Климова А.И. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Архангельскому транспортному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья И.Н.Бабикова