Дело № 2-867/2011
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 24 февраля 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Трошиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Ярославля о признании недействующим (в части) Регламента муниципалитета города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Прокурор г. Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 статьи 147 и статьи 148 Регламента муниципалитета города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что данными правовыми нормами предусматривается обеспечение деятельности муниципалитета города Ярославля структурными подразделениями мэрии г. Ярославля.
По мнению заявителя, наделение структурных подразделений мэрии г. Ярославля полномочиями по организационному, материально-техническому, правовому и информационному обеспечению деятельности муниципалитета противоречит положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о самостоятельности представительного органа муниципального образования и местной администрации.
В судебном заседании представитель прокурора г. Ярославля – Созинова Л.А., действующая на основании служебного удостоверения, заявленные требования о признании абзаца 1 статьи 147 и статьи 148 Регламента муниципалитета города Ярославля, недействующими поддержала согласно доводам, изложенным в заявлении. Отметила, что поскольку представительный орган муниципального образования (в рассматриваемом случае – муниципалитет города Ярославля) и местная администрация (мэрия города Ярославля) являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими определенным статусом и полномочиями, то их деятельность должна обеспечиваться самостоятельными органами управления (аппаратом) муниципалитета города Ярославля и мэрии г. Ярославля, независимым друг от друга.
Представитель муниципалитета г. Ярославля – Бураков Б.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований прокурора возражал, оспариваемый прокурором правовой акт считает законным, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного прокурором требования, в связи с чем, отказывает в его удовлетворении.
Как установлено судом, решением муниципалитета города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент муниципалитета города Ярославля. Настоящий правовой акт по своему характеру является нормативным, опубликован ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские новости», в связи с чем, подлежит применению.
Частью 1 статьи 147 данного Регламента определено, что деятельность муниципалитета обеспечивается на принципе единого организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности органов городского самоуправления структурными подразделениями мэрии.
При этом, статьей 148 Регламента муниципалитета города Ярославля предусмотрено, что уполномоченными структурными подразделениями мэрии по поручению председателя муниципалитета осуществляются следующие функции:
1) в области организационного обеспечения деятельности муниципалитета:
- формирование проектов планов работы муниципалитета;
- оповещение депутатов, председателя контрольно-счетной палаты муниципалитета, прокурора, осуществляющего надзор за деятельностью органов городского самоуправления, о времени, месте, повестке дня заседаний муниципалитета, постоянных и временных комиссий муниципалитета;
- прием и регистрация текстов проектов решений муниципалитета и поправок к ним;
- оказание помощи депутатам в вопросах подготовки к заседаниям постоянных комиссий муниципалитета, муниципалитета, проектов решений муниципалитета и поправок к ним;
- организация обсуждения проектов решений муниципалитета на заседаниях постоянных комиссий муниципалитета, оказание помощи в обеспечении делопроизводства постоянных комиссий муниципалитета;
- передача текстов проектов решений муниципалитета для рассылки депутатам и заинтересованным лицам;
- формирование проекта повестки дня заседаний муниципалитета;
- подготовка порядка ведения заседания муниципалитета и временного графика заседания;
- ведение рабочей записи заседания муниципалитета и оформление протокола заседания муниципалитета;
- организация учебы депутатов, оказание помощи депутатам в их деятельности;
- составление графика приема избирателей депутатами;
- подборка материалов для подготовки ежегодной информации о деятельности муниципалитета;
- оказание содействия постоянным комиссиям муниципалитета по контролю за исполнением решений муниципалитета мэрией города;
- подготовка информации о выполнении решений муниципалитета на заседания постоянных комиссий муниципалитета;
2) в области материально-технического обеспечения:
- организация изготовления и оформление удостоверений депутатов, папок для работы, соответствующих бланков;
- обеспечение печатания, размножения документов, необходимых для работы муниципалитета;
- подготовка помещения, оборудования для обеспечения заседаний муниципалитета, организация питания депутатов в дни проведения заседаний муниципалитета и постоянных комиссий муниципалитета;
- организация предварительной регистрации депутатов и приглашенных лиц;
- обеспечение депутатов, мэра, контрольно-счетной палаты муниципалитета, прокурора, осуществляющего надзор за деятельностью органов городского самоуправления, проектами решений муниципалитета (материалами по вопросам информационного характера) по вопросам повестки дня по списку, согласованному с председателем муниципалитета;
- оформление и направление принятых муниципалитетом решений в установленные сроки для подписания, обеспечение рассылки решений муниципалитета согласно спискам рассылки, подготовленным субъектами права правотворческой инициативы;
- обеспечение печатания материалов депутатов, связанных с их депутатской деятельностью, обеспечение при необходимости депутатов транспортом;
- осуществление регистрации писем и обращений граждан, организаций в муниципалитет, направление их председателю муниципалитета;
- предоставление по просьбе депутатов или запросу контрольно-счетной палаты муниципалитета копий решений муниципалитета, постановлений мэра, необходимых для работы;
- выпуск ежеквартального сборника решений муниципалитета;
- техническая поддержка и администрирование раздела муниципалитета на официальном сайте города Ярославля в сети Интернет;
- настройка и обеспечение работы электронной почты муниципалитета;
- обеспечение доступа к информационным системам мэрии, предназначенным для общего пользования;
- настройка и сопровождение системы электронного документооборота муниципалитета;
- подготовка и обеспечение работы системы электронного голосования для проведения заседаний муниципалитета, заседаний постоянных комиссий муниципалитета;
- обеспечение рабочей видео- и (или) аудиозаписи заседаний муниципалитета, заседаний постоянных комиссий муниципалитета;
- обеспечение трансляции открытых заседаний муниципалитета по локальным вычислительным сетям структурных подразделений мэрии и обеспечение подключения пользователей этих структурных подразделений к трансляции при наличии технической возможности;
- демонстрация материалов, сопровождающих выступления докладчиков на заседаниях муниципалитета, заседаниях постоянных комиссий муниципалитета;
- оформление протокола электронного голосования заседаний муниципалитета, заседаний постоянных комиссий муниципалитета;
- обеспечение хранения документов муниципалитета;
3) в области правового обеспечения:
- проверка соответствия требованиям законодательства проектов решений муниципалитета, вносимых на рассмотрение муниципалитета;
- участие в подготовке документов правового характера, вносимых на рассмотрение муниципалитета;
- оказание депутатам муниципалитета, постоянным комиссиям муниципалитета юридической помощи в осуществлении депутатской деятельности;
- подготовка предложений и замечаний по проектам федеральных законов и законов Ярославской области, направленных в адрес муниципалитета;
- представление интересов муниципалитета в суде;
4) в области информационного обеспечения:
- обеспечение по согласованию с председателем муниципалитета информирования населения города о деятельности муниципалитета, постоянных комиссий муниципалитета и депутатов о принятых решениях муниципалитета и результатах работы через средства массовой информации;
- обеспечение подготовки и размещения в газете "Городские новости", на официальном сайте города Ярославля в сети Интернет информации о деятельности муниципалитета и депутатов, выступлений депутатов в средствах массовой информации, встречи депутатов с журналистами;
- организация официального опубликования решений муниципалитета;
- размещение на официальном сайте города Ярославля в сети Интернет постановления председателя муниципалитета о созыве заседания муниципалитета, проектов решений, внесенных в муниципалитет.
Рассматривая доводы прокурора, приведенные в обоснование заявленных требований, суд отмечает, что в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица (п. 9 ст. 35). Местная администрация также обладает правами юридического лица (п. 7 ст. 37). Указанные органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34).
Вместе с тем, указанные нормы Федерального закона не содержат предписаний по обеспечению деятельности представительного органа муниципального образования исключительно работниками, состоящими в штате (аппарате) указанного органа, как не содержат запрета и на осуществление организационного обеспечения его деятельности иными способами.
Более того, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает возможность обладания правами юридического лица в отношении представительного органа сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения в случае, если это установлено уставом муниципального образования (п. 9 ст. 35).
Таким образом, настоящим Федеральным законом допускаются случаи, когда представительный орган муниципального образования при обязательности его существования может не обладать правами юридического лица и, соответственно, его деятельность ожжет обеспечиваться только местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования), которая в силу Федерального закона правами юридического лица обладает всегда.
С учетом изложенного может быть сделан вывод, что система при которой организационное обеспечение либо его часть осуществляется работниками иного органа не противоречит смыслу законодательства, общим организационным принципам функционирования системы местного самоуправления в России.
Наличие в Законе Ярославской области от 27.06.2007 г. № 47-з «О Реестре должностей муниципальной службы в Ярославской области» должностей муниципальной службы в аппарате представительного органа муниципального образования также не может расцениваться как запрет обеспечения его деятельности иными способами и означает лишь потенциальную возможность наличия таких должностей в представительном органе муниципального образования.
Исходя из буквального содержания ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», его смысла и системного толкования, может быть сделан вывод, что предусмотренная Регламентом муниципалитета г. Ярославля система обеспечения деятельности муниципалитета города структурными подразделениями мэрии г. Ярославля не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления о признании данного акта недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору города Ярославля в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | А.В. Мухин |