дело по иску о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, решение вступило в законную силу 25.04.2011 года



Дело № 2-661/11

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ярославль28 февраля 2011 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мухина А.В.,

при секретаре Трошиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайдука Николая Михайловича к Военному комиссариату Ярославской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Гайдук Н.М. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Ярославской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.

В обоснование иска указал, что до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям. При увольнении с военной службы жильем обеспечен не был, в связи с чем, до настоящего времени стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы (в УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 1) и вынужден снимать жилье на условиях коммерческого найма.

Поскольку до настоящего времени Гайдук Н.М. жилым помещением на условиях социального найма по норме предоставления не обеспечен, то полагает, что имеет право на получение от ответчика компенсации за вынужденный наем жилого помещения до улучшения его жилищных условий.

Исковые требования мотивирует положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Между тем, Военным комиссариатом Ярославской области истцу в компенсации расходов по найму жилого помещения отказано.

В связи с чем, Гайдук Н.М. просил компенсировать ему за счет ответчика расходы по найму жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание Гайдук Н.М. не явился, доверив представление своих интересов в суде Гайдук Н.Г., о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель истца на основании доверенности Гайдук Н.Г. исковые требования уточнила, с учетом представленных документов, обосновывающих расходы истца по найму жилых помещений, просила взыскать с Военного комиссариата Ярославской области в пользу Гайдука Н.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 16 560 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 110 374 рубля.

Учитывая положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Представитель Военного комиссариата Ярославской области – Становских В.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Гайдука Н.М. возражал, указав, что право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения имеют уволенные в запас военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения в запас жилым помещением и вставшие на соответствующий учет в органах местного самоуправления. Гайдук Н.М. уволен с военной службы, будучи не обеспеченным жилым помещением, однако на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Ярославля не встал, в связи с чем, права на компенсацю за наем жилого помещения не имеет.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Гайдука Н.М. подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.

Судом установлено, что Гайдук Н.М. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям в ... году, имея выслугу лет 21 год 1 месяц.

При увольнении с военной службы Гайдук Н.М. жильем обеспечен не был, в связи с чем, до настоящего времени стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы (в УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 1) и вынужден снимать жилье на условиях коммерческого найма.

После увольнения с военной службы Гайдук Н.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Ярославля не становился.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются, подтверждены материалами дела, в связи с чем, суд считает их установленными.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В случае невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Соответствующий порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренных п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», определен постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года, утвердившим Положение «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Пунктом 4 постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 г. установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.

Согласно п. 1 Положения «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» данное Положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

В силу абз. 2 п. 2 настоящего Положения решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.

Совокупность вышеприведенных правовых норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» позволяет сделать вывод о том, что правом на получение компенсации за наем жилого помещения от органов Министерства обороны РФ имеют граждане РФ, проходившие военную службу и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, перед которыми у Министерства обороны РФ на момент их увольнения с военной службы осталась неисполненной обязанность по обеспечению жильем.

При этом, условие о постановке указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях непосредственно органами местного самоуправления не должно умалять права лиц, имевших право на постановку на соответствующий учет органом местного самоуправления, но в силу различных причин не воспользовавшихся данным правом.

Иное толкование закона повлечет различные правовые гарантии для лиц, имеющих одинаковый правовой статус: лица, уволенные с военные службы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не обеспеченные жилым помещением при увольнении и вынужденные арендовать жилье до выполнения государством своей обязанности по предоставлению им жилых помещений.

Представителем ответчика не оспаривается, что после увольнения с военной службы в ... году Гайдук Н.М. имел право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Ярославля по избранному месту жительства на основании постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", оставаясь на аналогичном учете по месту прохождения службы, однако, данным правом не воспользовался. В связи с изменением законодательства, с 01.01.2005 года соответствующее право о постановке на учет в органе местного самоуправления Гайдуком Н.М. утрачено.

Как следует из пояснений представителя истца, Гайдук Н.М., полагая, что быстрее будет обеспечен жильем по месту прохождения службы, не считал необходимым становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления. О том, что данное обстоятельство может отразиться на его праве на получение компенсации за наем жилья не знал.

Судом установлено, что Гайдук Н.М. отвечал требованиям Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, в связи с чем, имел право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий мэрией г. Ярославля, но не воспользовался данным правом.

Между тем, указанное обстоятельство не должно иметь для истца негативные последствия, связанные с утратой им права на получение денежной компенсации за наем жилья, поскольку разный уровень правовой защиты граждан недопустим.

Более того, суд отмечает, что изменение законодательства не позволяет Гайдуку Н.М. с 01.01.2005 года реализовать данное право иным способом, а именно – путем постановки на соответствующий учет в органе местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд признает за истцом право на получение компенсации за наем жилого помещения от Военного комиссариата Ярославской области - органа Министерства обороны РФ, в котором Гайдук Н.М. состоит на учете в части его пенсионного обеспечения. В данном случае суд исходит из того обстоятельства, что выплата соответствующей компенсации производится государством в целях минимизации бытовых неудобств лиц, уволенных с военной службы, обязанность по обеспечению жилыми помещениями которых им не исполнена.

Судом установлено, что Гайдук Н.М. обратился в Военный комиссариат Ярославской области по вопросу выплаты ему компенсации за наем жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, однако, в выплате ему данной компенсации письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № № было отказано.

Согласно п. 4 Инструкции «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления «Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 235 от 16.06.2005 г., выплата денежной компенсации производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, указанного в заявлении, и за прошедшее время, но не ранее 1 января 2005 года.

Таким образом, исковые требования Гайдука Н.М. (с учетом их уточнения) о взыскании с Военного комиссариата Ярославской области денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, истцом заявлено требование о компенсации ему расходов по найму жилого помещения в общежитии УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 560 рублей из расчета: МЕСЯЦ 1 ... года – 2 010 рублей, остальные месяцы – по 2 910 рублей, уплата которых подтверждена справкой УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 2.

Однако, в силу п. 2 постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2009 года), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 1500 рублей;

в других городах и районных центрах - 1200 рублей;

в прочих населенных пунктах - 900 рублей.

Следовательно, выплате истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года подлежит 7 200 рублей (1200 руб. х 6 мес.).

С ДД.ММ.ГГГГ размер выплачиваемой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, был увеличен с 1 200 рублей до 3 600 рублей.

Истцом заявлено требование о компенсации ему расходов по найму жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В подтверждение понесенных в указанный период времени расходов Гайдуком Н.М. представлены договоры коммерческого найма жилого помещения, согласно которым стоимость найма жилого помещения составляла 3 500 рублей в месяц, а также дополнительные расходы по оплате коммунальных платежей и электроэнергии. Наличие соответствующих расходов истца подтверждено расписками наймодателя и справками ОРГАНИЗАЦИИ 1 и ОРГАНИЗАЦИИ 2.

Согласно данным документам, ежемесячные расходы Гайдука Н.М. по коммерческому найму жилого помещения превышали 3 600 рублей в месяц, однако, в силу положений п. 2 постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции, действовавшей после 01.01.2009 года), размер взыскиваемой в пользу истца компенсации должен быть ограничен указанной суммой.

Таким образом, взысканию в пользу истца за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 86 400 рублей (3 600 руб. х 24 мес.).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Гайдука Николая Михайловича удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Ярославской области в пользу Гайдука Николая Михайловича компенсацию за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

СудьяА.В. Мухин