дело по иску о признании незаконным отказа в оформлении досрочной пенсии и возложении обязанности по оформлению направления, решение вступило в законную силу 22.04.2011 года



Дело № 2-1159/2011

Изг. ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 04 апреля 2011 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Парменычевой М.В.,

при секретаре Медведевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Драпан Ольги Владимировны к ГУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля о признании незаконным отказа в оформлении досрочной пенсии и возложении обязанности по оформлению направления в ПФ РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Драпан О.В. уволена ИП ФИО1 по ч. 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем с должности <данные изъяты>, имея трудовой стаж более 20 лет.

Драпан О.В. обратилась в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ, была признана безработной на основании ст. 3 Закона о занятости населения и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

ДД.ММ.ГГГГ Драпан О.В. достигла возраста 54 года.

ДД.ММ.ГГГГ Драпан О.В. обратилась к директору Центра занятости с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в приоритетном порядке, учитывая отсутствие у нее других доходов, а также то, что ее супруг также получает пенсию и сумма дохода, приходящаяся на каждого члена ее семью ниже прожиточного минимума.

В ответе Центра занятости населения на заявление Драпан О.В. от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю разъяснено, сто в случае возникновения у органа службы занятости финансовой возможности реализации мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ», вопрос о назначении заявителю досрочной трудовой пенсии будет рассмотрен на общих основаниях.

Драпан О.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в оформлении досрочной пенсии. Указала, что имеются все правовые основания для назначения ей досрочной пенсии, в том числе необходимый стаж работы, возраст, отсутствие подходящей для нее работы, в том числе в связи с отсутствием необходимой квалификации. Пункт 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» не содержит такого правового основания оформления досрочной пенсии как финансовые возможности службы занятости. Просит признать недействительным отказ ГУЯО ЦЗН г. Ярославля в назначении ей досрочной трудовой пенсии и обязать ГУЯО ЦЗН г. Ярославля выдать предложение для оформления досрочной пенсии.

В судебном заседании истец Драпан О.В. доводы заявления поддержала. По существу заявленных требований дала объяснения, аналогичные содержанию заявления. Дополнительно пояснила, что в настоящее время проходит очный курс обучения в <данные изъяты> по направлению Центра занятости. Считает, что подходящей работы, в том числе и после повышения ее квалификации, Центр занятости предложить не сможет, так как в связи с ее возрастом у работодателей отсутствует заинтересованность в ее приеме на работу.

Представитель ответчика ГУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля по доверенности Семеняка В.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления. Поддержала доводы письменного отзыва на заявление, согласно которым в настоящее время Драпан О.В. проходит очный курс обучение, в связи с чем она утратила статус безработного, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Драпан О.В. снята с учета в качестве безработного. Дополнительно указала, что возможность трудоустройства истца службой занятости не исчерпана, до направления на обучение истице было выдано 8 направлений на подходящую для нее работу, а также 192 справки о вакансии.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковое заявление Драпан О.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в РФ», деятельность государственной службы занятости населения направлена на содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан», оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

Результатом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в соответствии с пунктом 33 части 2 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006 № 513, является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу.

Из материалов дела следует, что Драпан О.В. была уволена с должности <данные изъяты>, в анкете при постановке на учет в качестве безработного указала, что искомая ею работа должна соответствовать профессии <данные изъяты>. С момента обращения Драпан О.В. в Центр занятости и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Центр занятости располагал вакансиями по профессии <данные изъяты> и осуществил выдачу истице 8 направлений на работу, которая в соответствии с п.1 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» являлась для нее подходящей, а также 192 справки о вакансиях, что подтверждается представленными ЦЗ документами. Таким образом, Центр занятости на момент обращения истицы с заявлением об оформлении досрочной трудовой пенсии на не исчерпал возможности для трудоустройства истицы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ», по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно), уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Данная норма закона является императивной, и, следовательно, право принимать решение о направлении безработных граждан при их согласии на досрочную пенсию предоставлено органам службы занятости. Обязанность органов службы занятости по предоставлению пенсии досрочно законом не установлена.

Судом установлено, что Центр занятости населения не отказывал истице в оформлении досрочной пенсии, Драпан О.В. просто ее не предлагали.

Согласно пункту 3 части 2 Постановления Министерства труда и социального развития «Об утверждении порядка работы территориальных органов министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно» от 14.06.2001 № 48, основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание гражданина в установленном порядке безработным; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработного гражданина стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработным гражданином определенного возраста; увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработного гражданина с направлением на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

В соответствии с п. 12 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 458 от 22 апреля 1997 года в случае утраты способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) безработному может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

В силу ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в РФ" занятыми названы лица, проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов государственной службы занятости.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Драпан О.В. обратилась в Центр занятости с заявлением о направлении ее на обучение по специальности <данные изъяты> с целью повышения квалификации, на основании которого приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Драпан О.В. зачислена в число слушателей <данные изъяты>. Приказом заместителя директора ГУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Драпан О.В. снята с учета в качестве безработного в связи с прохождением профессионального обучения, выплата пособия по безработице ей прекращена. Указанный приказ не оспорен истицей, следовательно, у истицы отсутствует статус безработного, а потому в настоящее время правовых оснований выдачи ей направления для оформления досрочной пенсии по старости у службы занятости не имеется.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Драпан О.В. должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Драпан Ольги Владимировны отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья М.В. Парменычева