Дело № 2-1510/2011
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 22 марта 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Драчева Д.А.,
при секретаре Поповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля к Управлению государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании решения органа государственной власти,
у с т а н о в и л :
Территориальная администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля обратилась в суд с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании решения органа государственной власти. В обоснование сослалась на то, что Управлением государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля обязана устранить нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: ликвидировать несанкционированный, несогласованный и не утвержденный установленным порядком пункт прибытия (отправления) автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту Ярославль-Тутаев, находящийся рядом с ТЦ «Лотос» и остановкой общественного транспорта «ул. Волгоградская».
Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным в связи возложением на территориальную администрацию Дзержинского района мэрии города Ярославля обязанностей, не относящихся к полномочиям территориальных администраций мэрии города Ярославля.
Согласно предписанию, нормативными правовыми актами, требования которых нарушены территориальной администраций Дзержинского района, являются: Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О противодействии терроризму», п.4.6. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2.
Территориальной администрацией Дзержинского района мэрии города Ярославля не нарушены требования вышеуказанных нормативных правовых актов.
1. Согласно п.7 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Территориальная администрация Дзержинского района является структурным подразделением мэрии города Ярославля. Деятельность территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля осуществляется в соответствии с Положением о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 12.09.2006 N 307, согласно которому вопросы создания условий для предоставления населению транспортных услуг, организации и управления перевозками, размещения подвижного состава и иные вопросы обеспечения транспортного обслуживания населения не входят в полномочия территориальных администраций города. Указанные вопросы с 01.03.2011 отнесены к полномочиям Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (п. 4 решения муниципалитета города Ярославля от 04.02.2011 №425). До 01.03.2011 указанные вопросы входили в полномочия Департамента социально-экономического развития мэрии города Ярославля (решение муниципалитета города Ярославля от 07.06.2007 N 470).
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно Положению о территориальной администрации мэрии города Ярославля (п.36) к полномочиям территориальных администраций отнесено участие в деятельности по профилактике терроризма и экстремизма в пределах, установленных муниципальными правовыми актами мэрии города Ярославля. Такими актами мэрии города Ярославля участие территориальных администраций в деятельности по профилактике терроризма и экстремизма при предоставлении населению транспортных услуг, организации и управлению перевозками, размещению подвижного состава и иных вопросах обеспечения транспортного обслуживания населения не установлено.
2. Маршрут Ярославль-Тутаев является межмуниципальным маршрутом. Согласно ст.5 Закона Ярославской области Закон ЯО от 04.12.2006 N 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» решение об открытии, изменении или закрытии межмупицинальных маршрутов в пригородном и междугородном сообщении принимает уполномоченный орган (орган исполнительной власти Ярославской области, в компетенцию которого входит организация транспортного обслуживании населения). Также Постановлением Правительства ЯО от 03.02.2011 N 45-п «О формировании сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 25.12.2006 N 338-а» утвержден Порядок открытия, изменения и закрытия межмуниципальных маршрутов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области вопросы организации межмуниципальных маршрутов не отнесены.
Приказ Минтранса РФ от Q8.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер (п. 1.4. Положения), поэтому ссылка на его нарушение также необоснованна.
На основании изложенного, заявитель просил предписание Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель территориальной администрации по доверенности Воробьева С.Н. доводы заявления поддержала, дала пояснения, аналогичные тексту заявления.
Представители заинтересованного лица Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Харламов О.М. и Сивов В.Н. возражали против удовлетворения заявления, дали пояснения в соответствии с письменным отзывом. Согласно отзыву, в соответствии с Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Ярославской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ВП-873 фс от 12.08.2009 г., во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 28.01.2011 г. № Пр-216 по вопросам обеспечения безопасности людей на транспорте и в местах их массового пребывания, Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводились проверочные мероприятия по выявлению несанкционированных мест прибытия (отправления) автобусов.
На территории Дзержинского района г. Ярославля выявлен несанкционированный пункт расположенный рядом с ТЦ «Лотос» и ООТ «ул.Волгоградская», по результатам проверки Территориальной администрации Дзержинского района выдано предписание о ликвидации несанкционированного пункта прибытия (отправления).
Указанное требование не связано с созданием условий для предоставления транспортных услуг, организации и управления перевозками, размещением подвижного состава и иными вопросами обеспечения транспортного обслуживания населения, предписание выдано на ликвидацию угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе и жителей Дзержинского района г.Ярославля.
Территориальная администрация Дзержинского района мэрии г.Ярославля в соответствии с Положением о территориальной администрации мэрии г.Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г.Ярославля от 12.09.2006 г. №307 в праве и обязана обеспечить соблюдение законности на территории района.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает заявление территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по результатам проведенной проверки территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля внесено предписание № об устранении нарушений законодательства РФ с выполнением следующих мероприятий: ликвидировать несанкционированный, несогласованный и не утвержденный установленным порядком пункт прибытия (отправления) автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту Ярославль-Тутаев, находящийся рядом с ТЦ «Лотос» и остановкой общественного транспорта «ул. Волгоградская» (л.д. 21).
Территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене указанного предписания как незаконного.
В соответствии с п. 5.1.8. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Согласно п.п. «а», «б» п. 3. Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за реализацией юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства, мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обеспечением транспортной безопасности.
В соответствии с п.п. «п» п. 4. указанного Положения, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверяет их исполнение.
Согласно п. 22.1. Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 г. № ВП-873 фс, Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, Управление, реализуя полномочия по надзору и контролю за соблюдением законодательства о транспортной безопасности, вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений организациям, осуществляющим деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса.
Между тем, территориальная администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля ни перевозочной, ни другой деятельностью, связанной с осуществлением транспортного процесса, не занимается, поскольку это не входит в перечень ее основных функций, что следует из пункта 3.1. Положения о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 г. № 307, в котором перечислены основные функции территориальной администрации.
В соответствии с п. 2.7. Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492, создание условий для предоставления населению города транспортных услуг, организация транспортного обслуживания населения в границах города, являются задачей департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание составлено Управлением государственного автодорожного надзора по Ярославской области в отношении ненадлежащего лица.
Кроме того, суд отмечает, что предписание должностного лица, осуществляющего государственный автодорожный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований транспортной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Такие требования должны быть основаны на конкретных нормах закона.
Между тем, в самом предписании Управления содержится лишь упоминание о нарушении территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии терроризму». При этом каких-либо норм из Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и Федерального закона «О противодействии терроризму», требования которых были нарушены, в предписании не приведено.
По мнению суда, неопределенность правового обоснования предписания Управления в данной части свидетельствует о его необоснованности.
Вместе с тем, суд считает, что в рассматриваемой ситуации положения Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии терроризму» применению не подлежат, поскольку нормы указанных законов не содержат указания на возможность возложения на структурное подразделение органа городского самоуправления обязанностей, изложенных в пункте 1 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылка в предписании на п. 4.6. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 также не свидетельствует о его законности.
Пункт 4.6. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 принятым во исполнение Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусматривающий утверждение местоположения автобусных установок с органами исполнительной власти соответствующей территории, подтверждением существующей у территориальной администрации Дзержинского района обязанности по ликвидации пункта прибытия (отправления) автобусов, не утвержденного в установленном порядке, служить не может.
Как отмечалось выше, в круг основных функций территориальной администрации района вопросы, связанные с осуществлением транспортного процесса, включая его безопасность, не входят. Соответственно, как утверждение местоположения автобусных остановок, так и ликвидация неутвержденных пунктов прибытия (отправления), к числу обязанностей территориальной администрации не относятся.
Кроме того, в силу п. 1.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, требования настоящего Положения для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер. Обязательными для исполнения требования Положения являются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (п. 1.3.).
При этом, на основании п. 5.2.5 Положения, организация контроля за соблюдением маршрутов движения и, соответственно, прибытием автобусов только в места предусмотренные маршрутом, возложена на владельцев автобусов.
Доводы УГАДН по Ярославской области о том, что представление преследовало цель ликвидации угрозы жизни и здоровья граждан суд во внимание не принимает, поскольку предписание государственного органа по надзору в сфере транспорта должно быть основано на нормах закона.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, возлагая на заявителя не предусмотренные законом обязанности и порождая для него негативные последствия, нарушает права заявителя.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля, признает незаконным и отменяет предписание Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
р е ш и л :
Заявление администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Ярославля.
СудьяД.А. Драчев