Дело № 2- 697/2011 Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.Ярославль 15 марта 2011 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи И.Н.Бабиковой,
При секретаре Тарасовой И.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Громко-Лохман Валерии Ильиничны к ОАО «РЖД» о признании права на получение льгот и социальных гарантий и взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Громко-Лохман В.И. обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в Управлении железной дороги-вначале Ярославской, а с ... года-Северной железной дороги. В ... году она в порядке перевода перешла работать в ДОЛЖНОСТЬ1 отдела военизированной охраны. В ... году, выйдя на пенсию, продолжила работать в ПОДРАЗДЕЛЕНИИ1 СЖД. Общий трудовой стаж на железной дороге составил более 44 лет. С ... года она лишена льгот и социальных гарантий, ввиду того, что военизированная охрана не вошла в состав ОАО «РЖД». С учетом уточнений требований просит поставить ее на учет как ветерана Управления СЖД, восстановить ей право на получение льгот и социальных гарантий со дня нарушения ее прав, взыскать с ответчика суммы материальной помощи за период с ... года по ... года включительно в сумме 11.200 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» и Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел).
В судебном заседании Громко-Лохман В.И. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что неоднократно устно обращалась в кадровое подразделение Управления Северной железной дороги с просьбой возобновить ей предоставление льгот, однако впервые письменно обратилась в ... года. Считает, что именно ОАО «РЖД» имеет перед ней обязательства по социальной поддержке.
Участвующая в судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Осветина А.В. исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано следующее. ОАО «РЖД» в целях обеспечения роста уровня мотивации и производительности труда в Коллективном договоре на ...-... годы и Коллективном договоре на ...-... годы предусмотрело предоставление дополнительных социальных гарантий неработающим пенсионерам. При этом в разделе 1 определено, кто относится к неработающим пенсионерам. Это – лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из ОАО «РЖД» или до ДД.ММ.ГГГГ из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организациях Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. Имущество ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ» в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносилось. Деятельность ФГУП «Северная железная дорога» была прекращена 18.05.2004 г., т.е. после создания ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», которое было зарегистрировано 1 апреля 2003 года. Громко-Лохман В.И., хотя и была уволена до ДД.ММ.ГГГГ, но не из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой было внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», поэтому не может быть приравнена к неработающим пенсионерам, имеющим право на получение льгот и дополнительных социальных гарантий, предусмотренных коллективными договорами ОАО «РЖД» на ...-... годы и ...-... годы. В результате реформирования железнодорожного транспорта и на основании письма Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 6.02.2004 г. № НОК-211 пенсионеры-ветераны службы ведомственной охраны сняты с ветеранского учета дороги с ДД.ММ.ГГГГ и переданы на учет ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». ДД.ММ.ГГГГ ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ» и ОРГАНИЗАЦИЯ1 заключили договор о реализации Благотворительной программы «Социальная поддержка пенсионеров-ветеранов железнодорожного транспорта». ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» осуществляли выплаты Громко-Лохман В.И., как пенсионеру –ветерану ведомственной охраны благотворительной помощи за счет средств ФГП ВО ЖДТ РФ, произведенной ОРГАНИЗАЦИИ1 на основании заключенного между ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» и ОРГАНИЗАЦИЕЙ1 договора благотворительного пожертвования № от ДД.ММ.ГГГГ. Предусмотренные коллективными договорами льготы и гарантии являются дополнительными по сравнению с установленными действующим законодательством, непредоставление данных льгот не является отменой льгот, предусмотренных действующим законодательством. Положения коллективных договоров связывают обязательства ОАО «РЖД» по предоставлению льгот и дополнительных социальных гарантий для неработающих пенсионеров ОАО «РЖД» или организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД». Дополнительно пояснила, что постановка на ветеранский учет ОАО «РЖД» носит заявительный характер, соответственно без обращения с заявлением ветеран не может быть включен в списки ветеранов для предоставления благотворительной помощи. Просила в иске Громко-Лохман В.И. отказать.
Третье лицо ФГП ВО ЖДТ РФ явку своего представителя в суд не обеспечило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило письменные объяснения по иску, согласно которым считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Громко-Лохман В.И. проработала на различных должностях на Северной железной дороге около 38 лет. ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости из отдела военизированной охраны Управления СЖД. В настоящее время истец является неработающим пенсионером, инвалидом 2 группы, ветераном труда. ФГУП «СЖД» в 2003 году вместе с другими организациями федерального железнодорожного транспорта было реформировано путем создания единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД». При создании ОАО «РЖД» имущественный комплекс организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе ФГУП «Северная железная дорога» вошел в его уставный капитал. А в соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона № 29-ФЗ от 21.02.2003 г. ОАО «РЖД», созданному в процессе приватизации предприятий федерального железнодорожного транспорта, переданы права и обязанности организаций, имущество которых внесено в его уставный капитал. До создания ОАО «РЖД» в соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения РФ от 30.01.2003 г. № 109р в апреле 2003 года было создано новое юридическое лицо - федеральное государственное унитарное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России). Оно было создано как самостоятельное юридическое лицо и не являлось правопреемником служб и отрядов ведомственной охраны железных дорог МПС РФ, в том числе ФГУП «СЖД», а существовало параллельно с указанными подразделениями до их упразднения в конце 2003 года. При создании ФГП ВО МПС России никакой реорганизации ФГУП «Северная железная дорога» как юридического лица с точки зрения гражданского законодательства не произошло, т.к. не было его слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. На самом деле в ФГУП «Северная железная дорога» произошли внутренние организационно-штатные мероприятия, выразившиеся в исключении из штатного расписания службы и отрядов ведомственной охраны железной дороги. Таким образом, правовых оснований для предоставления социальных гарантий работникам отрядов ведомственной охраны, входивших в структуру ФГУП «СЖД» и уволенных из данной организации до ДД.ММ.ГГГГ, у ФГП ВО ЖДТ России нет. Громко-Лохман В.И. никогда не являлась работником ФГП ВО ЖДТ России, она являлась работником Северной железной дороги МПС России, участвовала в создании ее прибыли, откуда впоследствии и была уволена. Отдел военизированной охраны Управления СЖД, откуда Громко-Лохман В.И. увольнялась на пенсию, не имел в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении какого-либо обособленного имущества и с точки зрения гражданского законодательства не являлся организацией. Передача на баланс ФГП ВО МПС России части зданий железных дорог осуществлялась не в порядке реорганизации юридических лиц и без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, а по распоряжению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – МПС России. Передаточного акта или разделительного баланса при этом не составлялось. Вся инфраструктура, тяговый и подвижной состав, приносящие прибыль, остались на балансе железных дорог, а затем вошли в уставный капитал ОАО «РЖД». До ... года в коллективных договорах ОАО «РЖД» и его филиалов не делалось каких-либо исключений по предоставлению льгот и социальных гарантий неработающим пенсионерам, ушедшим на пенсию из организаций МПС России до реформирования железнодорожного транспорта. Исключив в коллективных договорах на ...-... годы и на ...-... годы из числа неработающих пенсионеров Компании пенсионеров, вышедших на пенсию из ведомственной охраны федеральных государственных унитарных предприятий МПС России, ОАО «РЖД» тем самым ухудшило их положение.
Третье лицо территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Громко-Лохман В.И. подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица принята на работу в Управление Ярославской железной дороги (в дальнейшем- Управление СЖД), где проработала до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Громко-Лохман В.И. принята на работу в отдел военизированной охраны Северной железной дороги на ДОЛЖНОСТЬ1. ДД.ММ.ГГГГ истица уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости. ДД.ММ.ГГГГ она вновь принята на работу по ДОЛЖНОСТИ2 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 Северной железной дороги, проработав до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Громко-Лохман В.И. принята на ДОЛЖНОСТЬ3 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ1 СЖД, откуда уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Громко-Лохман В.И. (л.д.8-12).
ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» № 29 от 27.02.2003 года установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. В соответствии с ч.2 ст.3 указанного Федерального закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. В силу ч.2 ст.4 ФЗ №29 от 27.02.2003 года перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» учреждено ОАО «РЖД», уставный капитал которого формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. В перечне организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предполагается к внесению в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2003 года № 882-р, в том числе названо и ФГУП Северная железная дорога МПС РФ.
Распоряжением МПС России от 30 января 2003 года создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ». Причем данное ФГП создано в соответствии со ст.8 ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» как самостоятельное юридическое лицо, а не путем реорганизации. Исходя из положения данного Закона, Распоряжения МПС России от 30 января 2003 года №109-р, а также из положений устава ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ», данное предприятие не является правопреемником специализированных служб ведомственной охраны ФГУП «СЖД».
В дальнейшем ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ» на основании Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта №19 от 20.05.2005 года преобразовано в ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».
Как следует из штампа в трудовой книжке, истица ДД.ММ.ГГГГ была уволена из отдела военизированной охраны СЖД МПС РФ. Поскольку имущество СЖД МПС РФ, из которого уволилась истица, впоследствии вошло в уставный капитал ОАО «РЖД», ОАО «РЖД» отвечает по обязательствам перед работниками ФГУП СЖД МПС России, в том числе и перед Громко-Лохман В.И..
В судебном заседании нашел подтверждение факт того, что ОАО «РЖД» является правопреемником ФГУП СЖД МПС РФ, включавшего в качестве структурного подразделения службу ведомственной охраны, в которой работала Громко-Лохман В.И..
Согласно разделу 1 Коллективного договора СЖД – филиала ОАО «РЖД» на ... – ... годы и разделу 1 Коллективного договора ОАО «РЖД» на ... – ... годы неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании или до ДД.ММ.ГГГГ из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них профсоюзных организаций.
Указанными Коллективными договорами для неработающих пенсионеров предусмотрены социальные гарантии.
Истица была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», до ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому относится к категории неработающих пенсионеров, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на ... – ... годы, Коллективным договором ОАО «РЖД» на ... – ... годы.
Раздел 1 вышеназванных Коллективных договоров «Основные понятия» предусматривает исключения из числа лиц, относящихся к категории неработающих пенсионеров. Так, к неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (служб военизированной охраны)-структурных подразделений железных дорог- федеральных государственных унитарных предприятий МПС России.
Суд считает необходимым признать за истицей право на получение льгот и социальных гарантий, несмотря на наличие такого исключения в Коллективном договоре ОАО «РЖД» на ...-... годы, и констатирует существование такого права в период действия Коллективного договора ОАО «РЖД» на ...-... годы и Коллективного договора СЖД-филиала ОАО «РЖД» на ...-... годы.
Трудовое законодательство регулирует не только трудовые отношения, но и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст.9 ТК РФ).
Статья 2 ТК РФ предусматривает среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, принцип равенства прав и возможностей работников.
Условия коллективного договора, исключающие из числа неработающих пенсионеров лиц, уволенных из ведомственной охраны, ставят в неравное положение пенсионеров ведомственной охраны по сравнению с пенсионерами других структурных подразделений ФГУП Северная железная дорога, уволившихся по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в один и тот же период времени, а потому ввиду нарушения основополагающих принципов трудового законодательства применению не подлежат.
При этом суд считает, что то обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная материальная помощь, выплата которой предусмотрена пенсионерам-железнодорожникам условиями Коллективных договоров, предоставлялась Громко-Лохман В.И. на основании решения ФГП ВО ЖДТ и за счет его средств, для разрешения настоящего спора правового значения не имеет, поскольку перечисление денежных средств иной организацией для выплат истице никак не влияет на ее право на получение от ОАО «РЖД» льгот и социальных гарантий.
Следовательно, за истицей должно быть признано право на социальные гарантии и льготы для неработающих пенсионеров, установленные Коллективным договором ОАО «РЖД» на ... – ... годы.
В связи с тем, что судом установлено то, что после реорганизации системы федерального железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» приняло на себя соответствующие обязательства перед неработающими пенсионерами, в том числе и Громко-Лохман В.И., суд считает необходимым в целях реализации права на получение льгот и социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на ...-... годы возложить на ОАО «РЖД» обязанность по постановке Громко-Лохман В.И. на ветеранский учет в ОАО «РЖД».
Требование Громко-Лохман В.И. о взыскании в ее пользу невыплаченных сумм материальной помощи подлежит удовлетворению частично.
Условиями вышеуказанных Коллективных договоров предусмотрена выплата неработающим пенсионерам ежемесячной материальной помощи.
Как видно из письма ОРГАНИЗАЦИИ1, с ... года истцу выплачивалась благотворительная помощь за счет средств ФГУП Северная железная дорога. С ДД.ММ.ГГГГ неработающие пенсионеры службы ведомственной охраны исключены из Базы данных ОРГАНИЗАЦИИ1 по СЖД и включены в Базу данных ОРГАНИЗАЦИИ1 по ФГП ВО ЖДТ для оказания ежемесячной материальной помощи. В ... году ФГП ВО ЖДТ расторгло договор благотворительного пожертвования. С ... года выплата благотворительной помощи Громко-Лохман В.И. прекращена.
Согласно материалам дела, истица обратилась с заявлением о предоставлении ей льгот и социальных гарантий незадолго до ДД.ММ.ГГГГ.
В предоставлении ей льгот и социальных гарантий истцу было отказано, о чем направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных в суд ведомственных документов ответчика следует, что выплата сумм материальной помощи осуществляется на основании договора с ОРГАНИЗАЦИЕЙ1 ветеранам, состоящим на ветеранском учете ОАО «РЖД».
По объяснениям представителя ответчика ОАО "РЖД", постановка на ветеранский учет носит заявительный характер. Оснований для выплаты материальной помощи лицам, не состоящим на ветеранском учете, не имеется. Доказательств того, что истец и ранее обращалась с заявлениями о постановке ее на ветеранский учет в ОАО «РЖД» или о предоставлении ей льгот, в частности, выплате ей материальной помощи, истцом не представлено.
Таким образом, суд считает, что право на получение ежемесячной материальной помощи истец имела, однако реализация данного права зависела от волеизъявления истца. При таких обстоятельствах в пользу Громко-Лохман В.И. подлежат взысканию суммы материальной помощи за период с ... года по ... года включительно, что, согласно справке ОАО «РЖД» составляет 1.800 рублей - за 4 месяца по 450 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что составляет 400 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Громко-Лохман Валерии Ильиничны к ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить частично.
Признать за Громко-Лохман Валерией Ильиничной право на получение льгот и социальных гарантий, установленных Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на ...-... годы для неработающих пенсионеров и возложить на ОАО «РЖД» обязанность поставить Громко-Лохман Валерию Ильиничну на ветеранский учет ОАО «РЖД».
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Громко-Лохман Валерии Ильиничны 1.750 рублей.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход государства государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья И.Н.Бабикова