Дело № 2-1600/11
Изгот. ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 01 апреля 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Трошиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Раскатова Евгения Руслановича к мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Раскатов Е.Р. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением по правилам ст. 30 Закона РФ «О милиции». Просит суд обязать мэрию г. Ярославля обеспечить его жилым помещением в виде отдельной квартиры по установленным законодательствам нормам на семью из 4 человек.
В судебном заседании Раскатов Е.Р. исковые требования поддержал согласно доводам, приведенным в исковом заявлении. Отметил, что в ДД.ММ.ГГГГ его семье, состоявшей в тот период времени из 3 человек, Территориальной администрацией Ленинского района мэрии г. Ярославля было предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, но без соблюдения установленных норм, в связи с чем, он с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снимался.
Представители ответчиков: мэрии г. Ярославля – Велитченко С.Н. и Территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля – Цветкова Е.Н., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований Раскатова Е.Р. возражали, указав, что обеспечение жилыми помещениями сотрудников милиции относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, в настоящее время финансирование органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями сотрудников милиции за счет средств федерального бюджета не производится. Порядок компенсации расходов органа местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан не разработан.
Отметили, что с 01 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции». В силу данного закона обеспечение жилыми помещениями сотрудников полиции должно осуществляться за счет федерального бюджета. На органы местного самоуправления соответствующая обязанность не возложена.
Нахождение истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не оспаривали, но просили учесть, что в ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления Раскатову Е.Р. уже предоставлялось жилое помещение по основаниям ст. 30 Закона РФ «О милиции». С указанного времени подлежит исчислению срок исковой давности для защиты Раскатовым Е.Р. своего нарушенного права. В связи с чем, заявили о пропуске истцом срока исковой давности, составляющего 3 года.
Представители третьих лиц: УВД по Ярославской области – Пшонкина Н.Ю. и УВД по г. Ярославлю – Родина Ю.С., действующие на основании доверенностей, исковые требования Раскатова Е.Р. поддержали. Полагают, что при рассмотрении настоящего спора положения ФЗ «О полиции» применению не подлежат, поскольку обязанность мэрии г. Ярославля по предоставлению истцу жилого помещения возникла в период действия Закона РФ «О милиции», но не была исполнена органом местного самоуправления надлежащим образом.
Представитель Правительства Ярославской области (третьего лица) – Трыкова Ю.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, решение спора по иску Раскатова Е.Р. оставила на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица: Раскатова Ю.В., Министерство финансов РФ (в лице УФК по ЯО) – привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени месте судебного заседания извещены.
С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Раскатова Е.Р. подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Судом установлено, что Раскатов Е.Р. проходит службу в органах внутренних дел г. Ярославля с ДД.ММ.ГГГГ, при этом: с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ Раскатов Е.Р. в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Ленинского РОВД от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ семье Раскатова Е.Р. в составе 3 человек была предоставлена комната № жилой площадью <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> в <адрес>, где истец проживает до настоящего времени.
Поскольку при предоставлении жилого помещения семье Раскатова Е.Р. не была соблюдена норма предоставления в размере 17 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленная постановлением мэра г. Ярославля № 761 от 28.02.2005 г. «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма», то Раскатов Е.Р. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снимался и в настоящее время стоит на данном учете как по месту жительства, что подтверждено в судебном заседании представителем Территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля, так и по месту прохождения службы, что подтверждается соответствующими документами.
Так, согласно списку личного состава и ветеранов органов внутренних дел УВД по г. Ярославлю, состоящих на учете в списках для улучшения жилищных условий на 2011 год, Раскатов Е.Р. с ДД.ММ.ГГГГ стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 2011 год номер очереди Раскатова Е.Р. – №. На основании решения жилищно-бытовой комиссии УВД по г. Ярославлю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) количественный состав семьи Раскатова Е.Р., нуждающейся в улучшении жилищных условий, был увеличен до 4 человек, за счет учета в составе семьи сына истца – ФИО2, родившегося после постановки семьи на соответствующий учет в ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» <данные изъяты>, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры должна быть предоставлена соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в течение 6 месяцев с момента вступления в должность.
Вместе с тем, истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Этим же категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом анализа положений ст. 30 Закона РФ «О милиции» и вышеприведенных норм жилищного законодательства суд приходит к выводу, что истец подлежит обеспечению жильем мэрией г. Ярославля. Поскольку обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие, так как имеет не только не только общегосударственное, но и местное значение. Содержание же муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 октября 2006 года № 485-О в связи с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона РФ «О милиции», подтвердил, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жильем, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу суд признает мэрию г. Ярославля - орган местного самоуправления, на территории которого истец проходит службу.
Возражения представителя мэрии г. Ярославля об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма работникам милиции до ее финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета суд считает несостоятельными. Суд полагает, что гарантированное законом право гражданина на получение жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия разработанного порядка компенсации расходов органа местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан. Вопрос компенсации соответствующих расходов мэрии г. Ярославля за счет средств федерального бюджета может быть разрешен в рамках отдельных правоотношений между органом местного самоуправления и органом государственной власти Российской Федерации.
Возражения представителя мэрии г. Ярославля о неприменимости к рассматриваемым правоотношениям положений Закона РФ «О милиции» вследствие признания данного закона утратившим силу с 01.03.2011 года и введения в действие ФЗ «О полиции» суд также считает необоснованными.
В силу п. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 30 Закона РФ «О милиции», утратившего силу с 01.03.2011 года, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О полиции», вступившего в силу с 01.03.2011 г., обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Таким образом, обе правовые нормы: статья 30 Закона РФ «О милиции» и статья 44 ФЗ «О полиции» - содержат жилищно-правовые нормы, последовательно регулирующие одни и те же правовые отношения.
Вместе с тем, в силу ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Суд отмечает, что жилищные отношения между Раскатовым Е.Р. и мэрией г. Ярославля относительно предоставления истцу жилого помещения на условиях социального найма возникли до вступления в силу ФЗ «О полиции», но не были исполнены по вине ответчика. Таким образом, к данным правоотношениям положения ст. 44 ФЗ «О полиции» применению не подлежат. Соответственно, мэрией г. Ярославля должна быть доисполнена обязанность по предоставлению Раскатову Е.Р. жилого помещения, возникшая на основании ст. 30 Закона РФ «О милиции», независимо от признания данного закона утратившим силу.
Принимая во внимание длящийся характер возникших между ответчиком и истцом отношений по предоставлению жилого помещения, суд отмечает, что исчисление срока исковой давности по рассматриваемому спору с указанной ответчиками даты, неправомерно. В связи с чем, суд признает несостоятельным довод ответчиков о пропуске Раскатовым Е.Р. срока для обращения в суд для защиты своего нарушенного права.
С учетом изложенного, мэрия г. Ярославля обязана предоставить Раскатову Е.Р. жилое помещение в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - отдельную квартиру, по нормам, установленным ст.ст. 50, 57 ЖК РФ, по норме предоставления, установленной для города Ярославля, в черте города, с учетом членов его семьи.
Материалами дела установлено, что состав семьи Раскатова Е.Р. составляет четыре человека: истец – Раскатов Евгений Русланович, жена – Раскатова Юлия Викторовна, дети – ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака, свидетельствами о рождении.
Как следует из материалов дела, ни сам истец, ни члены его семьи собственниками жилых помещений не являются; совместно проживают в жилом помещении, предоставленном на условиях социального найма, занимая при этом жилое помещение общей площадью менее учетной нормы, составляющей 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (п.1.1. постановления мэра г. Ярославля № 761 от 28.02.2005 г. «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма»).
Таким образом, жилое помещение на условиях социального найма должно быть предоставлено Раскатову Е.Р. на семью из четырех человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Раскатова Евгения Руслановича удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля предоставить Раскатову Евгению Руслановичу по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в г. Ярославле на семью из четырех человек, общей площадью не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | А.В. Мухин |