Дело № 2-1135/2011
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 19 апреля 2011 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Балабиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Полицмейстеровой Анастасии Ивановны в лице представителя по доверенности Правдухиной Елены Владимировны к мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Дзержинского района мэрии г.Ярославля о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Полицмейстерова А.И. в лице представителя по доверенности Правдухиной Е.В. обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с исковым заявлением к мэрии г. Ярославля и Территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. В обоснование иска указала, что в настоящее время она зарегистрирована и проживает в коммунальной квартире № по АДРЕСУ 1 в комнате площадью 15,5 кв.м. Общая площадь занимаемого ею жилого помещения составляет 22,5 кв.м. Жилое помещение предоставлено на условиях социального найма. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по АДРЕСУ 1 признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановлению мэра города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ расселение данного жилого дома. До настоящего времени истице другое благоустроенное жилое помещение не предоставлено, проживание в данной квартире опасно для жизни и здоровья.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Правдухина Е.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что безопасность истицы, проживающей в данном жилом помещении, находится под реальной угрозой, поскольку дом грозит обвалом. Полагала, что указанный в постановлении мэра города Ярославля срок о предоставлении жилого помещения до ... года не является препятствием для обязания мэрию города Ярославля предоставить жилое помещение немедленно, до истечения данного срока, поскольку данная обязанность не исполняется с ... года, чем нарушаются права граждан на безопасные условия проживания. Указала, что снятие истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также приобретение ею жилого помещения в собственность ни коим образом не влияет на существующую обязанность мэрии города Ярославля по предоставлению жилого помещения взамен непригодного для проживания, поскольку предоставление жилого помещения взамен аварийного носит компенсационный характер.
Представитель ответчиков мэрии города Ярославля и территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля по доверенностям Воробьева С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв (л.д. 11), доводы которого поддержала, ссылаясь на то, что истица реализовала предоставленное ей, как вдове участника Великой Отечественной Войны, свидетельство о предоставлении единовременной денежной компенсации на строительство или приобретение жилого помещения, то есть улучшила свои жилищные условия.
Департамент строительства и организации жилищной политики мэрии города Ярославля, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель ГУПТИ и УН по Ярославской области по доверенности Ушакова К.В. в судебном заседании представила на обозрение инвентарное дело на приобретенный истицей жилой дом ПО АДРЕСУ 2. Пояснила, что данное жилое помещение состоит из пяти жилых комнат, имеется кухня, ванна, туалет, горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление. Жилой дом благоустроенный, процент износа дома по состоянию на дату последней инвентаризации (... год) составляет 20 %.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев инвентарное дело №, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Полицмейстерова А.И. на условиях социального найма проживает в жилом помещении, в установленном законом порядке признанном аварийным и подлежащим сносу (акт № об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ).
Основаниями для признания дома № по АДРЕСУ 1 непригодным для проживания послужили: значительный физический износ данного жилого дома, который составляет 70 %.
Заключением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу признано, что фундаменты, стены, перекрытия имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.
Постановлением мэра г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «О расселении и сносе жилых домов» жилое помещение, занимаемое истицей, подлежит расселению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем истицы, что Полицмейстерова А.И., как вдова участника Великой Отечественной Войны, ДД.ММ.ГГГГ получила свидетельство № на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, реализовала его путем приобретения жилого дома (... доли), расположенного по АДРЕСУ 2 (л.д.25).
Право собственности истицы на данное жилое помещение, а также земельный участок по данному адресу подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с момента принятия ЖК РФ появилась такая мера социальной поддержки, как предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета членам семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 1 подп. 4 ст. 21, п.п.2,3,3.1 ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Ярославской области постановлением Правительства области от 11.01.2010 года №1-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 6 и п. 12 Порядка предоставление мер социальной поддержки гражданам, осуществляется один раз посредством приобретения гражданами жилых помещений в собственность или участия в долевом строительстве жилого помещения с компенсацией затрат в размере субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - субсидия) либо предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата).
При этом, жилое помещение, приобретенное получателем субсидии, единовременной выплаты, должно быть пригодно для постоянного проживания гражданина и соответствовать установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, а также быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности.
Судом установлено и не оспаривалось представителем истицы в судебном заседании, что приобретенное истицей жилое помещение является благоустроенным, находится в населенном пункте, в нем имеется горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление, свет, телефон, радио, оно соответствует санитарным и техническим правилам. Процент износа дома на ... год составлял 20 %, в связи с чем он является пригодным для проживания.
Доводы представителя истца о том, что данное жилое помещение приобреталось лишь для использования в теплое время года (летом), суд не принимает во внимание, поскольку в данном жилом помещении имеется центральное отопление, каких-либо препятствий в его использовании в любое время года не имеется.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истица реализовала свое право на улучшение жилищных условий, что является основанием для отказа ей в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Полицмейстеровой Анастасии Ивановны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | Т.А. Фокина |