Дело №2-804/11
Изг.ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 19 апреля 2011 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,
при секретаре Гордеевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Галины Михайловны к Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет,
У С Т А Н О В И Л:
Медведева Г.М. обратилась в суд с иском к Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по признанию ее нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки, требования мотивированы тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО 1 В ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление в Территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля с целью получения социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с тем, что на одного члена её семьи приходится жилой площади менее учетной нормы. Однако до настоящего времени ее заявление не рассмотрено и решения не вынесено. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по признанию её нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки, обязать ответчика признать ее нуждающейся в жилом помещении с постановкой на соответствующий учет.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Колейцева Л.А. заявленные требования поддержала, с учетом уточнения, просила признать незаконным распоряжение главы Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, признать Медведеву Г.М. нуждающейся в жилом помещении и предоставлении мер социальной поддержки с постановкой её на соответствующий учет.
Дополнительно указала, что истица проживает в квартире № д. № по <адрес>, совместно с ней проживают: ее внучка Медведева В.А., муж внучки Перчаткин П.А. и временно зарегистрированный сын ФИО 2 (<данные изъяты>). Истица и ее сын ФИО 2 проживают отдельной семьей от семьи внучки и ее мужа. Не ведут общего хозяйства, у них отдельный бюджет, оплачивают коммунальные услуги раздельно. Истица не совершала действий на ухудшение своих жилищных условий, регистрация мужа внучки в квартире истицы в ДД.ММ.ГГГГ связана со вступлением в брак Медведевой В.А. в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля по доверенности Зайцева И.В. заявленные требования не признала, пояснила, что распоряжение главы территориальной администрации является законным, поскольку при рассмотрении заявления истицы были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что истицей намеренно ухудшены жилищные условия. Так в ДД.ММ.ГГГГ истица дала свое согласие на регистрацию в своей квартире мужа внучки, до этого периода времени зарегистрированы в квартире были истица и ее внучка, тем самым ухудшив свои жилищные условия. Кроме того, незадолго до этого Перчаткин П.А. продал свою долю в квартире в <адрес> и зарегистрировался в квартире истицы, ухудшая свои жилищные условия и Медведевой Г.М. При обследовании спорной квартиры, комиссия не обнаружила вещей как Перчаткина П.А., так и внучки истицы. Внучка истицы является студенткой, однако в квартире каких-либо канцелярских принадлежностей, учебников обнаружено не было. Также в квартире отсутствовала домашняя обувь внучки истицы и ее мужа.
Третье лицо – Медведева В.А. в судебном заседании поддержала заявленные истицей требования, пояснила, что в квартире проживают фактически бабушка – истица по делу, она, ее муж и сын бабушки ФИО 2, условия проживания стесненные, из-за чего ФИО 2 вынужден спать на кухне. Проживают они с мужем отдельно от истицы, раздельно ведут хозяйство и бюджет, оплачивают коммунальные услуги, также раздельно.
Третье лицо – Перчаткин П.А., извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, ходатайств об отложении дела не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участникам Великой Отечественной войны.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2)
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области, утв. Постановлением Правительства ЯО от 11.01.2010 N 1-п (ред. от 29.09.2010) (далее - Порядок), определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года st=185N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Порядок распространяется на следующие категории граждан:
- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;
- граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 4 Закона Ярославской области от 27 июня 2007 года № 50-з "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании письменного заявления гражданина, поданного в орган учета.
Как установлено судом, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО 1 и имеет льготы по ст. 21 Закона «О ветеранах», что подтверждается справкой <данные изъяты> (л.д.13).
В соответствии с договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Медведева Г.М. является собственником квартиры №, д. № по <адрес> (л.д.63,70)
ДД.ММ.ГГГГ Медведевой Г.М. подано в Территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля заявление о постановке её на учет, в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Распоряжением главы Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, Медведевой Г.М. было отказано в признании её нуждающейся в жилых помещениях в связи совершением намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
До истечения указанного срока, указанные граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Исходя из технического паспорта <данные изъяты> (л.д.57-62) общая площадь квартиры истицы составляет ... кв.м.
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика, постоянно зарегистрированы в спорной квартире: Медведева Г.М. – собственник; Медведева В.А. – внучка истицы; Перчаткин П.А. – муж внучки (л.д.27), на каждого проживающего приходится по ... кв.м. общей площади.
Истица обратилась в Территориальную администрацию ДД.ММ.ГГГГ, менее чем за месяц до этого, ДД.ММ.ГГГГ с согласия истицы в квартире зарегистрирован муж внучки истицы Перчаткин П.А.
До регистрации в квартире истицы Перчаткин П.А. являлся собственником доли в квартире по адресу: <адрес>, которая была продана в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют выписка из книги квартиросъемщика (л.д.75) и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.76,77). Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные действия, совершенные в короткий период времени (менее 2 месяцев) до обращения истицы в Территориальную администрацию Кировского района мэрии города Ярославля, свидетельствуют об намерено созданной ситуации, при которой истица, могла бы претендовать на признание ее нуждающейся в жилом помещении, и поставлена на соответствующий учет.
При этом, судом также учитывается, что при обследовании жилого помещения истицы с выходом на место Территориальная администрация не установила фактического проживания внучки истицы и ее мужа в спорной квартире, поскольку их вещей обнаружено не было.
Оснований не доверять комиссионному обследованию квартиры у суда не имеется.
Вышеуказанное, таким образом, свидетельствует об искусственно созданной ситуации, при которой истица, зарегистрировав (формально), как собственник жилого помещения Перчаткина П.А., создала условия ее «необеспеченности» жилым помещение исходя из нормы площади на каждого члена семьи менее учетной нормы.
Более того, в совокупности с имеющимися доказательствами по делу, судом также учитывается, выданная Медведевой Г.М. внучке Медведевой В.А. доверенность, датированная ДД.ММ.ГГГГ (за месяц до подачи заявления истицей о признании ее нуждающейся), на сбор справок и документов для отчуждения, принадлежащей ей квартиры, по адресу: <адрес> (л.д.8).
Доводы представителя истицы о раздельном проживании и ведении хозяйства истицей с внучкой и ее мужем Перчаткиным П.А. не имеют правового значения, поскольку факт проживания истицы с Медведевой В.А. и Перчаткиным П.А. не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Представленные фотографии о наличии спальных мест и предметах обихода в квартире, также не свидетельствуют об этом.
Напротив, из представленных фотографий с очевидностью следует, что в указанной квартире отсутствуют предметы и вещи молодых людей Медведевой В.А. и Перчаткина П.А., что подтверждено и комиссионным обследованием квартиры истицы.
На основании вышеизложенного, у суда имеются достаточные основания считать, что истица вправе претендовать на признание ее нуждающейся в жилом помещении, только по истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Отказ Территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля в признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Медведевой Галине Михайловне отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.Н. Моисеева